Л.И. Ядута
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» E-mail: ludmila.yaduta@yandex.ru
В статье обсуждается содержание проблем времени. <...> Акцентируется внимание на
связанности времени с интеллектом, устройством нашего сознания. <...> Понятие времени относится к ряду понятий, являющихся формой представления нашим умом вещей, данных в акте простого или непосредственного восприятия, а именно дерево, мышление, Луна и др. <...> Исходя из такого рода понятий, конструируются теоретические миры
в философском и фундаментальном научном познании, производятся измерения в естественно-научном познании, они широко используются в языке
повседневного общения. <...> Наш ум представляет понятие времени как некий реальный объект,
противостоящий нам в нашей жизнедеятельности и властвующий над ней. <...> Впервые суть проблемы очень тонко и глубоко осознал А. <...> Таким образом, идея времени есть представление ума и она уже содержится в нашем сознании, но мы не знаем, что такое время, у нас отсутствует
концептуальное представление о времени. <...> Концепция времени – это продукт рефлексивного ума, исследовавшего свою собственную идею. <...> При этом время не есть нечто такое, что мы можем
чувственно воспринимать. <...> © Ядута Л.И., 2013
Философия,
международные отношения, право
235
Аристотель связал время с нашим опытом об изменениях в некоторый
период времени. <...> Но время как таковое мы не измеряем потому, что «прошлого уже
нет», «будущего еще нет», а есть только непрерывное настоящее: настоящее прошлого, настоящее настоящего и настоящее будущего. <...> Следовательно, время есть модус изменяющегося мира, а к неизменяющемуся миру понятие времени не применимо. <...> Но понятие изменяющегося мира нам не из чего вывести логически,
оно является допущением. <...> Августин, принимая идею Творца и сотворенного Им мира, допускает становление мира и линейность времени. <...> Хотя время и составлено из «кусочков», «промежутков», но на самом деле оно есть
непрерывное настоящее <...>
ПРОБЛЕМА_ВРЕМЕНИ._ВРЕМЯ_И_ПРИЧИННОСТЬ.pdf
234
УДК 02.15.00
ПРОБЛЕМА ВРЕМЕНИ. ВРЕМЯ И ПРИЧИННОСТЬ
Л.И. Ядута
Новосибирский государственный университет
экономики и управления «НИНХ»
E-mail: ludmila.yaduta@yandex.ru
В статье обсуждается содержание проблем времени. Акцентируется внимание на
связанности времени с интеллектом, устройством нашего сознания.
Ключевые слова: время, мышление, причинность, прошлое, настоящее, будущее.
TIME ISSUE. TIME AND CAUSALITY
L.I. Yaduta
Novosibirsk State University of Economics and Management
E-mail: ludmila.yaduta@yandex.ru
The article discusses the content of time issues. The attention is focused on coherence
of time and intellect, organization of our consciousness.
Key words: time, thinking, causality, past, present, future.
Понятие времени относится к ряду понятий, являющихся формой представления
нашим умом вещей, данных в акте простого или непосредственного
восприятия, а именно дерево, мышление, Луна и др. Термины «дерево»,
«мышление», «луна», «время» обозначают интуитивно-непосредственные,
отчетливые и ясные идеи, которые поэтому и не нуждаются в определении.
Исходя из такого рода понятий, конструируются теоретические миры
в философском и фундаментальном научном познании, производятся измерения
в естественно-научном познании, они широко используются в языке
повседневного общения.
Наш ум представляет понятие времени как некий реальный объект,
противостоящий нам в нашей жизнедеятельности и властвующий над ней.
Впервые суть проблемы очень тонко и глубоко осознал А. Августин:
«Что же такое время? Пока меня о том никто не спрашивает, я понимаю,
нисколько не затрудняясь; но как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь
совершенно в тупик» [1, с. 167].
Таким образом, идея времени есть представление ума и она уже содержится
в нашем сознании, но мы не знаем, что такое время, у нас отсутствует
концептуальное представление о времени. Концепция времени – это продукт
рефлексивного ума, исследовавшего свою собственную идею. Поэтому
индивидуум, вопрошающий о времени, должен достигнуть автосинхронной
референции внутри самого себя. Самосогласованность, предполагая
трансцендирование вопрошающего с феноменологического уровня и исключая
субъект-объектное отношение, позволяет встретиться с реальным
внутренним временем. При этом время не есть нечто такое, что мы можем
чувственно воспринимать. Покидая периферию жизни, вопрошающий попадает
в ее центр.
© Ядута Л.И., 2013
Вестник НГУЭУ • 2013 • № 2
Стр.1