О.М. Родионова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ
И ЭНДОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОЗДОРОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Под общей редакцией
профессора Ю.М. Левина
Москва
Российский университет дружбы народов
2010
1
Стр.2
ББК 51.1
Р 60
Российского университета
дружбы народов
Под общей редакцией
доктора медицинских наук, профессора, заведующего кафедрой эндоэкологии
и клинической лимфологии ФПКМР РУДН, лауреата международной премии
«Профессия – Жизнь» в номинации «Надежда человечества» Ю.М. Левина
Рецензенты:
заведующий кафедрой педиатрии и школьной медицины факультета
усовершенствования врачей РГМУ, доктор медицинских наук, профессор,
главный специалист Департамента здравоохранения г. Москвы,
научный руководитель Центра качества образования Департамента образования
г. Москвы, научный руководитель Центра вегетативных
и сосудистых дисфункций Д.Д. Панков,
главный врач поликлиники № 1 ЦМСЧ № 165,
кандидат медицинских наук Б.И. Лавер
Родионова, О.М.
Р 60 Экологические и эндоэкологические основы оздоровления
студентов [Текст] : монография / О.М. Родионова ; под
общ. ред. проф. Ю.М. Левина. – М. : РУДН, 2010. – 148 с. :
ил.
ISBN 978-5-209-03478-0
В монографии рассматриваются вопросы сохранения и укрепления здоровья
студентов, в том числе организация системы оздоровления в вузах экологического
профиля. Приводятся данные комплексных исследований в различных регионах
РФ. Дается обоснование применения для повышения уровня здоровья студентов
способа нормализации физиологического состояния организма методами
эндоэкологической реабилитации на клеточно-организменном уровне (ЭРЛ). Затрагиваются
вопросы экологического образования в вузах страны.
Книга предназначена для специалистов, работающих в системе организации
здравоохранения, врачей и педагогов, занимающихся проблемами здоровья и
адаптации учащейся молодежи, для студентов и широкого круга читателей, интересующихся
данной темой.
ISBN 978-5-209-03478-0
© О.М. Родионова, 2010
© Российский университет дружбы народов, Издательство, 2010
2
ББК 51.1
РИС Ученого совета
Утверждено
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Список основных терминов и сокращений
ВВЕДЕНИЕ
ЧАСТЬ I. ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ
Глава 1. Современная экологическая ситуация в мире
Глава 2. Уровень здоровья населения в мире и в России
2.1. Факторы, влияющие на состояние здоровья
2.2. Демографические проблемы России
2.3. Состояние здоровья учащейся молодежи
(совместно с В.А. Зерновым, И.С. Арефьевой, Л.П. Свиридкиной,
Н.Г. Гадельшиной)
2.3.1. Студенты РУДН
2.3.2. Студенты колледжа РосНОУ
2.3.3. Студенты МНЭПУ
Глава 3. Оздоровление студенчества
3.1. Организация медицинской помощи студентам
3.2. Диспансерное наблюдение студентов
3.3. Перспективы и направления диспансерного наблюдения
студентов
3.4. Методы оздоровления школьников и студентов
ЧАСТЬ II. ОТ ЭКОЛОГИИ К ЭНДОЭКОЛОГИИ
Глава 1. Эндоэкологическая болезнь как следствие экологического
кризиса
Глава 2. ЭРЛ: сущность метода, применение для оздоровления
и лечения
3
5
7
12
12
34
34
38
40
46
54
64
70
70
74
78
85
88
88
97
Стр.4
2.1. Общее описание метода
2.2. Техническое и лекарственное обеспечение ЭРЛ
2.3. Этапы ЭРЛ
2.4. Возможности применения ЭРЛ
2.5. Особенности реабилитации студентов
Глава 3. Здоровьесберегающее обучение в ВУЗах
3.1. Преподавание валеологии в высших учебных заведениях
3.2. Экология, экология человека и эндоэкологическая медицина
в ВУЗах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
97
102
105
111
116
118
118
124
134
137
4
Стр.5
ВВЕДЕНИЕ
Результаты исследований, рассматривающих различные
аспекты воздействия абиотических, биотических и антропогенных
факторов на организм человека, приводят к неутешительному
выводу: экологический прессинг на человека превысил
способность организма к адаптации. В группу наиболее уязвимой
части населения входит студенческая молодежь – творческий
потенциал будущего страны.
Сохранение и укрепление здоровья студентов – одной из
представительных групп молодежи страны, насчитывающей
свыше 3 миллионов человек [59], является актуальной проблемой
современного общества. Вместе с тем влияние неблагоприятной
экологической ситуации, все возрастающие требования к
уровню подготовки специалистов высшего звена, обусловленные
увеличением потока научной информации, внедрением инновационных
образовательных технологий, приводят к перегрузке
студентов. Повышается психоэмоциональная напряженность,
истощаются адаптационные резервы нервной, эндокринной
и иммунной систем, возрастает вероятность заболеваний
[93].
С 1973 г. в РУДН проводятся исследования по программе
«Здоровье студентов» в составе Госпрограммы АН РАМН и
Высшей школы. Основным методом исследования является
диспансерное наблюдение, проводимое врачами различных
специальностей. Накоплены данные о здоровье студенческой
молодежи более чем из 140 стран мира.
На кафедре экологии человека экологического факультета
медико-эколого-социальные исследования студенческой и
школьной среды проводятся с 1995 г. Так, в 1995-1999 гг. изучали
психофизиологический статус, заболеваемость, социально7
Стр.8
гигиенические особенности режима быта, учебы и отдыха, трудовую
занятость после учебы, распространенность вредных
привычек у 835 школьников и 749 студентов. Установлено, что
к группе практически здоровых можно отнести менее 40%
школьников выпускных классов и менее 17% студентов четвертого
курса.
Для современной студенческой молодежи характерен
чрезвычайно низкий уровень понимания ответственности за
собственное здоровье. Почти у всех обследованных отсутствовали
навыки рациональной организации труда, психогигиены,
досуга, была крайне низкая медицинская активность. При комплексном
исследовании распространения вредных привычек в
школьной и студенческой среде, согласно полученным данным,
к 10-11-му классу курили более 40% старшеклассников, алкоголь
употребляли от 30 до 50% девушек и юношей. Средний
возраст начала приема алкоголя приходился на 12-13 лет. Прием
наркотических веществ школьниками увеличился с 3,24%
в 1996 г. до 23,7% – в 1999 г. В ВУЗах от курса к курсу распространенность
злоупотребления табаком, алкоголем и наркотическими
препаратами возрастает. Так, если на первом курсе
(1996 г.) курящих студентов было 20,8%, принимающих алкоголь
– 75,5%, изредка употребляющих наркотические препараты
(в основном марихуану) – 18,5%, то к четвертому курсу
(1999 г.) курили уже 34,2% студентов, принимали алкоголь –
89,13%, наркотические вещества – 38,2% [79]. Более поздние
исследования показывают неутешительную динамику всех показателей.
В
2005-2007 гг. по результатам обследования 1800 студентов
МНЭПУ [9] были получены данные, которые показали,
что только 10-20% студентов относятся к группе здоровых;
70-80% имеют отклонения в состоянии здоровья или снижение
резервных возможностей различных систем; 10-15% – органические
заболевания.
При оценке причин, вызывающих ухудшение здоровья,
абсолютное большинство студентов указывает нарушение экологической
ситуации (75,5%) и несоблюдение режима дня
8
Стр.9
(40%). Исследования Н.И. Косяковой [57], показали, что менее
20% студентов, считающих себя здоровыми, оказались таковыми
на самом деле. По результатам анкетирования, до 85% респондентов
считают, что они ведут здоровый образ жизни, однако
реально придерживаются правил и требований ЗОЖ менее 10%.
По данным Г.В. Шеметовой (2009) постоянно следили и
укрепляли свое здоровье лишь 6% опрошенных, «по мере возможности
и необходимости» заботились о своем здоровье
11,8% [93].
По нашим данным, все молодые люди, без исключения,
признают важную роль физической культуры в жизни человека,
но при этом регулярно занимаются ею 5-15%. Молодые люди
проявляют интерес к правильному питанию и стараются соблюдать
разнообразие рациона (предпочтение отдается растительной,
молочной и низкокалорийной пище, салатам, морепродуктам),
принимать горячее питание. В то же время абсолютное
большинство употребляет пиво, сладкие газированные
напитки и воды, чипсы.
Анализ приоритетов студентов МНЭПУ [9] показал, что
первое ранговое место – 25% студентов – занимает наличие хорошей
семьи и соблюдение внутрисемейных традиций. В 15% случаев
первое ранговое место разделили успехи в работе/учебе и
здоровье. На последних местах оказались возможность избрания в
руководящие органы и успехи в творчестве. Остальные параметры
заняли срединное положение в следующей последовательности:
материальный уровень жизни, уважение со стороны товарищей,
высокая работоспособность, дружба с интересными людьми, высокие
нравственные качества, уровень культуры.
В конце 2009 г. под эгидой РОС в 10 регионах России и
Беларуси (городах Брянск, Гродно, Грозный, Минск, Москва,
Мурманск, Н. Новгород, Ульяновск, Уфа, Хабаровск) было проведено
социологическое исследование «Здоровье студентов».
Опрошено 4053 студента (Журавлева и др., 2009). Установлен
чрезвычайно низкий уровень культуры здоровья. Практически
треть девушек и четверть юношей начинают заботу о здоровье
только при его ухудшении.
9
Стр.10