Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Экологические и эндоэкологические основы оздоровления студентов (110,00 руб.)

0   0
Первый авторРодионова О. М.
АвторыЛевин Ю. М.
ИздательствоМ.: РУДН
Страниц151
ID221340
АннотацияВ монографии рассматриваются вопросы сохранения и укрепления здоровья студентов, в том числе организация системы оздоровления в вузах экологического профиля. Приводятся данные комплексных исследований в различных регионах РФ. Дается обоснование применения для повышения уровня здоровья студентов способа нормализации физиологического состояния организма методами эндоэкологической реабилитации на клеточно-организменном уровне (ЭРЛ). Затрагиваются вопросы экологического образования в вузах страны.
Кому рекомендованоКнига предназначена для специалистов, работающих в системе организации здравоохранения, врачей и педагогов, занимающихся проблемами здоровья и адаптации учащейся молодежи, для студентов и широкого круга читателей, интересующихся данной темой.
ISBN978-5-209-03478-0
ББК51.1
Родионова, О. М. Экологические и эндоэкологические основы оздоровления студентов : монография / ред. Ю. М. Левин; О. М. Родионова .— Москва : РУДН, 2010 .— 151 с. : ил. — Библиогр.: с. 137-148 (100 назв.) .— ISBN 978-5-209-03478-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/221340 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Родионова Ольга Михайловна кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой экологии человека экологического факультета Российского университета дружбы народов. <...> О.М. Родионова ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭНДОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ Под общей редакцией профессора Ю.М. Левина Москва Российский университет дружбы народов 2010 1 ББК 51.1 Р 60 Утверждено РИС Ученого совета Российского университета дружбы народов Под общей редакцией доктора медицинских наук, профессора, заведующего кафедрой эндоэкологии и клинической лимфологии ФПКМР РУДН, лауреата международной премии «Профессия – Жизнь» в номинации «Надежда человечества» Ю.М. Левина Рецензенты: заведующий кафедрой педиатрии и школьной медицины факультета усовершенствования врачей РГМУ, доктор медицинских наук, профессор, главный специалист Департамента здравоохранения г. Москвы, научный руководитель Центра качества образования Департамента образования <...> г. Москвы, научный руководитель Центра вегетативных и сосудистых дисфункций Д.Д. Панков, главный врач поликлиники № 1 ЦМСЧ № 165, кандидат медицинских наук Б.И. Лавер Р 60 Родионова, О.М. Экологические и эндоэкологические основы оздоровления студентов [Текст] : монография / О.М. Родионова ; под общ. ред. проф. <...> Дается обоснование применения для повышения уровня здоровья студентов способа нормализации физиологического состояния организма методами эндоэкологической реабилитации на клеточно-организменном уровне (ЭРЛ). <...> Уровень здоровья населения в мире и в России 34 <...> Состояние здоровья учащейся молодежи (совместно с В.А. Зерновым, И.С. Арефьевой, Л.П. Свиридкиной, Н.Г. Гадельшиной) 40 <...> Методы оздоровления школьников и студентов 85 Ч А С Т Ь II. <...> Эндоэкологическая болезнь как следствие экологического кризиса 88 Глава 2. <...> ЭРЛ: сущность метода, применение для оздоровления и лечения 3 97 <...> Преподавание валеологии в высших учебных заведениях 118 <...> Экология, экология человека и эндоэкологическая медицина <...>
_Экологические_и_эндоэкологические_основы_оздоровления_студентов.pdf
О.М. Родионова ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭНДОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ Под общей редакцией профессора Ю.М. Левина Москва Российский университет дружбы народов 2010 1
Стр.2
ББК 51.1 Р 60 Российского университета дружбы народов Под общей редакцией доктора медицинских наук, профессора, заведующего кафедрой эндоэкологии и клинической лимфологии ФПКМР РУДН, лауреата международной премии «Профессия – Жизнь» в номинации «Надежда человечества» Ю.М. Левина Рецензенты: заведующий кафедрой педиатрии и школьной медицины факультета усовершенствования врачей РГМУ, доктор медицинских наук, профессор, главный специалист Департамента здравоохранения г. Москвы, научный руководитель Центра качества образования Департамента образования г. Москвы, научный руководитель Центра вегетативных и сосудистых дисфункций Д.Д. Панков, главный врач поликлиники № 1 ЦМСЧ № 165, кандидат медицинских наук Б.И. Лавер Родионова, О.М. Р 60 Экологические и эндоэкологические основы оздоровления студентов [Текст] : монография / О.М. Родионова ; под общ. ред. проф. Ю.М. Левина. – М. : РУДН, 2010. – 148 с. : ил. ISBN 978-5-209-03478-0 В монографии рассматриваются вопросы сохранения и укрепления здоровья студентов, в том числе организация системы оздоровления в вузах экологического профиля. Приводятся данные комплексных исследований в различных регионах РФ. Дается обоснование применения для повышения уровня здоровья студентов способа нормализации физиологического состояния организма методами эндоэкологической реабилитации на клеточно-организменном уровне (ЭРЛ). Затрагиваются вопросы экологического образования в вузах страны. Книга предназначена для специалистов, работающих в системе организации здравоохранения, врачей и педагогов, занимающихся проблемами здоровья и адаптации учащейся молодежи, для студентов и широкого круга читателей, интересующихся данной темой. ISBN 978-5-209-03478-0 © О.М. Родионова, 2010 © Российский университет дружбы народов, Издательство, 2010 2 ББК 51.1 РИС Ученого совета Утверждено
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ Список основных терминов и сокращений ВВЕДЕНИЕ ЧАСТЬ I. ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ Глава 1. Современная экологическая ситуация в мире Глава 2. Уровень здоровья населения в мире и в России 2.1. Факторы, влияющие на состояние здоровья 2.2. Демографические проблемы России 2.3. Состояние здоровья учащейся молодежи (совместно с В.А. Зерновым, И.С. Арефьевой, Л.П. Свиридкиной, Н.Г. Гадельшиной) 2.3.1. Студенты РУДН 2.3.2. Студенты колледжа РосНОУ 2.3.3. Студенты МНЭПУ Глава 3. Оздоровление студенчества 3.1. Организация медицинской помощи студентам 3.2. Диспансерное наблюдение студентов 3.3. Перспективы и направления диспансерного наблюдения студентов 3.4. Методы оздоровления школьников и студентов ЧАСТЬ II. ОТ ЭКОЛОГИИ К ЭНДОЭКОЛОГИИ Глава 1. Эндоэкологическая болезнь как следствие экологического кризиса Глава 2. ЭРЛ: сущность метода, применение для оздоровления и лечения 3 5 7 12 12 34 34 38 40 46 54 64 70 70 74 78 85 88 88 97
Стр.4
2.1. Общее описание метода 2.2. Техническое и лекарственное обеспечение ЭРЛ 2.3. Этапы ЭРЛ 2.4. Возможности применения ЭРЛ 2.5. Особенности реабилитации студентов Глава 3. Здоровьесберегающее обучение в ВУЗах 3.1. Преподавание валеологии в высших учебных заведениях 3.2. Экология, экология человека и эндоэкологическая медицина в ВУЗах ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 97 102 105 111 116 118 118 124 134 137 4
Стр.5
ВВЕДЕНИЕ Результаты исследований, рассматривающих различные аспекты воздействия абиотических, биотических и антропогенных факторов на организм человека, приводят к неутешительному выводу: экологический прессинг на человека превысил способность организма к адаптации. В группу наиболее уязвимой части населения входит студенческая молодежь – творческий потенциал будущего страны. Сохранение и укрепление здоровья студентов – одной из представительных групп молодежи страны, насчитывающей свыше 3 миллионов человек [59], является актуальной проблемой современного общества. Вместе с тем влияние неблагоприятной экологической ситуации, все возрастающие требования к уровню подготовки специалистов высшего звена, обусловленные увеличением потока научной информации, внедрением инновационных образовательных технологий, приводят к перегрузке студентов. Повышается психоэмоциональная напряженность, истощаются адаптационные резервы нервной, эндокринной и иммунной систем, возрастает вероятность заболеваний [93]. С 1973 г. в РУДН проводятся исследования по программе «Здоровье студентов» в составе Госпрограммы АН РАМН и Высшей школы. Основным методом исследования является диспансерное наблюдение, проводимое врачами различных специальностей. Накоплены данные о здоровье студенческой молодежи более чем из 140 стран мира. На кафедре экологии человека экологического факультета медико-эколого-социальные исследования студенческой и школьной среды проводятся с 1995 г. Так, в 1995-1999 гг. изучали психофизиологический статус, заболеваемость, социально7
Стр.8
гигиенические особенности режима быта, учебы и отдыха, трудовую занятость после учебы, распространенность вредных привычек у 835 школьников и 749 студентов. Установлено, что к группе практически здоровых можно отнести менее 40% школьников выпускных классов и менее 17% студентов четвертого курса. Для современной студенческой молодежи характерен чрезвычайно низкий уровень понимания ответственности за собственное здоровье. Почти у всех обследованных отсутствовали навыки рациональной организации труда, психогигиены, досуга, была крайне низкая медицинская активность. При комплексном исследовании распространения вредных привычек в школьной и студенческой среде, согласно полученным данным, к 10-11-му классу курили более 40% старшеклассников, алкоголь употребляли от 30 до 50% девушек и юношей. Средний возраст начала приема алкоголя приходился на 12-13 лет. Прием наркотических веществ школьниками увеличился с 3,24% в 1996 г. до 23,7% – в 1999 г. В ВУЗах от курса к курсу распространенность злоупотребления табаком, алкоголем и наркотическими препаратами возрастает. Так, если на первом курсе (1996 г.) курящих студентов было 20,8%, принимающих алкоголь – 75,5%, изредка употребляющих наркотические препараты (в основном марихуану) – 18,5%, то к четвертому курсу (1999 г.) курили уже 34,2% студентов, принимали алкоголь – 89,13%, наркотические вещества – 38,2% [79]. Более поздние исследования показывают неутешительную динамику всех показателей. В 2005-2007 гг. по результатам обследования 1800 студентов МНЭПУ [9] были получены данные, которые показали, что только 10-20% студентов относятся к группе здоровых; 70-80% имеют отклонения в состоянии здоровья или снижение резервных возможностей различных систем; 10-15% – органические заболевания. При оценке причин, вызывающих ухудшение здоровья, абсолютное большинство студентов указывает нарушение экологической ситуации (75,5%) и несоблюдение режима дня 8
Стр.9
(40%). Исследования Н.И. Косяковой [57], показали, что менее 20% студентов, считающих себя здоровыми, оказались таковыми на самом деле. По результатам анкетирования, до 85% респондентов считают, что они ведут здоровый образ жизни, однако реально придерживаются правил и требований ЗОЖ менее 10%. По данным Г.В. Шеметовой (2009) постоянно следили и укрепляли свое здоровье лишь 6% опрошенных, «по мере возможности и необходимости» заботились о своем здоровье 11,8% [93]. По нашим данным, все молодые люди, без исключения, признают важную роль физической культуры в жизни человека, но при этом регулярно занимаются ею 5-15%. Молодые люди проявляют интерес к правильному питанию и стараются соблюдать разнообразие рациона (предпочтение отдается растительной, молочной и низкокалорийной пище, салатам, морепродуктам), принимать горячее питание. В то же время абсолютное большинство употребляет пиво, сладкие газированные напитки и воды, чипсы. Анализ приоритетов студентов МНЭПУ [9] показал, что первое ранговое место – 25% студентов – занимает наличие хорошей семьи и соблюдение внутрисемейных традиций. В 15% случаев первое ранговое место разделили успехи в работе/учебе и здоровье. На последних местах оказались возможность избрания в руководящие органы и успехи в творчестве. Остальные параметры заняли срединное положение в следующей последовательности: материальный уровень жизни, уважение со стороны товарищей, высокая работоспособность, дружба с интересными людьми, высокие нравственные качества, уровень культуры. В конце 2009 г. под эгидой РОС в 10 регионах России и Беларуси (городах Брянск, Гродно, Грозный, Минск, Москва, Мурманск, Н. Новгород, Ульяновск, Уфа, Хабаровск) было проведено социологическое исследование «Здоровье студентов». Опрошено 4053 студента (Журавлева и др., 2009). Установлен чрезвычайно низкий уровень культуры здоровья. Практически треть девушек и четверть юношей начинают заботу о здоровье только при его ухудшении. 9
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ