Проблемы психолого-педагогического сопровождения
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
УДК 37.035
ПРОБЛЕМЫ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ <...> С.В. Митросенко
Лесосибирский педагогический институт –
филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский
федеральный университет»
svmitrosenko@list.ru
В данной статье рассматриваются проблемы воспитания детей-сирот в замещающей семье. <...> Характеризуя особенности развития и воспитания детей-сирот, автор раскрывает особенности
адаптации данной группы детей в семье, определяет компетентности, которыми должны владеть
замещающие родители. <...> Ключевые слова: социально-педагогическое сопровождение, приемные дети-сироты, замещающие родители, компетентности, особенности воспитания детей-сирот. <...> Изменение государственно-общественной политики воспитания детей-сирот, переход от системы учреждений социализации (детских домов, домов ребенка, школинтернатов и др.) к системе воспитания в
замещающих семьях (приемных, опекунских, патронатных семьях) – одна из актуальнейших проблем современной России. <...> Результатом процесса деинституционализации должна стать успешная социальная
реинтеграция воспитанников детских домов: их социальная адаптация и социальная интеграция, которые, согласно мнению <...> В.А. Петровского, предполагают адаптацию ребенка как социального существа к
нормам, формам взаимодействия и деятельности; вхождение его в мир людей, овладение некоторыми знаковыми системами,
созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; усвоение простых форм
деятельности1. <...> Особенности психического
развития детей в семье и вне семьи / И.В. Дубровина, М.И. Лисина // Возрастные особенности
1
Идеи и идеалы № 1(15), т. <...> В настоящее время многими исследователями профессионально замещающая семья, в
которой осуществляется воспитание детейсирот, признается наиболее эффективной,
альтернативой воспитанию в условиях закрытых учреждений, так как <...>
ПРОБЛЕМЫ_ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО_СОПРОВОЖДЕНИЯ_АДАПТАЦИИ_ДЕТЕЙ-СИРОТ_В_ЗАМЕЩАЮЩЕЙ_СЕМЬЕ.pdf
С.В. Митросенко. Проблемы психолого-педагогического сопровождения ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
УДК 37.035
ПРОБЛЕМЫ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ
С.В. Митросенко
Лесосибирский педагогический институт –
филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский
федеральный университет»
svmitrosenko@list.ru
В данной статье рассматриваются проблемы воспитания детей-сирот в замещающей семье.
Характеризуя особенности развития и воспитания детей-сирот, автор раскрывает особенности
адаптации данной группы детей в семье, определяет компетентности, которыми должны владеть
замещающие родители.
Ключевые слова: социально-педагогическое сопровождение, приемные дети-сироты, замещающие
родители, компетентности, особенности воспитания детей-сирот.
Изменение государственно-общественной
политики воспитания детей-сирот, переход
от системы учреждений социализации
(детских домов, домов ребенка, школинтернатов
и др.) к системе воспитания в
замещающих семьях (приемных, опекунских,
патронатных семьях) – одна из актуальнейших
проблем современной России.
Результатом процесса деинституционализации
должна стать успешная социальная
реинтеграция воспитанников детских домов:
их социальная адаптация и социальная
интеграция, которые, согласно мнению
В.А. Петровского, предполагают адаптацию
ребенка как социального существа к
нормам, формам взаимодействия и деятельности;
вхождение его в мир людей, овладение
некоторыми знаковыми системами,
созданными человечеством, элементарными
нормами и правилами поведения, социальными
ролями; усвоение простых форм
деятельности1
.
1 Дубровина И.В. Особенности психического
развития детей в семье и вне семьи / И.В. Дубровина,
М.И. Лисина // Возрастные особенности
Идеи и идеалы № 1(15), т. 2• 2013
мья, в которой ребенок воспитывается некровными
родителями (Л.М. Шипицына2
Замещающая семья – это любая се).
Основная
ее функция заключается в замене
для ребенка потерянных им родителей.
В настоящее время многими исследователями
профессионально замещающая семья, в
которой осуществляется воспитание детейсирот,
признается наиболее эффективной,
альтернативой воспитанию в условиях закрытых
учреждений, так как замещающая
семья более полно отвечает потребностям
ребенка, обеспечивает ребенку жизненную
стабильность, приобщает его к обычаям,
традициям и ценностям семьи, обучает социальным
нормам и правилам, обеспечивает
условия для полноценного развития личности
(В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова и др.).
По мнению Ю.В. Поздняковой, цель замещающей
семьи – обеспечить успешную социализацию
ребенка, сформировать у него
психического развития детей. – М.: Педагогика,
Шипицина Л.М. Психология детей-сирот. –
1982. – 355 с.
2
СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – 628 с.
123
Стр.1