Memory turn: проявленная биоэтикой бренность
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
УДК 101.1+316.37
MEMORY TURN: ПРОЯВЛЕННАЯ БИОЭТИКОЙ
БРЕННОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ <...> И.В. Мелик-Гайказян
Томский государственный
педагогический университет
melik-irina@yandex.ru
На основе информационно-синергетического подхода обнаружены условия бренности интеллектуальных традиций (результат выполнения проекта РФФИ № 11-06-00160). <...> Это требует
нового диалога с памятью культуры, или memory turn, который современная философия стихийно совершает в процессе биоэтических исследований (результат выполнения проекта РФФИ
№ 10-06-00313). <...> Концепция memory turn позволяет установить общенаучную актуальность решаемых биоэтикой проблем (результат выполнения проекта РГНФ №12-03-00198). <...> В своей динамике культура переживает состояния, в которых опыт прошедшего имеет различные ценность и актуальность. <...> В стабильных состояниях наследие прошлого чрезвычайно востребовано, поскольку младшие поколения учатся у
старших, а в префигуративных состояниях
опыт старших поколений утрачивает свою
актуальность, так как эти старшие вынуждены учиться у младших. <...> В состояниях, всецело устремленных в будущее, ценности прошлого уже не входят в этический контекст
выбора цели. <...> Мы привыкли связывать мечту с полаганием желаемого будущего. <...> Создание новых мифов выражает способ
компенсировать тяготы жизни в изменчивом
настоящем и фиксирует мечтание об обрете49
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
ФИЛОСОФСКАЯ ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР
нии желаемого прошлого. <...> Подобное действие компенсаторной функции культуры становится наиболее
заметным в периоды слома привычных условий жизни. <...> Последствиями этих сломов становятся неизбежные перестановки акцентов
в интерпретации прошедшего, что обогащает культуру опытом и формирует интеллектуальные традиции – традиции вопрошания
и поиска ответа, понимания блага и правильной жизни, разделения природного и надприродного, принятия прошлого и будущего, создания символизма и восприятия его <...>
MEMORY_TURN_ПРОЯВЛЕННАЯ_БИОЭТИКОЙ_БРЕННОСТЬ_ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ_ТРАДИЦИЙ.pdf
И.В. Мелик-Гайказян. Memory turn: проявленная биоэтикой бренность
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
УДК 101.1+316.37
MEMORY TURN: ПРОЯВЛЕННАЯ БИОЭТИКОЙ
БРЕННОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ
И.В. Мелик-Гайказян
Томский государственный
педагогический университет
melik-irina@yandex.ru
На основе информационно-синергетического подхода обнаружены условия бренности интеллектуальных
традиций (результат выполнения проекта РФФИ № 11-06-00160). Это требует
нового диалога с памятью культуры, или memory turn, который современная философия стихийно
совершает в процессе биоэтических исследований (результат выполнения проекта РФФИ
№ 10-06-00313). Концепция memory turn позволяет установить общенаучную актуальность решаемых
биоэтикой проблем (результат выполнения проекта РГНФ №12-03-00198).
Ключевые слова: memory turn, биоэтика, информационно-синергетический подход, актуальность
множественности биоэтики.
В своей динамике культура переживает
состояния, в которых опыт прошедшего
имеет различные ценность и актуальность.
Это, например, подтверждают выводы
Маргарет Мид о взаимосвязи темпа переменчивости
жизни и способов трансляции
опыта1
«костюма», который младшие поколения не
успели сносить.
Каждая культура испытывала смену по.
В стабильных состояниях наследие
прошлого чрезвычайно востребовано,
поскольку младшие поколения учатся у
старших, а в префигуративных состояниях
опыт старших поколений утрачивает свою
актуальность, так как эти старшие вынуждены
учиться у младших. В состояниях, всецело
устремленных в будущее, ценности прошлого
уже не входят в этический контекст
выбора цели. Происходит ситуативный отбор
ценностей для «обслуживания» преследуемой
цели. Старшие поколения вынуждены
менять свои аксиологические одежды,
отказываясь от привычного в прошлом
1 Мид М. Культура и мир детства / сост. и предисл.
И.С. Кона. – М.: Наука, 1988. – 429 с.
Идеи и идеалы № 1(15), т. 1• 2013
добных состояний и в находимых самобытных
способах преодоления данных состояний
создавала (или теряла) свой уникальный
образ, воплощающий ее ментальные основания.
Если проследить исторические траектории
этих преодолений, то можно обнаружить,
что в состояниях сильной социальной
неустойчивости особую силу приобретает
феномен мечты. Мы привыкли связывать
мечту с полаганием желаемого будущего.
Олицетворением такой мечты стали утопические
идеи, выдвигающие проекты социальных
переустройств и антропологические
идеалы, что было началом каждой самобытной
эпохи культуры. Но у мечты есть
еще одно «лицо». Оно обращено к прошлому.
Создание новых мифов выражает способ
компенсировать тяготы жизни в изменчивом
настоящем и фиксирует мечтание об обрете49
Стр.1