Смысл преподавания философии в университете
КРУГЛЫЙ СТОЛ
УДК 101.2
СМЫСЛ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ
В УНИВЕРСИТЕТЕ
Обсуждался круг вопросов, касающихся роли философии в формировании мировоззрения
студента, актуальности философствования и возможностей влияния философии на формирование
смысложизненной позиции человека в обществе. Участники согласованно отметили очевидную
проблематичность донесения гуманитарных знаний, формирование общечеловеческих ценностей
у студентов и школьников в свете реформы образования в России в целом и, в частности,
возможностей формирования философских курсов в вузе.
Выступали: Г.А. Антипов, О.А. Донских, В.И. Кузин, К.М. Курленя, В.В. Крюков, Н.И. Макарова,
Л.А. Осьмук, М.Б. Софиенко, В.И. Супрун, Л.Л. Штуден.
Комментарии прислали: Д.В. Винник, М.Ю. Немцев, Т.А. Рубанцова, Н.М. Сидорова,
В.В. Чешев.
Ключевые слова: философия, образовательный философский дискурс, преподавание философии,
марксизм, марксизм-ленинизм, смысложизненная позиция.
11 января в Государственной Областной научной библиотеке (Новосибирск) прошел
круглый стол журнала «Идеи и идеалы» на тему: «Смысл преподавания философии в университете».
Олег
Альбертович. Донских. Тему сегодняшнего
семинара предложил Георгий
Александрович Антипов.
Смысл преподавания философии
в университете
Смысл существования философии в нашем
современном университете не очевиден. Возможный
ответ: работает исключительно традиция.
Однако остается неясным – на что она работает.
Неясно также, можно ли то, что фигурирует
в учебных программах под именем «философия»,
воспринимать в качестве таковой. Когда
ФГОС прямо требует от выпускника знания законов
развития природы, общества, мышления и
умения применять эти знания в профессиональной
деятельности (в программах – компетенция
философии), можно лишь, по А. Платонову,
«впасть в задумчивость посреди всеобщего темпа
труда».
Идеи и идеалы № 1(15), т. 1• 2013
На реально существующем в высших учебных
заведениях философском дискурсе во множестве
проявляются «стигматы» марксистско-ленинской
философии. И дело не в кадрах, «которые решают
все», хотя и в них тоже. Дело, главным образом,
в том, что не было отказа от этого наследства.
Как, впрочем, и от других неправедно нажитых
наследств. Марксизм-ленинизм до сих пор не
получил адекватной идентификации. Но, по Конфуцию,
«благородный муж, давая имена, должен
произносить их правильно, а то, что произносит,
правильно осуществлять».
Образовательный философский дискурс не
может полноценно существовать вне коммуникации
с большим общественным философским дискурсом.
Более того, история культуры показывает,
что именно первый становился порождающей
структурой для второго, который, в свою очередь,
инициировал подчас значительные социокультурные
трансформации.
5
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
Стр.1