Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

НЕЗАВЕРШЕННОСТЬ МАТЕМАТИКИ И АБСОЛЮТНО НЕРАЗРЕШИМЫЕ ПРОБЛЕМЫ (330,00 руб.)

0   0
АвторыЦелищев В.В.
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц20
ID220831
АннотацияСтатья посвящена одному из аспектов дилеммы Геделя о соотношении человека и компьютера и существовании абсолютно неразрешимых утверждений математики. Рассматривается основная посылка дилеммы, а именно, концепция незавершаемости математики как следствие теорем о неполноте. Делается заключение о незавершенности аргумента Геделя о превосходстве человека над конечной машиной в вопросе о разрешимости математических утверждений. The paper deals with one of the aspects of Godel’s dilemma of the man-computer relation and the existence of absolutely unsolvable predicates in mathematics. The author discusses the basic premise of the dilemma, viz. the concept of incompleteness of mathematics as a corollary of incompleteness theorems. He concludes that Godel’s argument of man’s superiority over a finite machine is incomplete as far as solvability of mathematical predicates is concerned.
НЕЗАВЕРШЕННОСТЬ МАТЕМАТИКИ И АБСОЛЮТНО НЕРАЗРЕШИМЫЕ ПРОБЛЕМЫ / В.В. Целищев .— Философия науки .— Москва : ПРОМЕДИА, 2013 .— 20 с. — (1 (56)) .— c.60-79 .— URL: https://rucont.ru/efd/220831 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№1 (56) ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2013 Проблемы логики и методологии науки НЕЗАВЕРШЕННОСТЬ МАТЕМАТИКИ И АБСОЛЮТНО НЕРАЗРЕШИМЫЕ ПРОБЛЕМЫ* <...> В.В. Целищев Статья посвящена одному из аспектов дилеммы Геделя о соотношении человека и компьютера и существовании абсолютно неразрешимых утверждений математики. <...> Рассматривается основная посылка дилеммы, а именно, концепция незавершаемости математики как следствие теорем о неполноте. <...> Делается заключение о незавершенности аргумента Геделя о превосходстве человека над конечной машиной в вопросе о разрешимости математических утверждений. <...> В ней Гедель предложил интригующую дилемму, которая, с его точки зрения, следует из его же второй теоремы о неполноте: «Либо математика незавершаема в этом смысле, а ее очевидные аксиомы никогда не могут быть проявлением (comprised) конечного правила, т.е. человеческий ум (даже в пределах чистой математики) бесконечно превосходит возможности (powers) любой конечной машины, или же существуют абсолютно неразрешимые диофантовые утверждения отмеченного типа» [2]. <...> Целищев В.В., 2013 Незавершенность математики и абсолютно неразрешимые проблемы 61 го, поскольку речь идет о природе человеческого знания вообще. <...> В частности, Гедель в связи с дилеммой различает объективную и субъективную математику; последнюю он называет человеческой (human) математикой. <...> Нужно прежде всего разобраться, какое место в дилемме Геделя занимают понятия эффективной процедуры, а также неразрешимые диофантовы проблемы. <...> Далее, что означает, с его точки зрения, незавершенность математики, каким образом он приходит к различению объективной и субъективной математики и каким же образом дилемма связана с позицией самого Геделя в отношении полемики менталистов и механицистов о природе человеческого разума. <...> Менталисты, в отличие от механицистов, предполагают превосходство человеческого разума над машиной, и само содержание дилеммы Геделя говорит о том, что такой подход к природе <...>
НЕЗАВЕРШЕННОСТЬ_МАТЕМАТИКИ_И_АБСОЛЮТНО_НЕРАЗРЕШИМЫЕ_ПРОБЛЕМЫ.pdf
№1 (56) ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2013 И АБСОЛЮТНО НЕРАЗРЕШИМЫЕ ПРОБЛЕМЫ* В.В. Целищев Проблемы логики и методологии науки НЕЗАВЕРШЕННОСТЬ МАТЕМАТИКИ Статья посвящена одному из аспектов дилеммы Геделя о соотношении человека и компьютера и существовании абсолютно неразрешимых утверждений математики. Рассматривается основная посылка дилеммы, а именно, концепция незавершаемости математики как следствие теорем о неполноте. Делается заключение о незавершенности аргумента Геделя о превосходстве человека над конечной машиной в вопросе о разрешимости математических утверждений. Ключевые слова: Гедель, математика, компьютер, человек, дилемма В 1951 г. К. Гедель прочел лекцию в Университете Брауна – одну из серии лекций в честь математика Дж.У. Гиббса. Эта лекция не была опубликована при жизни Геделя, хотя он и намеревался это сделать. Впоследствии она вошла в третий том собрания работ Геделя, извлеченных из его записных книжек (Nachlass) [1]. Публикация этой лекции, которая называется ради краткости Гиббсовской лекцией Геделя, стала важным событием в философии математики. В ней Гедель предложил интригующую дилемму, которая, с его точки зрения, следует из его же второй теоремы о неполноте: «Либо математика незавершаема в этом смысле, а ее очевидные аксиомы никогда не могут быть проявлением (comprised) конечного правила, т.е. человеческий ум (даже в пределах чистой математики) бесконечно превосходит возможности (powers) любой конечной машины, или же существуют абсолютно неразрешимые диофантовые утверждения отмеченного типа» [2]. Корни этой поразительной дилеммы лежат в ряде предположений Геделя о природе математического знания, да и не только математическо* Исследования, нашедшие отражение в данной статье, поддержаны грантом Российского гуманитарного научного фонда № 13-03-00073. г Целищев В.В., 2013
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.