СЛАБОЕ МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ –
ПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ПРОИЗВОЛА
Л. РАГОЗИНА*
*В конце 90-х – начале нулевых
годов политическая конъюнктура
России складывалась под
влиянием федеральной политики,
направленной на снижение центробежных
тенденций в регионах.
Эта политика опиралась на создание
жесткого каркаса финансовой
зависимости субъектов РФ от
федеральной власти и закрывание
глаз на некоторые финансовые
«шалости» губернаторов,
чтобы держать их «на крючке».
Кроме того, на федеральную политику
повлияли успехи государственных
силовых структур, переломивших
противостояние с
организованной преступностью в
свою пользу. Все это привело к
некоторой стабилизации ситуации
в стране и росту общественной
поддержки органов власти
всех уровней со стороны населения.
Население спокойно восприняло
даже фактическое наступление
на свои права, в том числе
изменение модели всеобщих выборов
глав субъектов РФ на модель
назначения президентом,
считая это некоторой общественной
уступкой установившемуся
порядку. Вместе с тем уже с середины
нулевых годов эксперты и
средства массовой информации
выражают тревогу по поводу усиления
властной государственной
вертикали.
Например, де-юре органы местного
самоуправления в российской
Федерации обладают определенной
самостоятельностью,
гарантированной Конституцией
РФ, однако в отношении глав му*
Л. Г. Рагозина, к.и.н., главный
специалист, руководитель проектов
направления «Муниципальное экономическое
развитие» Института
экономики города.
ниципальных образований губернаторы
используют те же инструменты
политической и экономической
манипуляции, что и в отношении
их самих использует федеральная
власть. Силовые структуры
принимают в этом непосредственное
участие. Свидетельством
этому растущее число неправомерных
действий силовых структур
в отношении органов местного
самоуправления.
Несмотря на то, что чиновники,
отвечающие за развитие местного
самоуправления в стране,
оценивают результаты реформы
местного самоуправления (МСУ)
2003 г. в целом позитивно, а институт
МСУ – состоявшимся, эксперты,
работающие в области
муниципального права и практики
местного самоуправления,
напротив, дают негативные
оценки последней реформы
МСУ, считая, что в результате ее
реализации мы не только не укрепили
данный институт, мы получили
слабое самоуправление и
фактически потеряли даже то,
что было достигнуто в результате
предыдущих реформ 19931995
годов.
Слабость МСУ делает его
«разменной картой», «объектом
манипуляции», «мальчиком для
битья», источником наживы (в зависимости
от того, кто и какие интересы
преследует на муниципальном
уровне), то есть всем
чем угодно, но только не субъектом
самостоятельной экономической
политики. В то же время, когда
это выгодно государству, органы
местного самоуправления
провозглашаются властью, отражающей
интересы населения, хотя
в большинстве случаев это уже
далеко не так, поскольку реформа
местного самоуправления
привела не только к огосударствлению
местного самоуправления,
но и к его обюрокрачиванию,
что пагубным образом сказалось
на взаимоотношениях органов
МСУ и населения.
В подтверждение высказанных
тезисов о политической и
экономической слабости местного
самоуправления и его разрыве
с населением можно привести
ряд аргументов.
O ПОЛИТИЧЕСКАЯ СЛАБОСТЬ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Идеологическим посылом последней
реформы МСУ (по закону
2003 г.) являлась необходимость
обеспечения всему населению
страны гарантий самоуправления,
а также самостоятельного и под
свою ответственность решения
местных вопросов, но модель самоуправления
в концепции Федерального
закона №131-ФЗ сразу
строилась в интересах закрепления
организационно-бюрократических
форм управления в
ущерб самоуправлению (отсюда
преобладание в законе императивных
норм организации МСУ).
Учитывая, что реформа местного
самоуправления осуществлялась
на фоне борьбы федеральных и
региональных элит за влияние, на
первом этапе мэрам крупных городов
при поддержке экспертного
сообщества удавалось отбивать
прямые «наезды» региональной
власти и ее законодательные инициативы.
После того как федеральным
бизнес-элитам удалось
«договориться» с региональными
о разделе интересов и сфер влияния,
бизнес-элиты крупных городов
(соответственно, мэры) потеряли
актуальность для федеральных
чиновников, борьба за инте
Л. Рагозина. СЛАБОЕ МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – ПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ПРОИЗВОЛА 37
Стр.1