Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Слабое местное самоуправление – питательная среда для произвола (66,00 руб.)

0   0
Первый авторРагозина
ИздательствоИнститут муниципального управления
Страниц8
ID220719
АннотацияВ конце 90-х – начале нулевых годов политическая конъюнктура России складывалась под влиянием федеральной политики, направленной на снижение центробежных тенденций в регионах. Эта политика опиралась на создание жесткого каркаса… >>>
Рагозина, Л. Слабое местное самоуправление – питательная среда для произвола : [статья] / Л. Рагозина .— Лоббист .— : Институт муниципального управления, 2012 .— 8 с. — (№4) .— С.37-44 .— URL: https://rucont.ru/efd/220719 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СЛАБОЕ МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ПРОИЗВОЛА <...> *В конце 90-х – начале нулевых годов политическая конъюнктура России складывалась под влиянием федеральной политики, направленной на снижение центробежных тенденций в регионах. <...> Эта политика опиралась на создание жесткого каркаса финансовой зависимости субъектов РФ от федеральной власти и закрывание глаз на некоторые финансовые «шалости» губернаторов, чтобы держать их «на крючке». <...> Кроме того, на федеральную политику повлияли успехи государственных силовых структур, переломивших противостояние с организованной преступностью в свою пользу. <...> Все это привело к некоторой стабилизации ситуации в стране и росту общественной поддержки органов власти всех уровней со стороны населения. <...> Население спокойно восприняло даже фактическое наступление на свои права, в том числе изменение модели всеобщих выборов глав субъектов РФ на модель назначения президентом, считая это некоторой общественной уступкой установившемуся порядку. <...> Вместе с тем уже с середины нулевых годов эксперты и средства массовой информации выражают тревогу по поводу усиления властной государственной вертикали. <...> Например, де-юре органы местного самоуправления в российской Федерации обладают определенной самостоятельностью, гарантированной Конституцией РФ, однако в отношении глав му* Л. Г. Рагозина, к.и.н., главный специалист, руководитель проектов направления «Муниципальное экономическое развитие» Института экономики города. <...> Силовые структуры принимают в этом непосредственное участие. <...> Свидетельством этому растущее число неправомерных действий силовых структур в отношении органов местного самоуправления. <...> Несмотря на то, что чиновники, отвечающие за развитие местного самоуправления в стране, оценивают результаты реформы местного самоуправления (МСУ) 2003 г. в целом позитивно, а институт МСУ – состоявшимся, эксперты, работающие в области муниципального <...>
Слабое_местное_самоуправление_–_питательная_среда_для_произвола.pdf
СЛАБОЕ МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – ПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ПРОИЗВОЛА Л. РАГОЗИНА* *В конце 90-х – начале нулевых годов политическая конъюнктура России складывалась под влиянием федеральной политики, направленной на снижение центробежных тенденций в регионах. Эта политика опиралась на создание жесткого каркаса финансовой зависимости субъектов РФ от федеральной власти и закрывание глаз на некоторые финансовые «шалости» губернаторов, чтобы держать их «на крючке». Кроме того, на федеральную политику повлияли успехи государственных силовых структур, переломивших противостояние с организованной преступностью в свою пользу. Все это привело к некоторой стабилизации ситуации в стране и росту общественной поддержки органов власти всех уровней со стороны населения. Население спокойно восприняло даже фактическое наступление на свои права, в том числе изменение модели всеобщих выборов глав субъектов РФ на модель назначения президентом, считая это некоторой общественной уступкой установившемуся порядку. Вместе с тем уже с середины нулевых годов эксперты и средства массовой информации выражают тревогу по поводу усиления властной государственной вертикали. Например, де-юре органы местного самоуправления в российской Федерации обладают определенной самостоятельностью, гарантированной Конституцией РФ, однако в отношении глав му* Л. Г. Рагозина, к.и.н., главный специалист, руководитель проектов направления «Муниципальное экономическое развитие» Института экономики города. ниципальных образований губернаторы используют те же инструменты политической и экономической манипуляции, что и в отношении их самих использует федеральная власть. Силовые структуры принимают в этом непосредственное участие. Свидетельством этому растущее число неправомерных действий силовых структур в отношении органов местного самоуправления. Несмотря на то, что чиновники, отвечающие за развитие местного самоуправления в стране, оценивают результаты реформы местного самоуправления (МСУ) 2003 г. в целом позитивно, а институт МСУ – состоявшимся, эксперты, работающие в области муниципального права и практики местного самоуправления, напротив, дают негативные оценки последней реформы МСУ, считая, что в результате ее реализации мы не только не укрепили данный институт, мы получили слабое самоуправление и фактически потеряли даже то, что было достигнуто в результате предыдущих реформ 19931995 годов. Слабость МСУ делает его «разменной картой», «объектом манипуляции», «мальчиком для битья», источником наживы (в зависимости от того, кто и какие интересы преследует на муниципальном уровне), то есть всем чем угодно, но только не субъектом самостоятельной экономической политики. В то же время, когда это выгодно государству, органы местного самоуправления провозглашаются властью, отражающей интересы населения, хотя в большинстве случаев это уже далеко не так, поскольку реформа местного самоуправления привела не только к огосударствлению местного самоуправления, но и к его обюрокрачиванию, что пагубным образом сказалось на взаимоотношениях органов МСУ и населения. В подтверждение высказанных тезисов о политической и экономической слабости местного самоуправления и его разрыве с населением можно привести ряд аргументов. O ПОЛИТИЧЕСКАЯ СЛАБОСТЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Идеологическим посылом последней реформы МСУ (по закону 2003 г.) являлась необходимость обеспечения всему населению страны гарантий самоуправления, а также самостоятельного и под свою ответственность решения местных вопросов, но модель самоуправления в концепции Федерального закона №131-ФЗ сразу строилась в интересах закрепления организационно-бюрократических форм управления в ущерб самоуправлению (отсюда преобладание в законе императивных норм организации МСУ). Учитывая, что реформа местного самоуправления осуществлялась на фоне борьбы федеральных и региональных элит за влияние, на первом этапе мэрам крупных городов при поддержке экспертного сообщества удавалось отбивать прямые «наезды» региональной власти и ее законодательные инициативы. После того как федеральным бизнес-элитам удалось «договориться» с региональными о разделе интересов и сфер влияния, бизнес-элиты крупных городов (соответственно, мэры) потеряли актуальность для федеральных чиновников, борьба за инте  Л. Рагозина. СЛАБОЕ МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – ПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ПРОИЗВОЛА 37
Стр.1