МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОКНО ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Ю. КУЗНЕЦОВ
Выборы 4 марта 2012 года
принесли безусловно хорошие
известия – Вера Кичанова, участник
нескольких последних школ и
семинаров InLiberty и активист
Либертарианской партии России,
была избрана депутатом муниципального
совета района Южное
Тушино в Москве; кроме того довольно
много «внесистемных»
кандидатов было избрано в муниципальные
советы других районов
Москвы. Это удачный повод
начать разговор о том, что мог бы
сделать сторонник свободного
общества, занявший выборную
должность на муниципальном
уровне – т. е. на самом нижнем
уровне публичной власти в нашей
стране, – для движения к своему
общественному идеалу. Здесь,
как и в других своих заметках, я
считаю критериями свободного
общества господство в нем добровольных
взаимоотношений между
людьми при ограниченной
минимальным набором функций
и максимально децентрализованной
публичной власти.
В нынешней гиперцентрализованной
российской политической
системе роль и полномочия
муниципальных депутатов довольно
ограниченны, особенно в
Москве, где движение к централизации
было начато городскими
властями гораздо раньше, чем на
федеральном уровне, и зашло
гораздо дальше. Тем не менее,
на мой взгляд, не стоит недооценивать
политический потенциал
муниципального депутатства. С
одной стороны, любой публичный
пост – это политический ресурс,
который может быть использован
для продвижения идей и политических
программ. С другой стороны,
как мне уже доводилось
38
ЛОББИСТ ¨ 2012 ¨ №3
писать раньше, неизбежная в будущем
дестабилизация политической
системы с большой вероятностью
приведет к резкой децентрализации
публичной власти,
а это значит, что и полномочия, и
ответственность региональных и
муниципальных органов автоматически
возрастут.
Здесь следует сделать оговорку.
Метафора «политического
ресурса» довольно коварна – она
может создать иллюзию, что статус
местного депутата (или любой
другой статус избранного должностного
лица) сам по себе уже
гарантирует некоторую политическую
эффективность. Однако
ресурс такого рода не является
«бесплатным» и требует постоянных
усилий по его сохранению
и наращиванию. Одно дело –
должность, другое дело – реальное
влияние. Иными словами, надо
помнить, что это именно политический,
а не статусный ресурс.
Итак, каковы могли бы быть
стратегические
долгосрочные,
цели сторонника свободы, ставшего
муниципальным депутатом?
На мой взгляд, ключевой из них
должно быть
. Это
должно
стать
«вертикали власти» – гиперцентрализаторским
противовесом
тенденциям,
традиционно
присущим российской
политической системе. И
уже в рамках созданной местной
политики можно будет проводить
конкретную политическую платформу,
направленную на развитие
и защиту свободы и частной
собственности на местном уровне
публичной власти. Для реализации
такой платформы нужно
будет вырабатывать подходы к
решению местных проблем, основанные
на принципах свободы,
собственности ограниченности
публичной власти.
Приведенная в предыдущем
абзаце последовательность – от
создания местной политики к политической
платформе и конкретным
подходам – является не
хронологической, а логической.
Понятно, что для того, чтобы создать
местную политику, надо будет
ею заниматься, а это значит,
вырабатывать платформу и практические
решения. Но приоритеты
важны: не стоит соблазняться
идеями реализации политической
платформы свободы с помощью
централизованных и/или непубличных
методов.
Что же такое эта самая местная
политика? Попросту говоря,
это все, что касается повседневной
жизни людей в их городе,
районе, поселке и что в той или
иной степени зависит от решений
и действий муниципального
уровня публичной власти. В нашем
сильно огосударствленном и
бюрократизированном обществе
эта сфера оказывается весьма
обширной. Причем, в силу тех же
самых причин, местный политик
зачастую будет вынужден заниматься
не только и не столько
организацией людей на общие
дела по обустройству своей жизненной
среды, сколько защитой
их прав и интересов перед лицом
государственной бюрократической
машины и прикормленных
ею бизнесов, занимающихся городским
и коммунальным хозяйством.
Муниципальный депутат
неизбежно будет играть роль
«ходатая перед властями», «ходока
по инстанциям», и к этому
надо быть готовым.
Игроки – муниципалы
с
оз н
лич
дой
а
н по
и
е л
) и
в ики
т
оз ии таковой
ссс как
Ро
д ма ен си те ( н
ли воуби
ой
сп
Стр.1