ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС В РОССИИ И
ВОЗМОЖНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
ЕГО РАЗВИТИЯ
С. БЕЛАНОВСКИЙ, М. ДМИТРИЕВ*
O ВВЕДЕНИЕ
*В России назревают серьезные
политические перемены,
предвестником которых является
активизирующаяся дискуссия о
будущем страны и о путях ее
дальнейшего развития. Важной
вехой в этой дискуссии стал
опубликованный в марте 2011 г.
документ «Стратегия 2012», разработанный
ИНСОР. В этом документе,
и не только в нем одном,
высказываются две главные мысли.
Во-первых, стране нужна модернизация:
институциональная,
экономическая, технологическая.
Во-вторых, для осуществления
этой модернизации необходимы
серьезные изменения в политическом
устройстве страны.
Авторы данного доклада, будучи
в целом согласны с основными
идеями «Стратегии 2012»,
считают однако, что в ней не учитывается
один существенный
факт, а именно – быстро нарастающий
процесс делегитимизации
российской власти, растущее
недоверие населения к ее ключевым
лейблам: президенту Д. Медведеву,
премьер-министру В. Путину
и «партии власти» «Единой
России».
На протяжении последних 8
месяцев (с июля 2010 по март
2011 гг.) в политическом сознании
российского населения произошли
радикальные изменения, свидетельствующие
о вступлении
страны в глубокий политический
дрович, Директор по социальным и
экономическим
фонда «Центр стратегических разработок».
Дмитриев
Михаил Эгонович,
Президент фонда «Центр стратегических
разработок».
26
ЛОББИСТ ¨ 2011 ¨ №2
* Белановский Сергей Алексанисследованиям
кризис.
Динамика этих изменений
имеет тенденцию к ускорению. Об
этом говорят как результаты всероссийских
социологических исследований,
выполненных ВЦИОМ,
Левада-центром и ФОМ, так и
локальные исследования в отдельных
регионах, проводившиеся
ЦСР и другими организациями.
Быстрые изменения в политическом
сознании населения в определенном
смысле оказались
неожиданными. Дело в том, что
многие эксперты ожидали падения
рейтинга В.Путина еще с весны
2000 г. (года первых президентских
выборов В. Путина).
Позднее подобные прогнозы высказывались
неоднократно, но
каждый раз оказывались ложными.
Поэтому многие эксперты
«разочаровались» в таких прогнозах
и пришли к выводу, что
рейтинг В. Путина (а с 2008 г.
рейтинг «тандема» МедведевПутин)
является «непотопляемым».
Но, как часто бывает в
жизни, на пике веры в «непотопляемость»
рейтингов началось
катастрофическое их снижение.
Представленные в докладе
результаты социологических исследований
позволяют заключить,
что политический кризис в
России уже идет полным ходом,
хотя еще и не выплеснулся на поверхность
политической жизни.
Сейчас он проявляется в падении
поддержки В. Путину и Д. Медведеву,
сужении
электората
«Единой России» и усилении
критических настроений к политической
системе, которую они
олицетворяют.
Возобновление быстрого и устойчивого
роста экономики, возможно,
могло бы приостановить
эту тенденцию или даже повернуть
ее вспять. Однако в средне
срочной
перспективе экономический
рост, скорее всего, будет
неустойчив, что будет подпитывать
неудовлетворенность населения
экономическим положением.
Сохранение этой тенденции
не даст политическому кризису
угаснуть и рано или поздно переведет
его в открытую и острую
форму.
Если тенденция падения доверия
к властям сохранит устойчивость
хотя бы на протяжении ближайших
10-15 месяцев и если не
будет предпринято действий, предупреждающих
обострение кризиса
и обеспечивающих «перезагрузку
доверия» политической
системе, то по своей интенсивности
политический кризис вполне
может превзойти период конца
1990-х и вплотную приблизиться к
эпохе конца 1980-х годов.
В складывающихся условиях
первоочередными задачами мер
по смягчению политических рисков
являются обновление политического
контента и выдвижение
новой когорты политических лидеров.
Эти два процесса должны
быть тесно взаимоувязаны. Как
будет показано в докладе, новый
контент уже не вызовет доверия,
если будет исходить от прежних
лидеров. С другой стороны, выдвижение
новых лиц без обновления
содержания политической
повестки тоже является бесперспективным.
Цель
политической трансформации
сегодня – «перезагрузить
кредит доверия», чтобы открыть
окно для продолжения экономического
роста в ближайшие
5-10 лет. Если не обеспечить
«перезагрузки доверия», необходимой
для продолжения социально-экономических
реформ и
устойчивого развития экономики,
Игроки – федералы
Стр.1