ПОВЕСТКА ДНЯ
РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ – 2012*
ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ
O ПОЛИТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ И
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ <...> Ощущение высокой политической стабильности не покидало
российское общество даже в
низшей точке экономического
кризиса. <...> Концентрация власти и ограничение политического плюрализма – нередкие явления в переходных обществах, ставящих
перед собой масштабные задачи
комплексной модернизации. <...> В
первом десятилетии XXI века эти
процессы шли на фоне усилий по
повышению эффективности государства, экономического подъема, борьбы с бедностью, восстановления позиций на международной арене. <...> Достижения ранней
протодемократии – сохранение
гражданского мира в период острой конфронтации 1990-х и создание институциональных основ
демократии и рынка – воспринимались как пройденный этап, утративший актуальность в «тучные
годы». <...> Дополнительную общественную поддержку моноцентризму приносила и внешняя среда:
«оранжевые революции», неудачные действия США под флагом «продвижения демократии»,
рост напряженности в отношениях с Западом. <...> Напротив, экономика
нефтяной иглы породила политику нефтяной иглы: властные ресурсы жестко сконцентрированы
и выстроены вертикально. <...> Место
и роль независимых от этой вертикали игроков ограничено и жестко контролируется, их зависимость от конъюнктуры и ресурсов, сосредоточенных во властной вертикали, предельно высока. <...> К исходу первого десятилетия
нынешнего века политическая
система России приняла законченный моноцентрический, вертикальный характер. <...> В партийном и парламентском
поле венцом развития этой модели стали выборы 2007 г., принесшие «партии власти» более двух
третей мест в Государственной
думе. <...> Этот рейтинг, достигнутый
на пике экономического роста и
нефтяных цен, стал для властного
истеблишмента фетишем, который всеми правдами и неправдами воспроизводился на последующих выборах, даже в низшей
точке социально-экономического
кризиса. <...> В федеральном <...>
Повестка_дня_российской_политики_–_2012__Институт_современного_развития.pdf
ПОВЕСТКА ДНЯ
РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ – 2012*
ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ
O ПОЛИТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ И
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ
*Устройство
политической
жизни еще недавно выглядело
наименее проблемной сферой
российского государства и общества.
Ощущение высокой политической
стабильности не покидало
российское общество даже в
низшей точке экономического
кризиса. Рейтинги доверия высших
руководителей страны многие
годы находятся на предельно
высоком уровне.
Концентрация власти и ограничение
политического плюрализма
– нередкие явления в переходных
обществах, ставящих
перед собой масштабные задачи
комплексной модернизации. В
первом десятилетии XXI века эти
процессы шли на фоне усилий по
повышению эффективности государства,
экономического подъема,
борьбы с бедностью, восстановления
позиций на международной
арене. Вопрос взаимосвязи
между этими явлениями и
нарастающей «моноцентричностью»
политической жизни сложен
и многопланов, однако не
подлежат сомнению два его проявления.
Во-первых,
такой политический
курс в глазах подавляющего
большинства россиян был фактически
легитимизирован «социальным
пактом» государства с
обществом, которое при улучшении
жизненных условий готово не
обращать особого внимания на
ретение
* Раздел доклада ИНСОР «Оббудущего.
Стратегия
2012». Авторы раздела – Б.И. Макаренко
и А.Н. Максимов.
ограничения политической конкуренции.
Этот пакт всегда оставался
неписанным, но действовал
практически безотказно. Иного
трудно было ожидать от нации,
пережившей тяжелые потрясения
и уставшей от нестабильности
предыдущего десятилетия, не
знающей демократической традиции,
при слабости гражданского
общества и несовершенстве
институтов политической состязательности.
Достижения ранней
протодемократии – сохранение
гражданского мира в период острой
конфронтации 1990-х и создание
институциональных основ
демократии и рынка – воспринимались
как пройденный этап, утративший
актуальность в «тучные
годы». Дополнительную общественную
поддержку моноцентризму
приносила и внешняя среда:
«оранжевые революции», неудачные
действия США под флагом
«продвижения демократии»,
рост напряженности в отношениях
с Западом.
Во-вторых, на фоне долговременного
роста доходов государства
от дорожающих углеводородов
политический режим России
по сути представлял собой неуклонно
расширявшуюся распределительную
коалицию, которая
была привлекательна и для патерналистки
настроенных масс,
т. е. абсолютного большинства
россиян,
голосующих
«за
власть», и для элитных групп, и
становящегося среднего класса.
При постоянном расширении ресурсного
портфеля «встраивание»
в распределительную коалицию,
т. е. лояльность власти, в
большинстве случаев были предпочтительной
жизненной стратегией.
Беда только в том, что «тучные
годы» и высочайшее доверие
общества по отношению к власти
не стали годами модернизационных
структурных реформ как в
экономической, так и в социальной
сфере. Напротив, экономика
нефтяной иглы породила политику
нефтяной иглы: властные ресурсы
жестко сконцентрированы
и выстроены вертикально. Место
и роль независимых от этой вертикали
игроков ограничено и жестко
контролируется, их зависимость
от конъюнктуры и ресурсов,
сосредоточенных во властной
вертикали, предельно высока.
К
исходу первого десятилетия
нынешнего века политическая
система России приняла законченный
моноцентрический, вертикальный
характер.
В партийном и парламентском
поле венцом развития этой модели
стали выборы 2007 г., принесшие
«партии власти» более двух
третей мест в Государственной
думе. Этот рейтинг, достигнутый
на пике экономического роста и
нефтяных цен, стал для властного
истеблишмента фетишем, который
всеми правдами и неправдами
воспроизводился на последующих
выборах, даже в низшей
точке социально-экономического
кризиса.
В федеральном и почти всех
региональных парламентах все
оппозиционные партии вместе
взятые имеют менее трети мест,
что лишает их возможности влиять
на принятие решений, и даже
парламентская дискуссия оказывается
предельно усеченной. В
таких условиях остается все
меньше надежд, что оппозиция
сможет выдвигать реальные альтернативы
осуществляемому
Институт
современного развития. ПОВЕСТКА ДНЯ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ – 2012
7
Стр.1