Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Повестка дня российской политики – 2012 / Институт современного развития (66,00 руб.)

0   0
ИздательствоИнститут муниципального управления
Страниц19
ID220616
Аннотация«Устройство политической жизни еще недавно выглядело наименее проблемной сферой российского государства и общества. Ощущение высокой политической стабильности не покидало российское общество даже в низшей точке экономического кризиса…» ИНСОР
Повестка дня российской политики – 2012 / Институт современного развития : [статья] .— Лоббист .— : Институт муниципального управления, 2011 .— 19 с. — (№2) .— С.7-25 .— URL: https://rucont.ru/efd/220616 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ПОВЕСТКА ДНЯ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ – 2012* ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ O ПОЛИТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ <...> Ощущение высокой политической стабильности не покидало российское общество даже в низшей точке экономического кризиса. <...> Концентрация власти и ограничение политического плюрализма – нередкие явления в переходных обществах, ставящих перед собой масштабные задачи комплексной модернизации. <...> В первом десятилетии XXI века эти процессы шли на фоне усилий по повышению эффективности государства, экономического подъема, борьбы с бедностью, восстановления позиций на международной арене. <...> Достижения ранней протодемократии – сохранение гражданского мира в период острой конфронтации 1990-х и создание институциональных основ демократии и рынка – воспринимались как пройденный этап, утративший актуальность в «тучные годы». <...> Дополнительную общественную поддержку моноцентризму приносила и внешняя среда: «оранжевые революции», неудачные действия США под флагом «продвижения демократии», рост напряженности в отношениях с Западом. <...> Напротив, экономика нефтяной иглы породила политику нефтяной иглы: властные ресурсы жестко сконцентрированы и выстроены вертикально. <...> Место и роль независимых от этой вертикали игроков ограничено и жестко контролируется, их зависимость от конъюнктуры и ресурсов, сосредоточенных во властной вертикали, предельно высока. <...> К исходу первого десятилетия нынешнего века политическая система России приняла законченный моноцентрический, вертикальный характер. <...> В партийном и парламентском поле венцом развития этой модели стали выборы 2007 г., принесшие «партии власти» более двух третей мест в Государственной думе. <...> Этот рейтинг, достигнутый на пике экономического роста и нефтяных цен, стал для властного истеблишмента фетишем, который всеми правдами и неправдами воспроизводился на последующих выборах, даже в низшей точке социально-экономического кризиса. <...> В федеральном <...>
Повестка_дня_российской_политики_–_2012__Институт_современного_развития.pdf
ПОВЕСТКА ДНЯ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ – 2012* ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ O ПОЛИТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ *Устройство политической жизни еще недавно выглядело наименее проблемной сферой российского государства и общества. Ощущение высокой политической стабильности не покидало российское общество даже в низшей точке экономического кризиса. Рейтинги доверия высших руководителей страны многие годы находятся на предельно высоком уровне. Концентрация власти и ограничение политического плюрализма – нередкие явления в переходных обществах, ставящих перед собой масштабные задачи комплексной модернизации. В первом десятилетии XXI века эти процессы шли на фоне усилий по повышению эффективности государства, экономического подъема, борьбы с бедностью, восстановления позиций на международной арене. Вопрос взаимосвязи между этими явлениями и нарастающей «моноцентричностью» политической жизни сложен и многопланов, однако не подлежат сомнению два его проявления. Во-первых, такой политический курс в глазах подавляющего большинства россиян был фактически легитимизирован «социальным пактом» государства с обществом, которое при улучшении жизненных условий готово не обращать особого внимания на ретение   * Раздел доклада ИНСОР «Оббудущего. Стратегия 2012». Авторы раздела – Б.И. Макаренко и А.Н. Максимов. ограничения политической конкуренции. Этот пакт всегда оставался неписанным, но действовал практически безотказно. Иного трудно было ожидать от нации, пережившей тяжелые потрясения и уставшей от нестабильности предыдущего десятилетия, не знающей демократической традиции, при слабости гражданского общества и несовершенстве институтов политической состязательности. Достижения ранней протодемократии – сохранение гражданского мира в период острой конфронтации 1990-х и создание институциональных основ демократии и рынка – воспринимались как пройденный этап, утративший актуальность в «тучные годы». Дополнительную общественную поддержку моноцентризму приносила и внешняя среда: «оранжевые революции», неудачные действия США под флагом «продвижения демократии», рост напряженности в отношениях с Западом. Во-вторых, на фоне долговременного роста доходов государства от дорожающих углеводородов политический режим России по сути представлял собой неуклонно расширявшуюся распределительную коалицию, которая была привлекательна и для патерналистки настроенных масс, т. е. абсолютного большинства россиян, голосующих «за власть», и для элитных групп, и становящегося среднего класса. При постоянном расширении ресурсного портфеля «встраивание» в распределительную коалицию, т. е. лояльность власти, в большинстве случаев были предпочтительной жизненной стратегией. Беда только в том, что «тучные годы» и высочайшее доверие общества по отношению к власти не стали годами модернизационных структурных реформ как в экономической, так и в социальной сфере. Напротив, экономика нефтяной иглы породила политику нефтяной иглы: властные ресурсы жестко сконцентрированы и выстроены вертикально. Место и роль независимых от этой вертикали игроков ограничено и жестко контролируется, их зависимость от конъюнктуры и ресурсов, сосредоточенных во властной вертикали, предельно высока. К исходу первого десятилетия нынешнего века политическая система России приняла законченный моноцентрический, вертикальный характер. В партийном и парламентском поле венцом развития этой модели стали выборы 2007 г., принесшие «партии власти» более двух третей мест в Государственной думе. Этот рейтинг, достигнутый на пике экономического роста и нефтяных цен, стал для властного истеблишмента фетишем, который всеми правдами и неправдами воспроизводился на последующих выборах, даже в низшей точке социально-экономического кризиса. В федеральном и почти всех региональных парламентах все оппозиционные партии вместе взятые имеют менее трети мест, что лишает их возможности влиять на принятие решений, и даже парламентская дискуссия оказывается предельно усеченной. В таких условиях остается все меньше надежд, что оппозиция сможет выдвигать реальные альтернативы осуществляемому Институт современного развития. ПОВЕСТКА ДНЯ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ – 2012 7
Стр.1