СТРОИТЕЛЬСТВО И НЕДВИЖИМОСТЬ
Второй общероссийский муниципальный правовой форум
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА
НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ*
… Слово для доклада на тему: «Развитие градостроительного и земельного законодательства.
Его влияние на инвестиционный климат муниципального образования» предоставляется председателю
объединения муниципальных юристов России Виктору Александровичу Щепачеву.
Уважаемые коллеги! Тема для
доклада – развитие градостроительного
земельного законодательства
и его влияние на инвестиционную
привлекательность
муниципального образования.
Повышение инвестиционной
привлекательности муниципального
образования всегда было
объективной
необходимостью.
Сегодня муниципальное образование
должно быть приспособлено
к длительному удовлетворению
потребностей жителей данного
местного сообщества.
Создание
инвестиционной
привлекательности муниципального
образования, в том числе
путем предоставления возможности
выбора наиболее эффективных
видов разрешенного использования
земельных участков
и объектов капитального строительства,
является одной из
главных целей разработки правил
землепользования и застройки
поселения. Это прямо
закреплено в пункте 4 части 1
статьи 30 Градостроительного
кодекса РФ.
*
Общая тема форума, состоявшегося
13-14 декабря 2010 года в
г. Пенза – «Проблемы реализации
законодательства в сфере градостроительства
и землепользования
на уровне муниципального образования».
Фрагменты стенограммы форума
по проблемам реализации законодательства
в сфере градостроительства
публикуются в журнале «Муниципальная
экономика» ¹2-2011. В
журнале «Муниципальное право» ¹12011
опубликованы фрагменты стенограммы
форума по проблемам
законодательства в сфере землепользования.
Рекомендации форума
опубликованы в журнале «Городское
управление» ¹3-2011.
Очевидно, что вопросы правового
регулирования в сфере
землепользования и градостроительства
тесно взаимосвязаны
между собой (недаром ведь одним
из основных признаков недвижимого
объекта является
тесная связь с землей). Земельный
участок является основой
для формирования комплекса
недвижимых объектов. Так, пункт
2 статьи 85 Земельного кодекса
РФ указывает на роль градостроительного
регламента в обороте
земельных участков, в формировании
рынка недвижимости
и, в конечном итоге, на инвестиционную
привлекательность муниципального
образования в целом.
То есть градостроительный
регламент территориальной зоны
определяет правовую основу режима
земельных участков, то
есть всего, что находится над и
под поверхностью земельных
участков и проходит цикл использования
в процессе застройки
и последующей эксплуатации
зданий, строений, сооружений.
Качество правового регулирования
этих взаимосвязанных и
взаимообусловленных правоотношений
оказывает значительное
влияние на инвестиционную привлекательность
муниципального
образования, на чем хотелось бы
остановиться подробнее.
Развитие рынка земли, ипотечного
кредитования, промышленного
и жилищного строительства,
накопленная практика применения
земельного и градостроительного
законодательства
позволяют обозначить недостатки
и пробелы в правовом регулировании
указанных сфер общественных
отношений, которые, в
свою очередь,
существенно
сдерживают рост инвестиционной
привлекательности муниципальных
образований.
Во-первых, не завершено в
полной мере разграничение права
государственной собственности
на землю. При этом в соответствии
с пунктом 3 статьи 3.1
Федерального
закона
от
25.10.2001 ¹137-ФЗ «О введении
в действие Земельного кодекса
Российской Федерации» к
муниципальной
собственности
поселений, городских округов и
муниципальных районов относится
лишь ограниченный круг земельных
участков.
В то же время большая часть
земель поселений занята зданиями,
строениями, сооружениями,
находящимися в государственной
собственности, либо
предоставлена органам государственной
власти, их территориальным
органам, казенным предприятиям,
государственным унитарным
предприятиям. Поэтому
поступить подобные земельные
участки в муниципальную собственность
не смогут, хотя именно
на муниципальном уровне возможно
более эффективное и рациональное
распоряжение данными
земельными участками в
интересах проживающего населения,
в том числе и для организации
капитального строительства.
Во-вторых, органы местного
самоуправления не всех видов
муниципальных образований обладают
правом распоряжения
земельными участками, государственная
собственность на которые
не разграничена. Данных
полномочий лишены органы местного
самоуправления сельских
Второй общероссийский муниципальный правовой форум. Проблемы реализации …
69
*
Стр.1