Е. Шугрина*
КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВЛАСТИ: ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ
ПРАВОМ, ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ВЛАСТЬЮ
ИЛИ ИГНОРИРОВАНИЕ ПРАВА?**
понимается превышение пределов
дозволенного осуществления
своих правомочий путем осуществления
их с незаконной целью
или незаконными средствами,
нарушая при этом права и законные
интересы других лиц и общества
в целом1
В
самом
***
злоупотреблением
общем виде под
правом
4) возложение обязанностей по
возмещению убытков2
.
Под злоупотреблением властью
как разновидностью злоупотребления
правом понимается
ее использование в корыстных
интересах, а также достижение
поставленной цели не соответствующими
ей средствами3
.
, т.е. использование
права «во зло», употребление
права во вред.
Первоначально этот институт получил
развитие в гражданском праве,
а затем был заимствован другими
отраслями права. Следует
обратить внимание, что за совершение
действий, являющихся злоупотреблением
правом, могут быть
установлены конкретные меры ответственности.
При отсутствии конкретных
санкций за тот или иной
вид злоупотребления правом применяется
относительно определенная
санкция в виде отказа в защите
гражданских прав, предусмотренная
п. 2 ст. 10 Гражданского кодекса
РФ. Она имеет конкретные формы
проявления: 1) отказ в конкретном
способе защиты; 2) лишение
правомочий на результат, достигнутый
путем недозволенного осуществления
права; 3) лишение
субъективного права в целом;
* Шугрина Екатерина Сергеевна –
доктор юридических наук, профессор
кафедры конституционного и муниципального
права РФ МГЮА имени
О. Е. Кутафина, член Европейского
клуба экспертов местного самоуправления.
**
Публикация подготовлена при
финансовой поддержке РГНФ в рамках
научно-исследовательского проекта
РГНФ «Роль судебной практики
в модернизации российского федерализма
и местного самоуправления»,
проект ¹12-03-00369, а также
при информационной поддержке
СПС «КонсультантПлюс».
1
Большой юридический словарь /
Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина,
В. Е. Крутских. М., 1997. С.228.
20
Не вдаваясь в терминологическую
дискуссию, следует констатировать,
что в отношении органов
местного самоуправления, их
должностных лиц имеются примеры
и злоупотребления правом,
и злоупотребления властью. К
сожалению, достаточно часто
встречаются примеры того, как
органы государственной власти
при реализации контрольнонадзорных
полномочий действуют
вроде бы правильно, но приносят
огромный вред муниципальному
образованию, населению,
содействуют появлению
неэффективных и нецелесообразных
решений4
. Например, по
инициативе органов прокуратуры
решением суда местная администрация
была обязана сделать
пандусы для возможного подъезда
инвалидов; ни одного инвалида-колясочника
в муниципальном
образовании нет. Но средства
местного бюджета, который имеет
большой дефицит, должны
быть на это потрачены. Формально
прокуратура права, что
подтверждается судебным решением.
Только на эти ли цели хо2
Магданов А. Л. Злоупотребление
свободой массовой информации при
проведении избирательной кампании //
Публично-правовые исследования (элекАдминистративное
право зарубежных
стран. Учебное пособие / Под ретронный
журнал). 2012. ¹2. С. 1-37.
3
дакцией А. Н. Козырина. М., 1996. С.93.
4
Целая подборка таких решений
содержится в специальном выпуске
электронной газеты «Местное самоуправление»
за 25 июня 2012 года.
¹25 (244).
тели бы люди потратить скудные
средства местного бюджета?
Неэффективность взаимоотношений
контрольно-надзорных
органов, органов
прокуратуры и органов местного
самоуправления5
К сожалению, нередки случаи,
когда контрольно-надзорные органы
демонстрируют незнание
законодательства о местном самоуправлении,
неучет муниципальной
специфики6
.
Например, нарушение главой
Яблоновского городского поселения
Республики Адыгея законодательства
в сфере экологии
повлекло его дисквалификацию
на полтора года7
ципальном образовании – городе
Апшеронск
. В другом муни(Краснодарский
край),
– согласно протоколу Государственной
инспекции труда в
Краснодарском крае, мэр совершил
административное правонарушение,
предусмотренное
частью 2 статьи 5.27 Кодекса РФ
об административных правонарушениях
(выявлено четыре нарушения:
одной работнице не
заплатили за три дня до отпуска,
другую не предупредили за две
недели, что она уходит в отпуск и
двум водителям по пяти путевым
листам не оплатили за переработанное
якобы время). Мировой
судья признал главу Апшеронского
городского поселения ви5
О типичных проблемах при взаимодействии
органов местного самоуправления
с органами контроля см.,
напр.: Отданы под гласный надзор //
Муниципальная Россия. 2011. ¹3.
С.39-49.
6
См., напр.: Операция «чистые руки»:
сельский вариант // Муниципальная
Россия. 2011. ¹6. С. 30-39.
7
Глава муниципалитета в Адыгее
дисквалифицирован за нарушения в
сфере экологии // Новости местного
самоуправления . 2008. Выпуск 40.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА N¹3/2012 СТАНДАРТ
Стр.1