*
ШИРОТА ДИСКРЕЦИОННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
КАК НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЙ
КОРРУПЦИОГЕННЫЙ ФАКТОР
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Ф
едеральный*
закон
от
25.12.2008 ¹273-ФЗ «О
противодействии
коррупции»1 установил, что проведение
обязательной
антикоррупционной экспертизы правовых актов и
их проектов относится к мерам
по предупреждению (профилактике) коррупции, а Федеральным
законом от 17.07.2009 ¹172-ФЗ
«Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»2 (далее по тексту –
ФЗ ¹172) дано определение
антикоррупционной экспертизы
как правовой проверки нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. <...> Согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ ¹172
коррупциогенными
факторами
являются положения нормативных правовых актов (проектов
нормативных правовых актов),
устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или
возможность
необоснованного
применения исключений из общих правил, а также положения, <...> E-mail: aleshkova@admsurgut.ru
Персональная
страница:
http://emsu.ru/aleshkova/
1
Федеральный
закон
от
25.12.2008 ¹273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета, ¹266, 30.12.2008
2
Федеральный
закон
от
17.07.2009 ¹172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных
правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Российская газета, ¹133, 22.07.2009.
содержащие
неопределенные,
трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для
проявления коррупции. <...> Первым в перечне коррупциогенных факторов законодатель
называет широту дискреционных
полномочий. <...> Указанный коррупциогенный фактор встречается
на практике при проведении антикоррупционной экспертизы и
составляет, как правило, 40-50%
от всех выявленных коррупциогенных факторов, содержащихся
в нормативных правовых актах и
их проектах одного правотворческого органа. <...> Однако следует
отметить <...>
Широта_дискреционных_полномочий_как_наиболее_распространенный_коррупциогенный_фактор_нормативных_правовых_актов.pdf
НОРМОТОРЧЕСТВО
Н. Алешкова*
ШИРОТА ДИСКРЕЦИОННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
КАК НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЙ
КОРРУПЦИОГЕННЫЙ ФАКТОР
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Ф
едеральный*
ции»1
закон
от
25.12.2008 ¹273-ФЗ «О
противодействии
установил, что проведение
обязательной антикоррупционной
экспертизы правовых актов и
их проектов относится к мерам
по предупреждению (профилактике)
коррупции, а Федеральным
законом от 17.07.2009 ¹172-ФЗ
«Об антикоррупционной экспертизе
нормативных правовых актов
и проектов нормативных правовых
актов»2
(далее по тексту –
ФЗ ¹172) дано определение
антикоррупционной экспертизы
как правовой проверки нормативных
правовых актов и проектов
нормативных правовых актов
в целях выявления в них коррупциогенных
факторов и их последующего
устранения.
Согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ ¹172
коррупциогенными факторами
являются положения нормативных
правовых актов (проектов
нормативных правовых актов),
устанавливающие для правоприменителя
необоснованно широкие
пределы усмотрения или
возможность
необоснованного
применения исключений из общих
правил, а также положения,
*
Наталья Павловна Алешкова,
кандидат юридических наук, заместитель
главы Администрации города
Сургута.
E-mail: aleshkova@admsurgut.ru
Персональная
http://emsu.ru/aleshkova/
1
Федеральный
та, ¹266, 30.12.2008
2
Федеральный
закон
закон
25.12.2008 ¹273-ФЗ «О противодействии
коррупции» // Российская газеот
17.07.2009
¹172-ФЗ «Об антикоррупционной
экспертизе нормативных
правовых актов и проектов нормативных
правовых актов» // Российская
газета, ¹133, 22.07.2009.
коррупсодержащие
неопределенные,
трудновыполнимые
и (или) обременительные
требования к гражданам
и организациям и тем самым
создающие условия для
проявления коррупции.
Первым в перечне коррупциогенных
факторов законодатель
называет широту дискреционных
полномочий. Указанный коррупциогенный
фактор встречается
на практике при проведении антикоррупционной
экспертизы и
составляет, как правило, 40-50%
от всех выявленных коррупциогенных
факторов, содержащихся
в нормативных правовых актах и
их проектах одного правотворческого
органа. Однако следует
отметить, что при выявлении такого
коррупциогенного фактора
как «широта дискреционных полномочий»
довольно часто допускаются
ошибки, позволяющие
относить к коррупциогенным даже
«безобидные» нормы правового
акта. Это происходит, как
правило, при нарушении одного
из принципов проведения антикоррупционной
экспертизы
–
принципа оценки нормативного
правового акта во взаимосвязи с
другими нормативными правовыми
актами.
Рассмотрим подробнее харакстраница:
от
терные
признаки данного коррупциогенного
фактора для их
распознавания (обнаружения) в
тексте нормативного правового
акта или соответствующего проекта,
а также с целью выработки
наиболее оптимальных рекомендаций
по их устранению.
Итак, согласно ФЗ ¹172 широта
дискреционных полномочий
– это отсутствие или неопределенность
сроков, условий или
оснований принятия решения,
наличие дублирующих полномочий
органов государственной
власти или органов местного
самоуправления (их должностных
лиц).
Следует отметить, что исполнительно-распорядительная
деятельность,
как и всякая иная публично-властная
деятельность,
невозможна
без определенного
свободного усмотрения субъектов
правоприменительной деятельности
(административное усмотрение).
Именно
поэтому субъекты
правоприменительной деятельности
обладают некоторыми дискреционными
полномочиями,
позволяющими
действовать по
усмотрению в зависимости от
обстоятельств.
Однако существуют сегменты
управленческой деятельности, в
которых необходимо сузить до
минимума возможность свободного
усмотрения субъектов правоприменительной
деятельности
в целях предотвращения нарушений
установленных законодательством
прав и свобод граждан.
При
анализе широты дискреционных
полномочий, закрепленных
в муниципальном нормативном
правовом акте необходимо
анализировать:
1) сроки принятия решения
(совершения действия) субъектами
правоприменительной деятельности;
2)
условия (основания) принятия
решения (совершения действия)
субъектами правоприменительной
деятельности;
3) наличие дублирующих полномочий
субъектов правоприменительной
деятельности.
1. Сроки принятия решения
(совершения действия)
субъектами
Н. Алешкова. Широта дискреционных полномочий как наиболее распространенный … 35
Стр.1