Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Новые правила организации и проведения публичных мероприятий: что скажет Конституционный Суд РФ? (66,00 руб.)

0   0
Первый авторШугрина
ИздательствоИнститут муниципального управления
Страниц10
ID220313
АннотацияКонституционным Судом РФ принят к рассмотрению запрос группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях”» и его отдельных положений. По мнению депутатов, Федеральный закон от 8 июня 2012 года № 65-ФЗ в целом не соответствует статьям 3, 72, 76 (часть 2), 94 и 101 (часть 4) Конституции… >>>
Шугрина, Е. Новые правила организации и проведения публичных мероприятий: что скажет Конституционный Суд РФ? : [статья] / Е. Шугрина .— Муниципальное право .— : Институт муниципального управления, 2012 .— 10 с. — (№3) .— С.2-11 .— URL: https://rucont.ru/efd/220313 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

* НОВЫЕ ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ: ЧТО СКАЖЕТ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ? <...> К дарственной Думы1 онституционным* Судом РФ принят к рассмотрению запрос группы депутатов Госуо проверке конституционности Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях”» и его отдельных положений. <...> Кроме того, по их мнению, отдельные положения оспариваемого Федерального закона, направленные на ужесточение правил проведения публичных мероприятий и усиление административной ответственности организаторов и участников таких публичных мероприятий, чрезмерно и необоснованно ограничивают конституционное право граждан на свободу собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования, входят в противоречие с международными стандартами права на свободу мирных собраний, чем нарушают конституционный принцип соразмерности ограничения прав и свобод граждан, а также общеправовой принцип определенности и непротиворечивости содержания * Шугрина Екатерина Сергеевна – доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права РФ Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина, член Европейского клуба экспертов местного самоуправления. <...> Ниже представлены эти вопросы и ответы на них в том виде, как они вошли в текст заключения, подготовленного автором для Конституционного Суда РФ. <...> Как оспариваемые в запросе законоположения соотносятся с международными стандартами права на свободу мирных собраний, а также с Заключением Венецианской комиссии (16-17 марта 2012 года) о Федеральном законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»? <...> В Заключении Венецианской комиссии (далее – Комиссия) высказан целый ряд замечаний и предложений, которые принятым Федеральным законом «О внесении <...>
Новые_правила_организации_и_проведения_публичных_мероприятий_что_скажет_Конституционный_Суд_РФ?.pdf
ПРОБДЕМЫ И ЗАКОНЫ Е. Шугрина* НОВЫЕ ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ: ЧТО СКАЖЕТ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ? К дарственной Думы1 онституционным* Судом РФ принят к рассмотрению запрос группы депутатов Госуо проверке конституционности Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях”» и его отдельных положений. По мнению депутатов, Федеральный закон от 8 июня 2012 года ¹65-ФЗ в целом не соответствует статьям 3, 72, 76 (часть 2), 94 и 101 (часть 4) Конституции Российской Федерации в связи с нарушением порядка его принятия. Кроме того, по их мнению, отдельные положения оспариваемого Федерального закона, направленные на ужесточение правил проведения публичных мероприятий и усиление административной ответственности организаторов и участников таких публичных мероприятий, чрезмерно и необоснованно ограничивают конституционное право граждан на свободу собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования, входят в противоречие с международными стандартами права на свободу мирных собраний, чем нарушают конституционный принцип соразмерности ограничения прав и свобод граждан, а также общеправовой принцип определенности и непротиворечивости содержания * Шугрина Екатерина Сергеевна – доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права РФ Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина, член Европейского клуба экспертов местного самоуправления. 1 Запрос направили депутаты, члены фракции «Справедливая Россия»; подписали запрос 102 депутата. 2 правовой нормы, в связи с чем не согласуются со статьями 4 (часть 2), 15 (части 1 и 4), 19 (части 1 и 2), 31 и 55 (часть 3) Конституции РФ. При подготовке дела к слушанию в Конституционном Суде РФ судья-докладчик сформулировал ряд вопросов, ответы на которые имеют значение для правильного разрешения дела. Ниже представлены эти вопросы и ответы на них в том виде, как они вошли в текст заключения, подготовленного автором для Конституционного Суда РФ. 1. Как оспариваемые в запросе законоположения соотносятся с международными стандартами права на свободу мирных собраний, а также с Заключением Венецианской комиссии (16-17 марта 2012 года) о Федеральном законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»? В Заключении Венецианской комиссии (далее – Комиссия) высказан целый ряд замечаний и предложений, которые принятым Федеральным законом «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"» не учтены или проигнорированы. 1.1. По мнению Комиссии, название закона должно отражать гарантии свободы собраний, а не просто регулировать проведение публичных мероприятий. Название Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» изменено не было. В решении Европейского Суда по правам человека по делу «Баранкевич (Barankevich) против России» (2005 год) в очередной раз констатируется, что, хотя главная цель статьи 11 – защита личности от произвольного вмешательства со стороны властей в осуществление провозглашаемых прав, существует позитивное обязательство государства обеспечить эффективную реализацию этих прав. 1.2. В Заключении Венецианской комиссии высказывается ряд озабоченностей в отношении процедуры уведомления. В настоящее время сохраняется высокая степень неопределенности того, что может служить основанием отказа в проведении публичного мероприятия. В Законе сохранился такой институт, как «согласование», причем детальная процедура согласования попрежнему отсутствует. В Законе сохраняется высокая дискреция исполнительных органов по установлению критериев выбора места проведения публичных мероприятий. В совокупности это дает основание говорить об ужесточении процедуры, которая дефакто из уведомительной последовательно трансформируется в разрешительную. А это не соответствует статье 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, противоречит практике Европейского суда по правам человека. В решении по делу «Джавит Ан (Djavit An) против Турции» (2003 год) Европейский суд по правам человека повторил ранее высказанную позицию о том, что государства должны не только гарантировать право на мирные собрания, но и воздерживаться от применения неразумных косвенных ограничений данного права. Комиссия указывает на то, что механизм судебного обжаловаМУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО N¹3/2012 ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНЫ
Стр.1