*
1917-Й ГОД: БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ НА МЕСТАХ
Состояние и перспективы
реорганизации царского
административного
аппарата (конец февраля –
начало марта 1917 г.)
Несмотря* на противодействие
со стороны губернской и уездной
администрации
в
провинции
среди рабочих, служащих и солдат активно распространялись
телеграммы и другая информация о начавшейся в Петрограде
революции. <...> Основная деятельность губернаторского корпуса в
конце февраля – начале марта
1917 г. заключалась в проведении совещаний с «цензовыми»
представителями земств и городских дум и в выпуске воззваний к населению с призывами
поддерживать «порядок» и продолжать «работу на оборону». <...> Одновременно часть представителей губернской и уездной власти заявляли о своем признании
власти Временного комитета Государственной Думы (ВКГД), а
затем – Временного правительства, и запрашивали «надлежащих распоряжений», другая часть
заняла выжидательную позицию. <...> Источник
автореферата:
http://vak2.ed.gov.ru/catalogue/index
66
мый гнев толпы против вчерашних угнетателей, и жесткая реакция гражданского населения и
солдат на конкретные действия
отдельных представителей власти (например, губернаторов и
полицейских), и, наконец, вполне
сознательное стремление народа
к замене старых социальноэкономических и политических
порядков новыми. <...> Следует учитывать также, что губернаторы
утратили свою традиционную
опору в лице войсковых частей,
которые сначала в Петрограде, а
затем в других центрах переходили на сторону революции. <...> Состояние правительственной
администрации на местах характеризуется как организационнополитический кризис. <...> Это нашло
свое подтверждение в начале
марта 1917 г. в ходе массовых
арестов высших чинов губернской и уездной администрации, а
также некоторых начальников
гарнизонов
революционными
группами рабочих и солдат. <...> Правительственные
комиссары: объем
властных полномочий
и особенности
деятельности
Начало формированию института комиссаров было положено <...>
Эволюция_местных_органов_государственной_власти_в_России_(1917–1929_гг.).pdf
И. Тропов
ЭВОЛЮЦИЯ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ В РОССИИ (1917–1929 ГГ.)*
1917-Й ГОД: БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ НА МЕСТАХ
Состояние и перспективы
реорганизации царского
административного
аппарата (конец февраля –
начало марта 1917 г.)
Несмотря* на противодействие
со стороны губернской и уездной
администрации в провинции
среди рабочих, служащих и солдат
активно распространялись
телеграммы и другая информация
о начавшейся в Петрограде
революции. Основная деятельность
губернаторского корпуса в
конце февраля – начале марта
1917 г. заключалась в проведении
совещаний с «цензовыми»
представителями земств и городских
дум и в выпуске воззваний
к населению с призывами
поддерживать «порядок» и продолжать
«работу на оборону».
Одновременно часть представителей
губернской и уездной власти
заявляли о своем признании
власти Временного комитета Государственной
Думы (ВКГД), а
затем – Временного правительства,
и запрашивали «надлежащих
распоряжений», другая часть
заняла выжидательную позицию.
Непоследовательная политика
царской администрации не позволила
удержать под контролем
политическую ситуацию на местах
и способствовала усилению
революционного движения. На
местах происходила активная
борьба за власть, в которой сочетались
и стихийно проявляе*
Публикация
подготовлена редакцией
журнала на основе автореферата
диссертации Игоря Анатольевича Тропова
на соискание ученой степени
доктора исторических наук по специальности
07.00.02 – Отечественная
история. Диссертация выполнена на
кафедре русской истории ФГБОУ ВПО
Российский государственный педагогический
университет им. А. И. Герцена.
Защита состоится 17 мая 2012
года.
Источник
http://vak2.ed.gov.ru/catalogue/index
66
мый гнев толпы против вчерашних
угнетателей, и жесткая реакция
гражданского населения и
солдат на конкретные действия
отдельных представителей власти
(например, губернаторов и
полицейских), и, наконец, вполне
сознательное стремление народа
к замене старых социальноэкономических
и политических
порядков новыми. Следует учитывать
также, что губернаторы
утратили свою традиционную
опору в лице войсковых частей,
которые сначала в Петрограде, а
затем в других центрах переходили
на сторону революции. Не
было возможности опереться и
на
административно-полицейский
аппарат, который в ходе
нараставшей в стране революции
подвергся настоящему разгрому.
Состояние правительственной
администрации на местах характеризуется
как организационнополитический
кризис. В сочетании
с революционными настроениями
народа, данная ситуация
не позволяла удержаться во власти
даже самым лояльным царским
чиновникам. Это нашло
свое подтверждение в начале
марта 1917 г. в ходе массовых
арестов высших чинов губернской
и уездной администрации, а
также некоторых начальников
гарнизонов
революционными
группами рабочих и солдат.
Правительственные
комиссары: объем
властных полномочий
и особенности
деятельности
Начало формированию инстиавтореферата:
тута
комиссаров было положено
ВКГД 28 февраля 1917 г. Временное
правительство сохранило
должности комиссаров, однако
данный институт претерпел существенные
изменения на протяжении
1917 г. Делегируя своих комиссаров
на места и давая им
особые полномочия, ВКГД был
готов одновременно опереться в
целях «установления порядка»
также и на представителей царской
администрации. Временное
правительство, объявив о повсеместном
смещении губернаторов,
стремилось опереться в своей
деятельности именно на комиссаров,
рассматривая их как главное
звено в системе местного административного
управления.
На положении и деятельности
комиссаров негативно сказывались
следующие обстоятельства:
существование на местах комиссаров,
различными способами
назначенных и имевших разное
подчинение (ВКГД, Временное
правительство,
думско-правительственные
полномочия); борьба
местного населения и общественных
исполнительных комитетов
против принципа назначения
в пользу принципа избрания комиссаров;
крайне медленная разработка
Временным правительством
нормативно-правовых основ
деятельности губернских (областных)
и уездных комиссаров, что
было связано как с существовавшими
в обществе разногласиями
по вопросу о функциях и порядке
назначения на комиссарские
должности, так и с тем, что Временное
правительство пошло по
пути одновременной разработки
целого пакета документов, регулирующих
вопросы организации
губернского, уездного и волостного
управления и общественного
самоуправления; наконец, на положении
и деятельности правительственных
комиссаров самым
негативным образом сказывались
массовость и острота нараставшего
на протяжении 1917 г. социального
движения, для противодействия
которому у местной администрации
не было ни достаточных
людских и материальнотехнических
сил, ни необходимого
авторитета в обществе.
К началу осени 1917 г., несмотря
на большой объем властМУНИЦИПАЛЬНОЕ
ПРАВО N¹1/2012 ИЗ ИСТОРИИ РОССИИ
Стр.1