*
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
И ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ
В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П
убличные слушания сегодня
представляют собой динамично развивающийся правовой
институт, практику реализации
которого целесообразно подвергнуть глубокому научному
анализу. <...> Нормы, составляющие
данное правовое образование,
призваны урегулировать широкий
перечень общественных отношений, в том числе и отношения,
возникающие по поводу участия
населения в осуществлении местного самоуправления. <...> *
Проведение публичных слушаний на уровне муниципальных
образований осуществляется на
основании ст. <...> 28 Федерального
закона от 6 октября 2003 г.
¹131-ФЗ «Об общих принципах
организации
местного
самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный
закон ¹131-ФЗ) и ст. <...> В
данных нормативных правовых
актах регулируются лишь общие
вопросы, связанные с проведением публичных слушаний. <...> Кроме того, в Федеральном законе ¹131-ФЗ закрепляется перечень вопросов, по которым
обязательно проведение публичных слушаний. <...> * С. С. Зенин, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Академии предпринимательства при Правительстве Москвы.
содержанию правовых актов, регулирующих проведение слушаний на муниципальном уровне. <...> Установлено, что в них должны
содержаться положения о заблаговременном оповещении жителей муниципального образования
о времени и месте проведения
публичных слушаний, о заблаговременном ознакомлении населения с проектом муниципального правового акта и об опубликовании результатов публичных
слушаний (ч. 4 ст. 28 Федеральный закон ¹131-ФЗ). <...> Отдельные авторы1 считают
необходимым урегулировать вопросы, связанные с организацией и проведением публичных
слушаний
на
муниципальном
уровне,
в
законодательстве
субъектов Российской Федерации. <...> В соответствии
с п. 1 ст. 6 Федерального закона
¹131-ФЗ к полномочиям органов
государственной
власти
субъектов Российской <...>
Правовое_регулирование_организации_и_проведения_публичных_слушаний_в_муниципальных_образованиях_Российской_Федерации.pdf
НОРМОТОРЧЕСТВО
С. Зенин*
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
И ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ
В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
мично развивающийся правовой
институт, практику реализации
которого целесообразно подвергнуть
глубокому научному
анализу. Нормы, составляющие
данное правовое образование,
призваны урегулировать широкий
перечень общественных отношений,
в том числе и отношения,
возникающие по поводу участия
населения в осуществлении местного
самоуправления. *
Проведение публичных слушаП
ний
на уровне муниципальных
образований осуществляется на
основании ст. 28 Федерального
закона от 6 октября 2003 г.
¹131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации»
(далее – Федеральный
закон ¹131-ФЗ) и ст. 28 Градостроительного
кодекса РФ. В
данных нормативных правовых
актах регулируются лишь общие
вопросы, связанные с проведением
публичных слушаний. Так, в
ч. 1 ст. 28 Федерального закона
¹131-ФЗ устанавливается форма
проведения слушаний в виде
обсуждения. В ч. 5 ст. 28 Градостроительного
кодекса РФ, кроме
того, предусматривается организация
выставок и экспозиций
демонстрационных материалов.
Кроме того, в Федеральном законе
¹131-ФЗ закрепляется перечень
вопросов, по которым
обязательно проведение публичных
слушаний.
Федеральное законодательство
также содержит требования к
* С. С. Зенин, кандидат юридических
наук, доцент кафедры государственно-правовых
дисциплин Академии
предпринимательства при Правительстве
Москвы.
убличные слушания сегодня
представляют собой динасодержанию
правовых актов, регулирующих
проведение слушаний
на муниципальном уровне.
Установлено, что в них должны
содержаться положения о заблаговременном
оповещении жителей
муниципального образования
о времени и месте проведения
публичных слушаний, о заблаговременном
ознакомлении населения
с проектом муниципального
правового акта и об опубликовании
результатов публичных
слушаний (ч. 4 ст. 28 Федеральный
закон ¹131-ФЗ).
Отдельные авторы1
необходимым урегулировать вопросы,
связанные с организацией
и проведением публичных
слушаний на муниципальном
уровне,
в
законодательстве
субъектов Российской Федерации.
Необходимо
отметить, что на
сегодняшний день органы государственной
власти субъектов
РФ не обладают полномочиями
по регулированию вопросов, связанных
с организацией и проведением
публичных слушаний на
местном уровне. В соответствии
с п. 1 ст. 6 Федерального закона
¹131-ФЗ к полномочиям органов
государственной
власти
субъектов Российской Федерации
относится правовое регулирование
вопросов организации
1 См.: Трофимов М. С. Рекомендательный
и обязательный характер
мнения населения, выявленного органами
местного самоуправления на
основе проведения публичных слушаний
и опросов граждан // СевероКавказкий
юрид. вестн. 2009. ¹1.
С.71–72; Ежукова О. А. Публичные
слушания по вопросам местного значения
в городе Москве: основы правового
регулирования и практика //
Конституционное и муниципальное
право. 2010. ¹4. С. 63-64.
местного
самоуправления
в
субъектах Российской Федерации
в случаях и порядке, установленных
этим Федеральным
законом. В соответствии же с
ч. 4 ст. 28 данного правового
источника порядок организации
и проведения публичных слушаний
определяется уставом муниципального
образования и (или)
нормативными правовыми актами
представительного органа
муниципального образования. В
отдельных регионах2
в законодасчитают
тельстве
субъектов РФ о местном
самоуправлении воспроизводятся
положения ст. 28 Федерального
закона ¹131-ФЗ. В
нормативных правовых актах ряда
субъектов РФ публичные слушания
закрепляются в перечне
форм участия населения в осуществлении
местного самоуправления3
.
В
муниципальных образованиях
регулирование рассматриваемых
общественных отношений
2 См.: например: О местном самоуправлении.
ст. 26: Закон Республики
Адыгея от 31 марта 2005 г. ¹294 (в
ред. от 6 мая 2010 г.) // Собр. законодательства
Республики Адыгея.
2005. ¹3; О местном самоуправлении
в Республике Дагестан. ст. 27:
Закон республике Дагестан от 29
декабря 2004 г. ¹43 (в ред. от 9 июля
2010 г.) // Собр. законодательства
Республики Дагестан. 2004. ¹12 (I).
ст. 988.
3
См.: О местном самоуправлении
в Магаданской области: Закон Магаданской
области от 19 февраля
1996 г. ¹4-ОЗ (в ред. от 3 июня
2010 г. ¹1277-ОЗ) // Территория.
1996. ¹22 (742); Об организации
местного самоуправления в Республике
Бурятия: Закон Республики Бурятия
от 7 декабря 2004 г. ¹896-III (в
ред. от 11 мая 2010 г.) // Собр. законодательства
Республики Бурятия.
2004. ¹12.
С. Зенин. Правовое регулирование организации и проведения публичных слушаний … 43
Стр.1