О. Дементьева, А. Дементьев*
НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В СФЕРЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА
Э
ффективное функционирование
местного самоуправления
напрямую связано с планированием
развития территории
муниципалитета. Одним из наиболее
важных элементов, системно
связанным с социальноэкономическим
и бюджетным
планированием, является градостроительное
планирование развития
территории муниципального
образования. *
Полномочия органов местного
самоуправления по градостроительному
планированию и порядок
их осуществления регулируются
в основном Градостроительным
кодексом Российской
Федерации1
. При принятии решений
должны учитываться также
положения Земельного, Лесного
и Водного кодексов Российской
Федерации.
Правовое
регулирование
градостроительного планирования
развития территории
муниципального образования
нестабильно.
В Градостроительный кодекс
Российской Федерации (далее –
ГрсК) в течение 6 лет после принятия
его в 2004 году вносились
многочисленные изменения и
дополнения.2
принят Федеральный закон3
внесший многочисленные изменения
как в материальные, так и
процессуальные нормы ГрсК (см.
Приложение). Эти изменения в
*
Дементьева О. А., старший научный
сотрудник Института законодательства
и сравнительного правоведения
при Правительстве Российской
Федерации, к.ю.н.; Дементьев А. Н.,
к.ю.н.
1
ря 2004 года ¹190-ФЗ.
2
ральными законами.
3
Федеральный закон от 29 декабЗа
этот период изменения и дополнения
были внесены 27 федеФедеральный
закон от 20 марта
2011 года ¹41-ФЗ «О внесении изменений
в Градостроительный кодекс
Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской
Федерации в части вопросов территориального
планирования».
22
полной мере касаются полномочий
муниципальных образований
в градостроительной деятельности.
Концептуально
сужено содержание
понятия «градостроительная
деятельность». В статье 1
ГрсК в качестве основных понятий
используются понятия «градостроительная
деятельность» и
«территориальное
планирование».
Под градостроительной
деятельностью понимается деятельность
по развитию территорий,
в том числе городов и иных
поселений, осуществляемая в
виде территориального планирования,
градостроительного зонирования,
планировки территории,
архитектурно-строительного проектирования,
строительства, капитального
ремонта, реконструкции
объектов
капитального
строительства.
На
этапе второго и третьего
В марте 2011 года
,
чтения законопроекта о внесении
изменений в ГрсК в Государственной
Думе, из пункта 2 статьи
1 предполагалось исключить понятие
«планирование развития
территорий», имеющее принципиальное
значение, и ввести существенно
более узкое понятие
«определение размещения объектов
федерального значения,
объектов регионального значения,
объектов местного значения».
В окончательной редакции
поправок понятие «планирование
развития территорий» не исключено.
Однако анализ других нововведений
позволяет сделать
выводы о трансформации позиции
федерального законодателя
в отношении значимости содержания
понятия «планирование
развития территорий».
Так, в статье 19 «Содержание
схемы территориального планирования
муниципального района»
и в статье 23 «Содержание генерального
плана поселения и генерального
плана городского
округа» из обязательных требований
к содержанию положения о
территориальном планировании
исключены цели и задачи территориального
планирования, перечень
мероприятий по территориальному
планированию и указание
на последовательность их
выполнения.
Введенные в ГрсК понятия
«объекты федерального значения,
регионального значения и местного
значения» являются более
узкими понятиями, чем «объекты
капитального строительства для
государственных или муниципальных
нужд». Изменениями к
ним отнесены только те объекты
капитального строительства, которые
оказывают существенное
влияние на социально-экономическое
развитие
публичноправового
образования. При этом
осталось не определено, каким
образом устанавливается степень
влияния соответствующего объекта
капитального строительства на
социально-экономическое развитие.
Из анализа текста изменений
ГрсК следует, что на схемах территориального
планирования указываются
не все объекты капитального
строительства, а только
те, которые будут соответствовать
видам, утверждаемым соответствующими
органами публичной
власти. В качестве критерия отнесения
объектов капитального
строительства к указанным видам
приняты весьма общие положения.
В
соответствии со статьей 1
ГрсК на схемах территориального
планирования Российской Федерации
подлежат отображению
два вида объектов федерального
значения. Виды объектов федерального
транспорта (железнодорожный,
воздушный, морской,
внутренний водный, трубопроводный),
автомобильных дорог
федерального значения; энергетики;
высшего профессионального
образования; здравоохранения
определяются Правительством
Российской Федерации. Виды
объектов обороны страны и
безопасности государства определяются
Президентом Российской
Федерации. В соответствии
с изменениями схемы территоМУНИЦИПАЛЬНОЕ
ПРАВО N¹4/2011 ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНЫ
Стр.1