Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Пропорциональная избирательная система как ограничение избирательных прав граждан на муниципальном уровне (66,00 руб.)

0   0
Первый авторСоболева
ИздательствоИнститут муниципального управления
Страниц4
ID220267
АннотацияОсновным вопросом, подлежащим рассмотрению в данном деле, является вопрос о том, соответствует ли Конституции РФ установление пропорциональной избирательной системы как единственно возможной на выборах в представительный орган… >>>
Соболева, А. Пропорциональная избирательная система как ограничение избирательных прав граждан на муниципальном уровне : [статья] / А. Соболева .— Муниципальное право .— : Институт муниципального управления, 2011 .— 4 с. — (№3) .— С.41-44 .— URL: https://rucont.ru/efd/220267 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

* ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК ОГРАНИЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ О сновным вопросом, подлежащим рассмотрению в данном деле, является вопрос о том, соответствует ли Конституции РФ установление пропорциональной избирательной системы как единственно возможной на выборах в представительный орган муниципального образования. <...> * При ответе на данный вопрос следует исходить из положений Конституции РФ, устанавливающих право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (часть 2 статьи 32) и гарантирующих местное самоуправление (ст. <...> 1) Ограничивает ли введение такой пропорциональной системы, при которой непартийные кандидаты могут принять участие в выборах только через включение их в партийные списки после получения поддержки не менее десяти членов партии и одобрения их кандидатуры руководящим органом партии, право граждан быть избранными? <...> Если да, то является ли такое ограничение соразмерным конституционно значимым целям? <...> 2) Снижает ли предусмотренный региональным законодательством порядок выборов депутатов в органы местного самоуправления, при котором граждане обязаны выбирать исключительно между кандидатами, включенными в закрытые партийные списки, конституционные гарантии местного самоуправления? <...> Существуют различные способы обеспечения представительства в законодательных (представительных) органах на феде* Соболева Анита Карловна – главный эксперт-консультант АНО «ЮРИКС», адвокат Московской областной коллегии адвокатов, доцент кафедры публичной политики Научноисследовательского университета – Высшей школы экономики. ральном, региональном и местном уровнях. <...> Однако введение той или иной избирательной системы может использоваться лишь при соблюдении требований Конституции Российской Федерации, гарантирующей избрание представителей как в органы законодательной власти, так и в органы местного самоуправления <...>
Пропорциональная_избирательная_система_как_ограничение_избирательных_прав_граждан_на_муниципальном_уровне.pdf
А. Соболева* ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК ОГРАНИЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ ном деле, является вопрос о том, соответствует ли Конституции РФ установление пропорциональной избирательной системы как единственно возможной на выборах в представительный орган муниципального образования.* При ответе на данный вопрос О следует исходить из положений Конституции РФ, устанавливающих право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (часть 2 статьи 32) и гарантирующих местное самоуправление (ст.12). При этом следует рассмотреть следующие аспекты проблемы: 1) Ограничивает ли введение такой пропорциональной системы, при которой непартийные кандидаты могут принять участие в выборах только через включение их в партийные списки после получения поддержки не менее десяти членов партии и одобрения их кандидатуры руководящим органом партии, право граждан быть избранными? Если да, то является ли такое ограничение соразмерным конституционно значимым целям? 2) Снижает ли предусмотренный региональным законодательством порядок выборов депутатов в органы местного самоуправления, при котором граждане обязаны выбирать исключительно между кандидатами, включенными в закрытые партийные списки, конституционные гарантии местного самоуправления? Существуют различные способы обеспечения представительства в законодательных (представительных) органах на феденый * Соболева Анита Карловна – главэксперт-консультант АНО «ЮРИКС», адвокат Московской областной коллегии адвокатов, доцент кафедры публичной политики Научноисследовательского университета – Высшей школы экономики. сновным вопросом, подлежащим рассмотрению в данральном, региональном и местном уровнях. Однако введение той или иной избирательной системы может использоваться лишь при соблюдении требований Конституции Российской Федерации, гарантирующей избрание представителей как в органы законодательной власти, так и в органы местного самоуправления на основе свободных всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании, с тем, чтобы не было утрачено ни реальное содержание конституционного права гражданина избирать и быть избранным, ни существо народного представительства. Введение пропорциональной системы выборов ограничивает право граждан избирать в той мере, в какой лишает их возможности отдать свой голос за непартийных кандидатов или кандидатов от партий, не прошедших заградительный барьер. Оно также создает ограничения для права граждан быть избранными, поскольку их выдвижение в качестве кандидатов начинает зависеть не от их собственного желания и поддержки населения, а от решения руководящих органов той или иной партии включить их в списки кандидатов от партии. Вопрос, следовательно, в том, какие конституционно значимые цели может преследовать такое ограничение, насколько вводимое ограничение соразмерно этим целям и реально ли оно способствует их достижению. В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом (а не Законом Челябинской области и не Уставом сельского поселения) и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ни одна из указанных целей не присутствует при установлении такого ограничения, как предоставление права выдвигать свою кандидатуру на выборах в органы местного самоуправления исключительно членам партий или лицам, включенным в партийные списки. Исторически пропорциональная система выборов была создана для того, чтобы обеспечить прохождение в парламент миноритарным партиям, кандидаты от которых имели мало шансов на получение мандатов при мажоритарной системе. Таким образом, она была нацелена на развитие политической конкуренции и преследовала цель защитить права и интересы меньшинств (политических, экологических, национальных и т.д.), обеспечить подлинную многопартийность, привести к развитию широкого спектра политических партий, отражающих самые разнообразные интересы максимально широких групп населения, стимулировать гражданское участие через вовлечение масс в политическую деятельность. Однако в современных российских условиях – с учетом ужесточения партийного и избирательного законодательства (запрет региональных партий, требование к численности партий не менее 50 тыс. членов, запрет избирательных блоков, запрет на переход депутатов в другие партии, ужесточение процедуры регистрации списков за счет снижения допустимого брака в подписных листах, отмена избирательных залогов и т.д.) – пропорциональная система дает сокращение, а не развитие политической конкуренции. Принять участие в региональных выборах за последние 5 лет фактически (за редким исключением) смогли только партии, представленные в Государственной Думе РФ. А. Соболева. Пропорциональная избирательная система как ограничение избирательных прав … 41
Стр.1