А. Соболева*
ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
КАК ОГРАНИЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
ном деле, является вопрос о том,
соответствует ли Конституции
РФ установление пропорциональной
избирательной системы
как единственно возможной на
выборах в представительный орган
муниципального образования.*
При
ответе на данный вопрос
О
следует исходить из положений
Конституции РФ, устанавливающих
право граждан избирать и
быть избранными в органы местного
самоуправления (часть 2
статьи 32) и гарантирующих местное
самоуправление (ст.12).
При этом следует рассмотреть
следующие аспекты проблемы:
1) Ограничивает ли введение
такой пропорциональной системы,
при которой непартийные
кандидаты могут принять участие
в выборах только через включение
их в партийные списки после
получения поддержки не менее
десяти членов партии и одобрения
их кандидатуры руководящим
органом партии, право граждан
быть избранными? Если да, то
является ли такое ограничение
соразмерным конституционно
значимым целям?
2) Снижает ли предусмотренный
региональным законодательством
порядок выборов депутатов
в органы местного самоуправления,
при котором граждане обязаны
выбирать исключительно
между кандидатами, включенными
в закрытые партийные списки,
конституционные гарантии местного
самоуправления?
Существуют различные способы
обеспечения представительства
в законодательных (представительных)
органах на феденый
*
Соболева Анита Карловна – главэксперт-консультант
АНО
«ЮРИКС»,
адвокат Московской областной
коллегии адвокатов, доцент
кафедры публичной политики Научноисследовательского
университета –
Высшей школы экономики.
сновным вопросом, подлежащим
рассмотрению в данральном,
региональном и местном
уровнях. Однако введение
той или иной избирательной системы
может использоваться
лишь при соблюдении требований
Конституции Российской
Федерации, гарантирующей избрание
представителей как в органы
законодательной власти,
так и в органы местного самоуправления
на основе свободных
всеобщих равных и прямых выборов
при тайном голосовании, с
тем, чтобы не было утрачено ни
реальное содержание конституционного
права гражданина избирать
и быть избранным, ни
существо народного представительства.
Введение
пропорциональной
системы выборов ограничивает
право граждан избирать в той
мере, в какой лишает их возможности
отдать свой голос за непартийных
кандидатов или кандидатов
от партий, не прошедших
заградительный барьер. Оно
также создает ограничения для
права граждан быть избранными,
поскольку их выдвижение в качестве
кандидатов начинает зависеть
не от их собственного желания
и поддержки населения, а от
решения руководящих органов
той или иной партии включить их
в списки кандидатов от партии.
Вопрос, следовательно, в том,
какие конституционно значимые
цели может преследовать такое
ограничение, насколько вводимое
ограничение соразмерно
этим целям и реально ли оно
способствует их достижению.
В соответствии с ч.3 ст.55
Конституции права и свободы
человека и гражданина могут
быть ограничены только федеральным
законом (а не Законом
Челябинской области и не Уставом
сельского поселения) и
только в той мере, в какой это
необходимо для защиты основ
конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных
интересов других лиц,
обеспечения обороны страны и
безопасности государства. Ни
одна из указанных целей не присутствует
при установлении такого
ограничения, как предоставление
права выдвигать свою кандидатуру
на выборах в органы
местного самоуправления исключительно
членам партий или
лицам, включенным в партийные
списки.
Исторически пропорциональная
система выборов была создана
для того, чтобы обеспечить
прохождение в парламент миноритарным
партиям, кандидаты от
которых имели мало шансов на
получение мандатов при мажоритарной
системе. Таким образом,
она была нацелена на развитие
политической конкуренции и преследовала
цель защитить права и
интересы меньшинств (политических,
экологических, национальных
и т.д.), обеспечить подлинную
многопартийность, привести к
развитию широкого спектра политических
партий, отражающих
самые разнообразные интересы
максимально широких групп населения,
стимулировать гражданское
участие через вовлечение
масс в политическую деятельность.
Однако в современных
российских условиях – с учетом
ужесточения партийного и избирательного
законодательства (запрет
региональных партий, требование
к численности партий не
менее 50 тыс. членов, запрет избирательных
блоков, запрет на
переход депутатов в другие партии,
ужесточение процедуры регистрации
списков за счет снижения
допустимого брака в подписных
листах, отмена избирательных
залогов и т.д.) – пропорциональная
система дает сокращение,
а не развитие политической
конкуренции. Принять участие в
региональных выборах за последние
5 лет фактически (за редким
исключением) смогли только партии,
представленные в Государственной
Думе РФ.
А. Соболева. Пропорциональная избирательная система как ограничение избирательных прав … 41
Стр.1