ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
В. Сидорчук*
ПОЛНОМОЧИЯ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ**
ной деятельности в значительной
мере определяются местными
органами власти. Они наделены
масштабными полномочиями в
регистрации и ликвидации (прекращении
деятельности) юридических
лиц и индивидуальных
предпринимателей, предоставлении
земельных участков, в проведении
разрешительных процедур,
установлении размеров местных
налогов и платежей, ставок
арендной платы, приватизации
объектов коммунальной собственности,
осуществлении контроля.
Во* многом от качества
работы местных властей зависит
развитие предпринимательства.**
Инфраструктура поддержки малого
и среднего предпринимательства
полностью формируется
на местном уровне. На местные
органы власти возлагается применение
республиканских нормативных
актов. Поэтому важно
создать работающую нормативную
модель для сотрудничества
местных властей и предпринимательства,
поощрения инициативы
«снизу» при формировании благоприятного
В
бизнес-климата,
основанного
на принципах рыночного
саморегулирования.
Объективно
местные власти
должны быть заинтересованы в
стимулировании предпринимательства,
поскольку оно обеспечивает
развитие территории, позволяет
создать рабочие места и
решать большинство социальных
задач.
* Валерий Сидорчук, к.ю.н., доцент
Беларусского Государственного
Университета.
** Особого рассмотрения заслуживает
вопрос о правовых аспектах
коммунального хозяйства, которое по
своей сущности не может быть отнесено
к коммерческой деятельности.
44
Республике Беларусь условия
осуществления хозяйственВ
постановлении Президиума
Высшего Хозяйственного Суда от
29.09.2010 ¹39 «О некоторых
вопросах применения ХПК при
рассмотрении дел о проверке
законности ненормативных правовых
актов органов местного
управления и самоуправления,
действий (бездействия) их должностных
лиц» обращено внимание,
что в соответствии со ст.122
Конституции Республики Беларусь,
п.6 ст.59 Закона Республики
Беларусь от 04.01.2010 «О
местном управлении и самоуправлении
в Республике Беларусь»1
,
ХПК юридические лица и
индивидуальные предприниматели
вправе обратиться в хозяйственный
суд за защитой нарушенных
прав с заявлением о признании
недействительным ненормативного
правового акта органа
местного управления и самоуправления
или его должностных
лиц, а также на их действие
(бездействие), если они противоречат
законодательству, затрагивают
законные права и интересы
в сфере предпринимательской
и иной хозяйственной (экономической)
деятельности, создают
препятствия для осуществления
субъектами хозяйствования
своих прав, влекут незаконное
возложение обязанностей.
Нормативные правовые акты
местных органов власти систематически
являются предметом
рассмотрения Конституционного
Суда.
1. Нормотворческие
и контрольные полномочия
органов местной власти
в экономической сфере
1 Национальный реестр правовых
актов Республики Беларусь. 2010,
¹17, 2/1660.
Согласно ст.3 ГК акты местных
органов управления и самоуправления,
изданные в случаях
и пределах, предусмотренных
законодательными актами, распоряжениями
Президента Республики
Беларусь и постановлениями
Правительства Республики
Беларусь, относятся к актам гражданского
законодательства,
регулирующим
экономические
отношения.
В соответствии со ст.17 Закона
Республики Беларусь о местном
управлении и самоуправлении
Советы в пределах своей
компетенции в порядке, установленном
законодательством:
утверждают региональные программы,
концепции (Советы первичного
уровня – планы мероприятий)
по вопросам поддержки
малого
охраны окружающей среды и рационального
использования природных
ресурсов, улучшения условий
и охраны труда, осуществляют
контроль за выполнением
этих программ, концепций (планов
мероприятий);
определяют в пределах, установленных
законом, порядок
управления и распоряжения собственностью
соответствующей
административно-территориальной
единицы;
распоряжаются природными
ресурсами в случаях, предусмотренных
законодательством об
охране окружающей среды и рациональном
использовании природных
ресурсов, а также осуществляют
контроль за их использованием;
устанавливают
в соответствии с
законом местные налоги и сборы;
определяют ставки платежей в
случаях, установленных законодательными
актами;
содействуют развитию промышленного
и сельскохозяйственного
производства, сферы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО N¹2/2011 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
предпринимательства,
Стр.1