А. Бадягина*
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУБЪЕКТА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО
ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Л
егальное*
определение термина
«территориальное общественное
самоуправление»
(далее – ТОС) содержится в п.1
ст.27 Федерального закона от 6
октября 2003 года ¹131-ФЗ (в
ред. от 29.12.2010) «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской
Федерации»1
(далее – Федеральный
закон ¹131-ФЗ). В названном
Законе под ТОС понимается
самоорганизация граждан по
месту их жительства на части
территории поселения для самостоятельного
и под свою ответственность
осуществления собственных
инициатив по вопросам
местного значения. Далее, в п.6
статьи 27, идет уточнение того,
кто именно может учувствовать в
собраниях и конференциях (в т.ч.
и учредительных) по осуществлению
территориального общественного
самоуправления – жители
соответствующей территории,
достигшие шестнадцатилетнего
возраста. Следовательно, на
основе анализа текста ст.27 Федерального
закона ¹131-ФЗ
можно выделить ряд признаков
субъекта территориального общественного
самоуправления:
1) наличие гражданства Российской
Федерации или гражданства
иностранного государства,
в соответствии с международными
договорами Российской
Федерации и федеральными законами;
2)
постоянное или преимущественное
проживание на части
территории поселения;
3) лицу должно исполниться 16
лет.
Рассмотрим эти признаки более
подробно.
Что же такое гражданство?
Обратимся к Федеральному закону
от 31.05.2002 года ¹62-ФЗ
(в ред. от 28.06.2009) «О гражданстве
Российской Федерации2
*
имени О.Е. Кутафина.
1
2003. ¹40. Ст.3822.
2
2002. ¹22. Ст.2031.
6
А.В. Бадягина, аспирант МГЮА
Собрание законодательства РФ.
Собрание законодательства РФ.
(далее Федеральный закон «О
гражданстве Российской Федерации»),
в статье 3 дано легальное
определение «гражданства»
– это устойчивая правовая
связь лица с Российской Федерацией,
выражающаяся в совокупности
их взаимных прав и
обязанностей. Но в статье 3 Федерального
закона 131-ФЗ помимо
перечисления прав граждан
РФ на осуществление местного
самоуправления указывается
на то, что и иностранные граждане,
постоянно или преимущественно
проживающие на территории
муниципального образования,
обладают при осуществлении
местного самоуправления
правами в соответствии с международными
договорами Российской
Федерации и федеральными
законами. Например, Федеральный
закон от 25.07.2002
¹115-ФЗ (в ред. от 29.12.2010)
«О правовом положении иностранных
граждан в Российской
Федерации»3
гласит, что постоянно
проживающие в Российской
Федерации иностранные граждане
в случаях и в порядке, предусмотренных
федеральными законами,
имеют право избирать и
быть избранными в органы местного
самоуправления, а также
участвовать в местном референдуме.
Делая вывод из данной
статьи, можно предположить, что
поскольку местный референдум,
как и территориальное общественное
самоуправление, относится
к формам непосредственного
осуществления населением
местного самоуправления и участия
населения в осуществлении
местного самоуправления, а местный
референдум является
высшей формой участия населения
в осуществлении местного
самоуправления, то и в случаях,
предусмотренных международными
договорами Российской
Федерации, иностранные граждане,
в случае их постоянного
проживания на территории РФ,
3 Собрание законодательства РФ.
2002. ¹30. Ст.3032.
могут принимать участие в создании
и деятельности ТОС.
«Федеральный закон «Об основных
гарантиях избирательных
и прав на участие в референдуме
граждан Российской Федерации»
(далее Федеральный закон) содержит
две нормы, касающиеся
прав иностранных граждан и лиц,
обладающих гражданством нескольких
государств.
Согласно пункту 10 статьи 4 и
пункту 3 статьи 17 Федерального
закона, на основании международных
договоров и в порядке,
установленном законом, иностранные
граждане, постоянно
проживающие на территории соответствующего
муниципального
образования, имеют право избирать
и быть избранными в органы
местного самоуправления, участвовать
в иных избирательных действиях
на данных выборах, а также
участвовать в местном референдуме
на тех же условиях, что и
граждане Российской Федерации».
В этой связи, в соответствии с
частью 4 статьи 15 Конституции
РФ в каждом конкретном случае
следует руководствоваться нормой,
содержащейся в международном
договоре»4
.
На сегодняшний день, по
имеющимся в Центральной избирательной
комиссии Российской
Федерации сведениям,
действует целый ряд международных
договоров, регулирующих
статус граждан иностранных
государств, постоянно проживающих
в Российской Федерации,
а именно: с Республикой
Армения (ратифицирован Федеральным
законом от 15.07.2000
¹100-ФЗ), Киргизской республикой
(ратифицирован Федеральным
законом от 19.03.1997
¹62-ФЗ), Туркменистаном (ратифицирован
Федеральным законом
от 25.11.1996 ¹136-ФЗ).
Встает следующий вопрос.
Что является местом жительства
или местом постоянного или
преимущественного проживания
4 Местное право. 2010. ¹2.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО N¹2/2011 ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНЫ
Стр.1