Года три назад из уст одного из
пожилых секретарей Союза журналистов РФ я услышал такое заявление:
«Главная задача журналиста – помогать своему государству». <...> Выходит,
два десятка лет без Советского Союза, Перестройка и рынок не поколебали сознания «человека советского»,
считающего себя винтиком государственной машины. <...> Товарищ Сталин почти 60 лет как в могиле,
но его неустанная мичуринская деятельность по выведению вида Homo
Soveticus до сих пор приносит плоды. <...> Происхождение Homo Soveticus
По мнению историка Андрея Зубова, Homo Soveticus получился в результате глубокой негативной селекции: «Лучшие, самые честные и культурные были убиты или лишены ссылками и тюрьмами возможности создавать семью и воспитывать детей, а
худшие, те, кто взялись за создание
нового человека, или те, кто молча согласились с новой властью, смогли
“плодиться и размножаться”». <...> Поэтому просьба делать различие: советский человек – это условно рядовой
житель СССР, а «человек советский» –
особый
продукт
социальноидеологической селекции, приспособленный для выживания и даже
процветания в «совке». <...> Одним из решающих факторов в
формировании Homo Soveticus была
отмена в СССР частной собственности. <...> (В этом, пожалуй, отличие современного «совка» от классического: сегодня думский единороссный «совок»,
нажимая кнопки, охраняет свой свеч-
ной заводик, нефтяную вышечку или
патрубок от газопровода. <...> )
Но, возможно, стоит заглянуть и в
более давнюю историю, как минимум
в XVI век, когда Иван Грозный строил
централизованное государство, укреплял основы крепостного права, подчинил Московскому княжеству Новгород и Псков и тем самым уничтожил
ростки демократического народовластия, которые там существовали. <...> Столетия крепостного рабства, крестьянского общинного сознания, культ верховной власти, поддерживаемый православием, превратили Россию в
удобный полигон для советского эксперимента. <...> Возвращение Homo Soveticus
Спустя два десятилетия после отмены советской <...>
«Совок»_живее_всех_живых.pdf
САМОАНАЛИЗ
«СОВОК»:
ЖИВЕЕ ВСЕХ ЖИВЫХ?
С. Гогин
Года три назад из уст одного из
пожилых секретарей Союза журналистов
РФ я услышал такое заявление:
«Главная задача журналиста – помогать
своему государству». Выходит,
два десятка лет без Советского Союза,
Перестройка и рынок не поколебали
сознания «человека советского»,
считающего себя винтиком государственной
машины. Такие же «совки» сидят
сегодня в Госдуме и голосуют за
законы против митингов и НКО. Товарищ
Сталин почти 60 лет как в могиле,
но его неустанная мичуринская деятельность
по выведению вида Homo
Soveticus до сих пор приносит плоды.
Происхождение Homo Soveticus
По мнению историка Андрея Зубова,
Homo Soveticus получился в результате
глубокой негативной селекции:
«Лучшие, самые честные и культурные
были убиты или лишены ссылками
и тюрьмами возможности создавать
семью и воспитывать детей, а
худшие, те, кто взялись за создание
нового человека, или те, кто молча согласились
с новой властью, смогли
“плодиться и размножаться”». Поэтому
просьба делать различие: советский
человек – это условно рядовой
житель СССР, а «человек советский» –
особый
продукт
социальноидеологической
селекции, приспособленный
для выживания и даже
процветания в «совке».
Одним из решающих факторов в
формировании Homo Soveticus была
отмена в СССР частной собственности.
По мнению американского историка,
исследователя России Ричарда
Пайпса, именно частная собственность
является предпосылкой свободного
общества, ибо только человек,
имеющий собственность, трудится
осмысленно, является ответственным
гражданином и охраняет демократические
институты, которые, в свою
очередь, охраняют его собственность.
(В этом, пожалуй, отличие современного
«совка» от классического: сегодня
думский единороссный «совок»,
нажимая кнопки, охраняет свой свечной
заводик, нефтяную вышечку или
патрубок от газопровода.)
Но, возможно, стоит заглянуть и в
более давнюю историю, как минимум
в XVI век, когда Иван Грозный строил
централизованное государство, укреплял
основы крепостного права, подчинил
Московскому княжеству Новгород
и Псков и тем самым уничтожил
ростки демократического народовластия,
которые там существовали. Столетия
крепостного рабства, крестьянского
общинного сознания, культ верховной
власти, поддерживаемый православием,
превратили Россию в
удобный полигон для советского эксперимента.
Возвращение
Homo Soveticus
Спустя два десятилетия после отмены
советской власти в России «совок»
жив и во многом продолжает определять
жизнь посткоммунистической
России, хотя и мутировал. Как
заметил писатель Владимир Сорокин,
«менталитет остался советским, но
человек уже хорошо знает, что такое
качество. Он хочет иметь «Мерседес»
и ездить отдыхать в Испанию или
Италию». Эта категория составляет
основу российского электората: сознание
людей, воспитанных в условиях
государственного патернализма, наиболее
подвержено манипулированию,
поэтому к ним в основном и обращена
риторика действующей власти, особенно
в предвыборный период. Владимир
Путин действует как социальный
бихевиорист, в нужный момент
стимулируя нужные участки архаичного
общественного сознания Homo
Soveticus: реанимировал мелодию
сталинского гимна, объявил распад
СССР главным событием XX века, выступил
с агрессивной антизападной
речью на конференции по безопасности
в Мюнхене и т. д. «Путин давит на
советские мифологемы в сознании,
играет на ностальгии по державе, в
которой народ прожил большую часть
жизни», – говорит ульяновский активист
«Другой России» Константин
Трошин.
С. Гогин. «Совок»: живее всех живых?
ГУ ¹9’12
95
Стр.1