Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

«Совок»: живее всех живых? (66,00 руб.)

0   0
Первый авторГогин
ИздательствоИнститут муниципального управления
Страниц3
ID220205
АннотацияГода три назад из уст одного из пожилых секретарей Союза журналистов РФ я услышал такое заявление: «Главная задача журналиста – помогать своему государству». Выходит, два десятка лет без Советского Союза, Перестройка и рынок… >>>
Гогин, С. «Совок»: живее всех живых? : [статья] / С. Гогин .— Городское управление .— : Институт муниципального управления, 2012 .— 3 с. — (№9) .— С.95-97 .— URL: https://rucont.ru/efd/220205 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Года три назад из уст одного из пожилых секретарей Союза журналистов РФ я услышал такое заявление: «Главная задача журналиста – помогать своему государству». <...> Выходит, два десятка лет без Советского Союза, Перестройка и рынок не поколебали сознания «человека советского», считающего себя винтиком государственной машины. <...> Товарищ Сталин почти 60 лет как в могиле, но его неустанная мичуринская деятельность по выведению вида Homo Soveticus до сих пор приносит плоды. <...> Происхождение Homo Soveticus По мнению историка Андрея Зубова, Homo Soveticus получился в результате глубокой негативной селекции: «Лучшие, самые честные и культурные были убиты или лишены ссылками и тюрьмами возможности создавать семью и воспитывать детей, а худшие, те, кто взялись за создание нового человека, или те, кто молча согласились с новой властью, смогли “плодиться и размножаться”». <...> Поэтому просьба делать различие: советский человек – это условно рядовой житель СССР, а «человек советский» – особый продукт социальноидеологической селекции, приспособленный для выживания и даже процветания в «совке». <...> Одним из решающих факторов в формировании Homo Soveticus была отмена в СССР частной собственности. <...> (В этом, пожалуй, отличие современного «совка» от классического: сегодня думский единороссный «совок», нажимая кнопки, охраняет свой свеч- ной заводик, нефтяную вышечку или патрубок от газопровода. <...> ) Но, возможно, стоит заглянуть и в более давнюю историю, как минимум в XVI век, когда Иван Грозный строил централизованное государство, укреплял основы крепостного права, подчинил Московскому княжеству Новгород и Псков и тем самым уничтожил ростки демократического народовластия, которые там существовали. <...> Столетия крепостного рабства, крестьянского общинного сознания, культ верховной власти, поддерживаемый православием, превратили Россию в удобный полигон для советского эксперимента. <...> Возвращение Homo Soveticus Спустя два десятилетия после отмены советской <...>
«Совок»_живее_всех_живых.pdf
САМОАНАЛИЗ «СОВОК»: ЖИВЕЕ ВСЕХ ЖИВЫХ? С. Гогин Года три назад из уст одного из пожилых секретарей Союза журналистов РФ я услышал такое заявление: «Главная задача журналиста – помогать своему государству». Выходит, два десятка лет без Советского Союза, Перестройка и рынок не поколебали сознания «человека советского», считающего себя винтиком государственной машины. Такие же «совки» сидят сегодня в Госдуме и голосуют за законы против митингов и НКО. Товарищ Сталин почти 60 лет как в могиле, но его неустанная мичуринская деятельность по выведению вида Homo Soveticus до сих пор приносит плоды. Происхождение Homo Soveticus По мнению историка Андрея Зубова, Homo Soveticus получился в результате глубокой негативной селекции: «Лучшие, самые честные и культурные были убиты или лишены ссылками и тюрьмами возможности создавать семью и воспитывать детей, а худшие, те, кто взялись за создание нового человека, или те, кто молча согласились с новой властью, смогли “плодиться и размножаться”». Поэтому просьба делать различие: советский человек – это условно рядовой житель СССР, а «человек советский» – особый продукт социальноидеологической селекции, приспособленный для выживания и даже процветания в «совке». Одним из решающих факторов в формировании Homo Soveticus была отмена в СССР частной собственности. По мнению американского историка, исследователя России Ричарда Пайпса, именно частная собственность является предпосылкой свободного общества, ибо только человек, имеющий собственность, трудится осмысленно, является ответственным гражданином и охраняет демократические институты, которые, в свою очередь, охраняют его собственность. (В этом, пожалуй, отличие современного «совка» от классического: сегодня думский единороссный «совок», нажимая кнопки, охраняет свой свечной заводик, нефтяную вышечку или патрубок от газопровода.) Но, возможно, стоит заглянуть и в более давнюю историю, как минимум в XVI век, когда Иван Грозный строил централизованное государство, укреплял основы крепостного права, подчинил Московскому княжеству Новгород и Псков и тем самым уничтожил ростки демократического народовластия, которые там существовали. Столетия крепостного рабства, крестьянского общинного сознания, культ верховной власти, поддерживаемый православием, превратили Россию в удобный полигон для советского эксперимента. Возвращение Homo Soveticus Спустя два десятилетия после отмены советской власти в России «совок» жив и во многом продолжает определять жизнь посткоммунистической России, хотя и мутировал. Как заметил писатель Владимир Сорокин, «менталитет остался советским, но человек уже хорошо знает, что такое качество. Он хочет иметь «Мерседес» и ездить отдыхать в Испанию или Италию». Эта категория составляет основу российского электората: сознание людей, воспитанных в условиях государственного патернализма, наиболее подвержено манипулированию, поэтому к ним в основном и обращена риторика действующей власти, особенно в предвыборный период. Владимир Путин действует как социальный бихевиорист, в нужный момент стимулируя нужные участки архаичного общественного сознания Homo Soveticus: реанимировал мелодию сталинского гимна, объявил распад СССР главным событием XX века, выступил с агрессивной антизападной речью на конференции по безопасности в Мюнхене и т. д. «Путин давит на советские мифологемы в сознании, играет на ностальгии по державе, в которой народ прожил большую часть жизни», – говорит ульяновский активист «Другой России» Константин Трошин. С. Гогин. «Совок»: живее всех живых? ГУ ¹9’12 95
Стр.1