ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ:
ЭВОЛЮЦИЯ ИЛИ
ВОЗВРАТ К НАЧАЛУ? <...> *Несмотря на то, что понятие демократии существует уже более 25
веков, оно и по сей день не нашло
своего однозначного толкования,
разделяемого всеми. <...> Средневековые режимы феодальной демократии, развившиеся в городах-государствах, допускали к
управлению государством дворянство (Венеция), позднее – еще и купечество (Болонья). <...> Буржуазно-демократические революции XVIII в. принесли новые
толкования, кому должна принадлежать власть в государстве. <...> Во Франции, начиная с 1789 г. и
вплоть до действующей Конституции
1958 г., идет борьба между двумя
концепциями источника власти: первая предполагает, что власть в государстве должна принадлежать народу как сумме всех граждан (концепция народного суверенитета, предложенная Ж.-Ж. <...> Руссо3), вторая –
нации, абстрактному и довольно туманному понятию, которое включает
не только живущих сейчас граждан,
но и их предков и потомков (концепция национального суверенитета,
приписываемая Э.-Ж. <...> Тоталитарные режимы, называясь демократиями и формально давая
право голоса всем взрослым гражданам без исключения, на деле не
давали им никаких механизмов для
осуществления своей власти и жестко подавляли любой намек на оппозицию. <...> Подавляющее большинство таких режимов относятся
к
репрезентативной
(представительной) демократии,
которая подразумевает, что власть
народа осуществляется не напрямую, а через избранных представи5
Droit de vote en France. <...> Такие представители наделяются репрезентативным (представительным) мандатом, который, в отличие от императивного мандата,
действовавшего в свое время в социалистических странах, не может
быть отозван и не связывает депутата никакими ограничениями и наказами избирателей. <...> В частности, действующая в
США на президентских выборах система выборщиков фактически отстраняет народ от выборов Президента, ведь только в 24 штатах из 50
приняты законы, обязывающие выборщиков голосовать <...>
Электронная_демократия_эволюция_или_возврат_к_началу.pdf
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ:
ЭВОЛЮЦИЯ ИЛИ
ВОЗВРАТ К НАЧАЛУ?
Т. Шульга-Морская*
Эволюция понятия
«демократия»
*Несмотря на то, что понятие демократии
существует уже более 25
веков, оно и по сей день не нашло
своего однозначного толкования,
разделяемого всеми. На наш взгляд,
наиболее емкое и в то же время
краткое определение демократии
дал А. Линкольн в своей Геттисбергской
речи 18 ноября 1863 года как
«правление народа, осуществляемое
народом и для народа»1
. Однако в
этом определении, как впрочем, и в
классической формуле «демос+кратос
= власть народа», и кроется неясность,
и по сей день провоцирующая
споры: народ – это кто?
Афиняне и римляне понимали под
народом свободных мужчин, обладающих
гражданством.
Средневековые режимы феодальной
демократии, развившиеся в городах-государствах,
допускали к
управлению государством дворянство
(Венеция), позднее – еще и купечество
(Болонья). О Новгородской
республике (XII-XV вв.) и ее законодательном
органе – вече – сохранилось
не так много данных и на сегодняшний
день есть две точки зрения:
«Одни авторы (В. Ф. Андреев)
считают, что в вече участвовали все
свободные мужчины Новгорода, независимо
от их социального статута.
Другие (в частности В. Л. Янин) считают,
новгородское вече собранием
владельцев городских усадеб, кото*
Татьяна
Владиславовна ШульгаМорская,
аспирант – Университет Монтескье-Бордо
IV, Бордо, Франция / Московский
Государственный Открытый Университет,
Москва, Россия; член Экспертного
совета Фонда развития электронной
демократии.
1
Wikipedia. Abraham Lincoln. Mode of
access:
http://en.wikipedia.org/wiki/Abraham_Lincoln
88
ГУ ¹6’12
рых было всего лишь около 300-500
человек. Это соответствует числу
боярских семей»2
.
Буржуазно-демократические революции
XVIII в. принесли новые
толкования, кому должна принадлежать
власть в государстве.
В США, например, из понятия
«народ» были исключены женщины,
рабы, многие свободные представители
черной расы, а также представители
коренного населения и, в ряде
штатов, малоимущие.
Во Франции, начиная с 1789 г. и
вплоть до действующей Конституции
1958 г., идет борьба между двумя
концепциями источника власти: первая
предполагает, что власть в государстве
должна принадлежать народу
как сумме всех граждан (концепция
народного суверенитета, предложенная
Ж.-Ж. Руссо3
), вторая –
нации, абстрактному и довольно туманному
понятию, которое включает
не только живущих сейчас граждан,
но и их предков и потомков (концепция
национального суверенитета,
приписываемая Э.-Ж. Сийесу4
). Череда
французских конституций, начиная
с первых статей, появившихся
в 1789 году, иллюстрирует метания
законодателей при определении избирательного
корпуса от введения
различных избирательных цензов, в
основном имеющих своей целью исключение
малоимущих и военных, до
наделения правом голоса всего
мужского, а в 1944 году и женского
2 История России с древнейших времен
до 1917 года. Режим доступа:
http://www.economic.ispu.ru/history/part1/i
ndex.html
3
Ж-Ж Руссо. Об общественном договоре,
или Принципы политического права.
Книга III, глава 1. Режим доступа:
http://lib.ru/FILOSOF/RUSSO/prawo.txt
4
Mode
Souveraineté nationale. Wikipedia.
of
access:
http://fr.wikipedia.org/wiki/Souveraineté_nat
ionale
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Стр.1