ШКОЛЬНАЯ
БИБЛИОТЕКА
сегодня
и
завтра
Дорогие читатели!
6
2013
Последний номер нашего журнала за 2013 год посвящен вопросам авторского права в школьной и
детской библиотеке, а также информационной безопасности детей в Сети.
Обсуждения, связанные с принятием закона № 436ФЗ «О защите детей от информации...», не ути
хают в обществе, идет работа над поправками к Закону, ведется разъяснительная работа по правоприме
нительной практике, созданы и успешно работают некоммерческие и общественные организации, кото
рые занимаются различными аспектами безопасности: контентной, технической, программной и др.
Вопросы авторского права также вызывают острые дискуссии и неравнодушные обсуждения.
Думаем, что каждая библиотека столкнулась сегодня с трудностями трактовки и применения от
дельных положений Закона, а также с различными аспектами использования норм авторского права в
библиотеке.
И хотя уже много сказано на эту тему на самых разных площадках – реальных и виртуальных, мы
все же попытались собрать вместе некоторые материалы, которые предлагают инструментарий и для
собственного профессионального развития, и технологии работы с читателямидетьми. Это разработки
экспертов, библиотекарейпрактиков, анализ российской и зарубежной практики, обзор ресурсов и ме
роприятий по теме, результаты исследований.
Одна из громко звучащих нот темы – контролировать, запретить. Но это лишь один из аспектов. Го
раздо важнее – объяснить, показать, предупредить, спроецировать ситуацию в игровой форме. И именно
здесь – поле нашей профессиональной деятельности!
Целесообразно привести слова Ивана Засурского: «Когда современные активисты говорят о том,
что “информация хочет стать свободной”, они имеют в виду именно тягу знаний и культуры к объедине
нию… Для нас снова… стало важным иметь наши знания и культуру в постоянном доступе, чтобы облег
чить их распространение».
Тема авторского права и безопасности в Сети – сложная и многоаспектная, но она касается каждо
го из нас: и как профессионала, представляющего сферу библиотечного дела и образования, и как роди
теля, для которого безопасность ребенка является безусловным приоритетом, и как гражданина, когда
важно выработать свою позицию и свой взгляд на проблему.
Как отмечают специалисты, библиотекари сегодня – это сертифицированные эксперты в области
«белого» контента. Поэтому многие говорят о том, что именно на них, библиотекарей школьных и детс
ких библиотек как экспертов, необходимо опираться и родителям, и педагогам. Библиотекари понима
ют, какую книгу дать ребенку, в каком возрасте. Создание каталогов рекомендательных сайтов, электрон
ных ресурсов – сегодня эта работа сродни пополнению фондов школьной библиотеки.
Изюминка это номера – инфографика, посвященная нашей «ITшколе».
Также в номере рубрика «Библиомир» – обзор мероприятий осени «Место встречи – библиотека!»
Приятного и полезного чтения!
Стр.3