На правах рукописи
ХАЛУДОРОВА Любовь Енжаповна
СОЩЮПРИРОДНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
(на примере национального природного парка "Тункинский")
13.00.01.-общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
<Г\
Улан-Удэ-2003
Работа выполнена в Бурятском государственном университете
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент
Лопсонова Зинаида Баторовна
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор
Балханов Валерий Александрович
кандидат педагогических наук
Оттенс Александра Павловна
Ведущая организация:
Защита состоится " J
Иркутский государственный
педагопгческий университет
" ^Л^ЬЯ-^*^
2003 года в
часов на за
седании диссертационного совета Д-212.022.02 по защите диссертаций на соиска
ние ученой степени кандидата педагогических наук при Бурятском государствен
ном университете по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. <...> Формирование экологической культуры
школьников с учетом ведущих мировоззренческих идей и в'условиях модернизации
российского образования предполагает не только приобретение знаний, но и разви
тие личности, ее познавательных и созидательных способностей, активной приро
доохранной позиции, освоение новых ценностно-нормативных отношений, позво
ляющих выработать экологические императивы взаимодействия общества, челове
ка и природы. <...> Именно в этом контексте и в рамках принятой в качестве Повестки
дня на XXI век концепции устойчивого развития (Рио-де-Жанейро-1992), новой
экологической этики как мировоззрения и образа жизни (Йоханнесбург - 2002) мы
рассматриваем проблему охраны озера Байкал, участка Мирового Наследия, и при
легающих к нему природно-заповедных территорий. <...> В связи с этим особое значение приобретает проблема взаимодействия
национального природного парка и сельской школы, выполняющей функции фор
мирования духовных ценностей нации <...>
Социоприродная_среда_как_фактор_формирования_экологической_культуры_школьников_(на_примере_национального_природного_парка_Тункинский)..pdf
На правах рукописи
ХАЛУДОРОВА Любовь Енжаповна
СОЩЮПРИРОДНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
(на примере национального природного парка "Тункинский")
13.00.01.-общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
<Г\
Улан-Удэ-2003
Стр.1
Работа выполнена в Бурятском государственном университете
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
кандидат педагогических наук, доцент
Лопсонова Зинаида Баторовна
доктор философских наук, профессор
Балханов Валерий Александрович
кандидат педагогических наук
Оттенс Александра Павловна
Ведущая организация:
Иркутский государственный
педагопгческий университет
Защита состоится " J " ^Л^ЬЯ-^*^
2003 года в
часов на заседании
диссертационного совета Д-212.022.02 по защите диссертаций на соискание
ученой степени кандидата педагогических наук при Бурятском государственном
университете по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24/а.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Бурятского государственного
университета по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24/а.
Автореферат разослан
.J.
Т00000495 4
^С^г/i/>г<гг2003
год ЦОБ по ФКиС
РГАФК
Учёный секретарь диссертационного совета,
кандидат педагогических наук, доцент
И.Г. Моргунова
yf/. Л/убрлуи&/'
Стр.2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Формирование экологической культуры
школьников с учетом ведущих мировоззренческих идей и в'условиях модернизации
российского образования предполагает не только приобретение знаний, но и развитие
личности, ее познавательных и созидательных способностей, активной природоохранной
позиции, освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих
выработать экологические императивы взаимодействия общества, человека
и природы. Именно в этом контексте и в рамках принятой в качестве Повестки
дня на XXI век концепции устойчивого развития (Рио-де-Жанейро-1992), новой
экологической этики как мировоззрения и образа жизни (Йоханнесбург - 2002) мы
рассматриваем проблему охраны озера Байкал, участка Мирового Наследия, и прилегающих
к нему природно-заповедных территорий. Это обусловлено, с одной стороны,
тем, что обостряется проблема сохранения уникальной природы этих территорий
из-за наметившихся тевденций ее разрушения: интенсивной эксплуатации и
загрязнения природных ресурсов; равнодушного и потребительского отношения
взрослых и детей к природе. С другой стороны, становится актуальной проблема
формирования экологической культуры школьников, так как сама природнозаповедная
территория является социоприродяой средой, которая оказывает огромное
влияние на развитие личности каждого человека, обеспечение безопасности
его жизни. В связи с этим особое значение приобретает проблема взаимодействия
национального природного парка и сельской школы, выполняющей функции формирования
духовных ценностей нации, педагогического оздороачения села.
В решении педагопгческих задач, раскрывающих роль природы в развитии
личности, важное значение приобретает использование трудов выдающихся педагогов
прошлого (Я.А. Комепского, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского) и современности
(С.Н. Глазачева, Н.С. Дежниковой, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебного, И.Д.
Зверева, Б.Т. Лихачева, Н.Н. Моисеева, И.Н. Пономаревой, Л.П. Симоновой, И.Т.
Суравегиной, В.А. Левина и др.), в котррых;рассматриваются философские, общепедагогические
и методические основы эколошческ'о@«^раз^рва55;11я.
Стр.3