На правах рукописи
Пешкова Наталья Виллиевна
ЛИЧНОСТНО - РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ
ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2003
Работа выполнена в Сургутском государственном университете
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор
Внленскнн Михаил Яковлевич
Официальные оппоненты:
доктор биологических наук, профессор
Бальсевич Вадим Константинович
доктор педагогических наук, профессор
Кулаков Вячеслав Николаевич
Ведущая организация:
Московский городской педагогический университет
Защита состоится 3 июня 2003 года в 14.00 часов на заседании диссертаци
онного совета К. <...> 311.003.01 при Российской государственной академии физической
культуры по адресу: 105122 г. Москва, Сиреневый бульвар д. <...> На современном этапе развития общества су
щественно возросли требования к подготовке будущих специалистов. <...> Они должны
обладать не только системой социально - профессиональных знаний, умений и на
выков, но и иметь богатый внутренний потенциал личностных качеств, способст
вующих самореализации и самообразованию. <...> Реальные преобразования в высшей
школе нашли свое отражение в переосмыслении, пересмотре и переоценке концеп
ции развития отечественной системы профессионального образования в вузах. <...> Это обусловило организацию занятий по физической культуре, в ко
торых доминировала направленность на развитие двигательных качеств и повыше
ние физической подготовленности занимающихся. <...> Большой интерес, в связи с этим, пред
ставляют исследования В.К. Бальсевича, И.М. Быховской, М.Я. Виленского, В.М.
Выдрина, Л.И. Лубышевой, Ю.М. Николаева, А.В. Петькова, Г.М. Соловьева и др., в
которых отражена разработка культурологической концепции физической культуры
личности, ее технологическое' воплощение в образовательно-воспитательном <...>
Личностно-развивающий_подход_в_физическом_воспитании_студентов_вузов..pdf
На правах рукописи
Пешкова Наталья Виллиевна
ЛИЧНОСТНО - РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ
ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2003
Стр.1
Работа выполнена в Сургутском государственном университете
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор
Внленскнн Михаил Яковлевич
Официальные оппоненты: доктор биологических наук, профессор
Бальсевич Вадим Константинович
доктор педагогических наук, профессор
Кулаков Вячеслав Николаевич
Ведущая организация:
Московский городской педагогический университет
Защита состоится 3 июня 2003 года в 14.00 часов на заседании диссертационного
совета К. 311.003.01 при Российской государственной академии физической
культуры по адресу: 105122 г. Москва, Сиреневый бульвар д.4
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской государственной
академии физической культуры.
Автореферат разослан « »
2003 года
ТОО0004807
цОБ по ФКиС
РИДА!'
Ученый секретарь
диссертационного совета
Чеботарева И.В.
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества существенно
возросли требования к подготовке будущих специалистов. Они должны
обладать не только системой социально - профессиональных знаний, умений и навыков,
но и иметь богатый внутренний потенциал личностных качеств, способствующих
самореализации и самообразованию. Реальные преобразования в высшей
школе нашли свое отражение в переосмыслении, пересмотре и переоценке концепции
развития отечественной системы профессионального образования в вузах. Оно
направлено на целостное формирование личности студента и обретает гуманистический,
культурно - созидающий, творческий характер (Н.В. Барышева, С.Н. Бегидова,
М.Я. Виленский, В.И. Ильинич, Б.Б. Коссов, Л.М. Митина,. П.И. Пидкасистый,
Ю.П. Поваренков, С.Д. Смирнов'и др.). Создание новых образовательных стандартов
и профессионально-образовательных программ отразилось и на физическом
воспитании.
Более ста лет назад в Российской педагогике П.Ф. Лесгафтом обоснована возможность
воздействия «направленным упражнением» на развитие не только физической,
но и нравственной сущности человека. Однако, этот постулат долгое время
не находил своего полноценного отражения в процессе физического воспитания молодежи,
которое центрировалось на системе физических упражнений и спортивной
деятельности. Это обусловило организацию занятий по физической культуре, в которых
доминировала направленность на развитие двигательных качеств и повышение
физической подготовленности занимающихся.
В настоящее время наблюдается переориентация педагогической деятельности
на обеспечение единства физического и духовного развития личности студента,
формирования его физической культуры. Большой интерес, в связи с этим, представляют
исследования В.К. Бальсевича, И.М. Быховской, М.Я. Виленского, В.М.
Выдрина, Л.И. Лубышевой, Ю.М. Николаева, А.В. Петькова, Г.М. Соловьева и др., в
которых отражена разработка культурологической концепции физической культуры
личности, ее технологическое' воплощение в образовательно-воспитательном про
Стр.3