Щ1
На правах рукописи
Ошорова Наталья Баторовна
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
13.00.01 —общая педагогика,
история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Улан-Удэ
2001
Работа выполнена в Бурятском государственном университете. <...> Защита состоится 22 декабря 2001 г., в 15 часов на заседании дис
сертационного совета Д-212.022.02 в Бурятском государственном
университете по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. <...> В связи с этим особую актуальность приоб
ретают вопросы становления творческой, социальной активности
личности, развития умения оперативно и рационально перерабаты
вать информацию, находить нестандартные способы решения раз
личных проблем, сотрудничать и ответственно действовать в личных
и коллективных интересах. <...> Решение указанных задач неразрывно
связано с развитием познавательной самостоятельности индивида. <...> Познавательная самостоятельность — это интегративное качество
личности, которое находит отражение в желании и стремлении к ак
тивной познавательной деятельности, умении ставить цель и плани
ровать собственную деятельность, способности наиболее оптимально
решать учебно-познавательные задачи, осуществлять самоконтроль и
анализ достигнутых результатов (Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, <...> )
Идеи о формировании познавательной деятельности учащихся, их
стремлении к познанию, использовании в учебном процессе разнооб
разных методик как средств становления познавательной активности
и самостоятельности развивались в трудах выдающихся представите
лей педагогической мысли прошлого А. <...> Психологические аспекты формирования познавательной само
стоятельности раскрываются в работах известных психологов <...> Источником становления рассматриваемого ка
чества личности авторы считают развивающий характер обучения, в
процессе которого как средство развития <...>
Формирование_познавательной_самостоятельности_младших_школьников_в_условиях_личностно-ориентированного_образования..pdf
Щ1
На правах рукописи
Ошорова Наталья Баторовна
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
13.00.01 —общая педагогика,
история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Улан-Удэ
2001
Стр.1
Работа выполнена в Бурятском государственном университете.
Научный руководитель
Официальные оппоненты
доктор педагогических
профессор Г.Ц. Молонов
доктор педагогических
профессор М.Н. Очиров
наук,
наук,
кандидат педагогических наук,
доцент Н.Б. Дондобон
Ведущая организация: Иркутский институт повышения квалификации
работников образования.
Защита состоится 22 декабря 2001 г., в 15 часов на заседании диссертационного
совета Д-212.022.02 в Бурятском государственном
университете по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 «а».
С диссертацией молено ознакомиться в библиотеке университета.
Автореферат разослан «21» ноября 2001 г.
Ученый секретарь диссертационного
совета, кандидат педагогических
наук, доцент
Т000004682
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
И.Г. Моргунова
Стр.2
3
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Существенные изменения ~о всех
сферах жизнедеятельности общества, его информатизация, технологизация,
демократизация предъявляют новые требования к уровню
подготовки школьников. В связи с этим особую актуальность приобретают
вопросы становления творческой, социальной активности
личности, развития умения оперативно и рационально перерабатывать
информацию, находить нестандартные способы решения различных
проблем, сотрудничать и ответственно действовать в личных
и коллективных интересах. Решение указанных задач неразрывно
связано с развитием познавательной самостоятельности индивида.
Динамичный процесс взаимодействия обучаемого с объектами познания,
направленный на овладение системой знаний и ценностных
отношений, формирует познавательную самостоятельность, определяет
готовность и способность человека к интеллектуальной и преобразовательной
деятельности и составляет основу становления таких
свойств личности, как инициатива, предприимчивость, активность,
самоорганизация, самооценка.
Познавательная самостоятельность — это интегративное качество
личности, которое находит отражение в желании и стремлении к активной
познавательной деятельности, умении ставить цель и планировать
собственную деятельность, способности наиболее оптимально
решать учебно-познавательные задачи, осуществлять самоконтроль и
анализ достигнутых результатов (Б.П. Есипов, И.Я. Лернер,
М.И.Махмутов, Г.Ц. Молонов, П.И. Пидкасистый, Н.А. Половникова,
Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.)
Идеи о формировании познавательной деятельности учащихся, их
стремлении к познанию, использовании в учебном процессе разнообразных
методик как средств становления познавательной активности
и самостоятельности развивались в трудах выдающихся представителей
педагогической мысли прошлого А. Дистервега, Я.А. Коменского,
Р. Оуэна, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо и др.
Проблема формирования у детей сознательной деятельности,
стремления к самостоятельному поиску, оценке результатов учебной
работы ставилась отечественными ученышь-писателями. общественными
деятелями А.И. и^ящни^ Ы^^р^Ьл|обовым, П.Ф. Каптере\
,, , РГ&С&
Стр.3