ygot
На правах рукописи
ЛИНЬКОВА АННА М И Х А И Л О В Н А
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО
ПРОЦЕССА ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ 8-10 ЛЕТ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ САМОРЕГУЛЯЦ1Ш
Специальность 13.00.04 -Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной
и адаптивной физической культуры
Специальность 19.00.01 — Общая психология, история психологии и
психологии личности
АВТОРЕФЕРАТ
д и с с е р т а ц и и на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2004
2
Работа выполнена в Российском Государственном университете
физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель: - кандидат педагогических наук, доцент
ИВАНОВА Татьяна Семеновна
Научный консультант: - кандидат психологических наук,
УЛЯЕВ А Лира Гаязовна
Официальные оппоненты: - доктор педагогических наук, профессор
Топышев Олег Павлович
- кандидат психологических наук, доцент
Першина Людмила Алексеевна
Ведущая организация: Всесоюзный научно-исследовательский
институт физической культуры и спорта
Защита состоится " /<f "
заседании
и^аЛ-
диссертационного
совета
2004 г. в "S3 <...> Одной из ведущих тенденций, характеризующих
развитие современного спорта, является процесс все возрастающего влияния
психологического фактора, как на эффективность тренировочной деятельности
спортсменов, так и на успех их выступления в соревновании. <...> Спортивная
деятельность, как правило, протекает в условиях значительной эмоциональной
напряженности,
недостатком
обусловленной
полезной
ответственностью
информации,
дефицитом
спортивных
времени,
задач,
фактором
неожиданности, большими физическими и психическими напряжениями и т.п. <...> Психорегуляция
достаточно
широко
применяется
в
спортивной
деятельности высококвалифицированных спортсменов с целью регуляции их
психических
состояний,
способствующих
наиболее
оптимальному
использованию физических и технических возможностей спортсмена. <...> Однако
тренеры
зачастую
начинают <...>
Повышение_эффективности_учебно-тренировочного_процесса_юных_теннисистов_8-10_лет_с_использованием_методов_саморегуляции..pdf
ygot
На правах рукописи
ЛИНЬКОВА АННА МИХАИЛОВНА
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО
ПРОЦЕССА ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ 8-10 ЛЕТ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ САМОРЕГУЛЯЦ1Ш
Специальность 13.00.04 -Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной
и адаптивной физической культуры
Специальность 19.00.01 — Общая психология, история психологии и
психологии личности
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2004
Стр.1
2
Работа выполнена в Российском Государственном университете
физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель: - кандидат педагогических наук, доцент
ИВАНОВА Татьяна Семеновна
Научный консультант: - кандидат психологических наук,
УЛЯЕВ А Лира Гаязовна
Официальные оппоненты: - доктор педагогических наук, профессор
Топышев Олег Павлович
- кандидат психологических наук, доцент
Першина Людмила Алексеевна
Ведущая организация: Всесоюзный научно-исследовательский
институт физической культуры и спорта
Защита состоится " /
Стр.2
3
Общая характеристика работы
Актуальность темы. Одной из ведущих тенденций, характеризующих
развитие современного спорта, является процесс все возрастающего влияния
психологического фактора, как на эффективность тренировочной деятельности
спортсменов, так и на успех их выступления в соревновании. Спортивная
деятельность, как правило, протекает в условиях значительной эмоциональной
напряженности,
обусловленной ответственностью спортивных
психических
задач,
недостатком полезной информации, дефицитом времени, фактором
неожиданности, большими физическими и психическими напряжениями и т.п.
Возникновение неблагоприятных
состояний, вызванных
экстремальными условиями деятельности, делает необходимой разработку
средств их предупреждения и регуляции, а также воспитания психических
свойств личности, способствующих высокой психической устойчивости
(Л.П.Матвеев, 1977; Б.А. Вяткин, 1981; Т.С. Иванова, Т.М. Макаренко, 1988;
В.В.Медведев, 1989).
Психорегуляция достаточно широко применяется в спортивной
деятельности высококвалифицированных спортсменов с целью регуляции их
психических
состояний,
способствующих
наиболее
оптимальному
использованию физических и технических возможностей спортсмена. Однако
тренеры зачастую начинают обращать внимание на возможности
психорегуляции, когда их спортсмены находятся уже на уровне высокой
спортивной квалификации. Восполнить' на этом уровне упущенное ранее
становиться проблематичным, а порой и весьма затруднительным ввиду
сформировавшихся психических стереотипов деятельности и поведения.
Именно на уровне высокой спортивной квалификации становятся очевидными
недостатки психической подготовки юных спортсменов. Работа со взрослыми
по восполнению пробелов, допущенных ранее, малопродуктивна и не дает
должного эффекта, требуя длительндгтхяремег
БИБЛИОТЕКА
Pi
Стр.3