На правах рукописи
КОЗЛОВА
СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА
Особенности обучения дыхательным упражнениям
детей 8-9 лет на уроке физической культуры
в школе
13.00.04. <...> — Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной
и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Малаховка - 2001
Работа
выполнена
в
Московской
государственной
академии
физической культуры
Научный руководитель:
- кандидат педагогических наук,
профессор Биндусов Е.Е. <...> В условиях современной школы физическое воспитание
приобрело особое значение. <...> Двигательная активность каждого ученика в режиме
учебного дня все время меняется, что в свою очередь требует и соответствующей
подготовки всех функциональных систем организма школьника. <...> Если
показатели
физических
качеств
учащихся
находятся
под
систематическим контролем со стороны учителя физической культуры, то системы
жизнеобеспечения организма школьника, в частности функциональное состояние
дыхательной системы учителем физической культуры не контролируются, и ее
данные не принимаются во внимание в процессе физического воспитания детей,
хотя издавна обучение дыханию считалось важной частью физического воспитания. <...> ]. Однако
проблема обучения дыханию детей младшего школьного возраста недостаточно
изучена. <...> ].
Научная новизна - впервые у младших школьников на уроке физической
культуры изучались изменения показателей функции внешнего дыхания в процессе
обучения правильному рациональному дыханию. <...> Разработана, научно обоснована и
апробирована
методика
обучения
дыхательным
упражнениям,
позволяющая
улучшить функциональное состояние внешнего дыхания и тем самым повысить
эффективность урока физической культуры в школе,
Практическая
значимость
-
заключается
в
разработке
методики
дыхательных упражнений направленной на совершенствование функции внешнего
дыхания
младших школьников на уроках <...>
Особенности_обучения_дыхательным_упражнениям_детей_8-9_лет_на_уроке_физической_культуры_в_школе..pdf
На правах рукописи
КОЗЛОВА
СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА
Особенности обучения дыхательным упражнениям
детей 8-9 лет на уроке физической культуры
в школе
13.00.04. — Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной
и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Малаховка - 2001
Стр.1
Работа выполнена в Московской государственной академии
физической культуры
Научный руководитель:
- кандидат педагогических наук,
профессор Биндусов Е.Е.
Официальные оппоненты:
- доктор медицинских наук,
профессор Фомин B.C.
- кандидат педагогических наук,
доцент, заслуженный работник
физической культуры России
Маркина Т.А.
Ведущая организация - Московский педагогический университет
Защита состоится п$¥" января 2002 г. в /J> часов на заседании
диссертационного совета К 311.007.01 в Московской государственной
академии физической культуры по адресу: 140032, Московская обл.,
п. Малаховка, Шоссейная ул., 33.
С диссертационной работой можно ознакомиться в библиотеке
Московской государственной академии физической культуры
Автореферат разослан •/<£ декабря 2001 г
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат педагогических наук,
профессор
Т000004764
ЦОБ по ФКиС
РГ Л &>U
Е.Е. Биндусов
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. В условиях современной школы физическое воспитание
приобрело особое значение. Двигательная активность каждого ученика в режиме
учебного дня все время меняется, что в свою очередь требует и соответствующей
подготовки всех функциональных систем организма школьника.
Если показатели физических
качеств учащихся
находятся под
систематическим контролем со стороны учителя физической культуры, то системы
жизнеобеспечения организма школьника, в частности функциональное состояние
дыхательной системы учителем физической культуры не контролируются, и ее
данные не принимаются во внимание в процессе физического воспитания детей,
хотя издавна обучение дыханию считалось важной частью физического воспитания.
Многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных авторов
доказано, что развитие в комплексе
произвольного управления дыханием с
целенаправленной мышечной деятельностью являются мощным средством
биологической стимуляции процессов формирования растущего организма,
совершенствования его защитно-приспособительных механизмов, в значительной
мере определяющих состояние детей и подростков [Н.А. Агаджанян, А.Ю. Катков;
И.С. Бреслав; А.Г. Мастеров, С.Н. Кучкин; О.Н. Сидорова, Т.Н. Трофимова и др.]. В
педагогических исследованиях рассматривались различные варианты обучения
дыханию при занятии спортом, а также обучение дыханию детей с патологическими
нарушениями функции дыхания [СВ. Вишнякова; Л.Н. Волгина; В.М. Грачев; Л.
Захарова, Н. Иванова; И.Н. Калинкин; С.Н. Кучкин; В.В. Михайлов и др.]. Однако
проблема обучения дыханию детей младшего школьного возраста недостаточно
изучена.
Изучение практического опыта и литературных источников показало, что
обучение дыханию учащихся младших классов на уроках физической культуры в
школе до сих пор основывается на общих методических положениях. Нет научно -
обоснованной методики обучения дыханию детей младшего школьного возраста в
процессе школьного воспитания^* ci ^етр^Т^^рлстных и физиологических
•• f "ъ '$ i ь-> i * * *
\
особенностей детей [Я.С. Вайнбаум, Щ^^вела&ва, Г.Ц. Леонтьева; И.И. Даценко,
Стр.3