Работа выполнена на кафедре физического воспитания Волгоградского
государственного университета.
Научный консультант:
доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки
Российской Федерации, академик МАИ,
профессор А.В. Чоговадзе.
Официальные оппоненты: доктор медицинских наук, профессор
Р.С. Суздальницкий;
доктор педагогических наук, профессор В.Д. Чепик;
доктор педагогических наук, доцент С.Н. Зуев.
Ведущая организация:
Московский
университет
Защита диссертации состоится
«•/fa #?*&/&sJ}2№0 года в 13е2 час. на заседании
диссертационного совета Д 046.04.01 во Всероссийском научно-исследовательском
институте физической культуры и спорта (ВНИИФК) по адресу: 107005, Москва,
Елизаветинский переулок, д. 10.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ВНИИФК.
Автореферат разослан " ' '
" t&//o&j0iv 2000 года.
Ученый секретарь диссертационного совета,
доктор педагогических наук,
профессор
педагогический
государственный
f
СЮ. Тюленьков
Т000004550
ЦОБ по ФКиС
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Анализ научно-методической литературы последних
лет свидетельствует, что в последние годы отмечается рост количества студентов, имеющих
серьезные отклонения в состоянии здоровья (Наравцевич З.А., 1959; Мацук М.Г., Рысцов
А.П., 1976; Травинская Л.А., 1979; Чоговадзе А.В., Саупсин М.Ф., Прошляков В.Д.,
Травинская Л.А., Поляков А.П., 1981; Бобров А.Е., Павлова Г.В., 1984; Бобров А.Е., 1986;
Чоговадзе А.В., Прошляков В.Д., Мацук М.Г., 1986; Прапор С.С., 1992; Прошляков В.Д.,
1997; Трефилова Т.Г., Плотникова А.А., Конькова Р.В., 1998; Зотова Т.И., Макаев В.И.,
Захарова Н.Ю., 1998). Эти отклонения, как правило, возникают в раннем детском возрасте.
40% детей рождаются с отклонениями, практически здоровыми приходят в школу только
10-14% детей. На 1 курс вузов России поступают здоровыми - 16% студентов (Римашевская
Н.М., 1995; Римашевская Н.М., Бреева Е.Б., 1996; Палий Л.В., Рязанцова Т.С., 1997;
Российский статистический ежегодник, 1997). Поэтому, состояние здоровья студентов
является одним из важных предметов изучения для многих исследовательских групп и
центров (Сауткин М.Ф., 1969; Чоговадзе А.В., 1970, 1984, 1989; Прошляков В.Д., Морозова
Т.М., 1984; Прошляков В.Д., 1988, 1995; Палий Л.В., Рязанцова Т.С., 1997; Коваленко Т.Г.,
1998).
^^ Ч
В количественном отношении специальное медицинское отделение (СМО)
увеличивается от первого к третьему курсу. По данным исследования лаборатории
«Биоинформационных технологий и медицинской диагностики»
Волгоградского
государственного университета на первом курсе количество студентов в специальном
медицинском отделении составляет 39%, на 2 курсе - 42% и на 3 курсе - 46% от общего
числа студентов, обучающихся на указанных курсах. Такая тенденция характерна для
многих вузов России. (Вишневский A.M., 1953; Березин Ф.Б., 1980; Римашевская Н.М.,
1995; Чернина Н.В., 1994; Заиграев Г.Г., 1997; Заславская Т.Н., 1997). Как видно из рис. 1
линейная аппроксимация такой динамики позволяет спрогнозировать, что в 2000-2005
годах количество студентов специального медицинского отделения (СМО) может
достигнуть около 50% от общего числа студентов, а к 2010 году приблизительно 60-70%.
Это свидетельствует о возможной серьезной тенденции к деградации состояния здоровья
интеллектуальной элиты страны (Волкова Л.М., Волков В.Ю., Давиденко Д.Н., Половников
П.В., 1996; Коваленко Т.Г., 1998).
Многие студенты специального медицинского отделения не в полном объеме готовы
к выполнению нагрузок, предусмотренных стандартной учебной программой (Тарасенко
М.Н., 1963; Крячко И.А., 1969; Корчагин Г.К., 1974; Тарасенко М.Н., Пономарева В.В., 1976;
Стр.3