ш
На правах рукописи
ГАЙДУК
Татьяна Алексеевна
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ АКТИВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ
Специальность 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание учёной степени
кандидата педагогических наук
Краснодар, 2001
Работа выполнена на кафедре тяжелой атлетики борьбы и бокса Кубанской
государственной академии физической культуры. <...> 30 мин.
на заседании диссертационного совета Кубанской государственной академии
физической культуры по адресу:
350015, г. Краснодар, ул. <...> С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке академии
Автореферат разослан «24 » ноября 2001 г.
HI H i l l • • • ! • — " - - "
_
л
л
Т000004694
И О Б по Ф К и С
РГАФК
Учёный секретарь
диссертационного совета
доктор педагогических наук,
профессор <...> Положительные стороны советской системы физического воспитания в
довоенные и послевоенные годы обеспечивали массовость физкультурного
движения и общее положительное физическое развитие, в том числе и учащих
ся средних школ. <...> С одной стороны, такое положение является ответом на ухудшение объек
тивных экологических и экономических условий, с другой стороны, это резуль
тат во многом непродуманной методологии физической культуры в стране и, в
частности, физического воспитания молодого поколения (Б.А. Никитюк, 1994; <...> Основное внимание в школе уделяется развитию физиче
ских качеств в ущерб всесторонности двигательных умений. <...> Причем, в кон
трольных требованиях не учитывается уровень соматической зрелости (СМ.
Ахметов, 1996; Г.П. Шиянов, 1998). <...> В основе всех этих повсеместных негативных тенденций лежит несколь
ко факторов. <...> Среди этих факторов наиболее весомыми являются: информаци
онный; техногенный; экологический и социальный. <...> При создавшейся обстановке, наиболее эффективным средством отвле
чения детей от пагубных воздействий криминогенной <...>
Формирование_мотивации_активной_двигательной_деятельности_в_процессе_физического_воспитания_школьников._.pdf
ш
На правах рукописи
ГАЙДУК
Татьяна Алексеевна
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ АКТИВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ
Специальность 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание учёной степени
кандидата педагогических наук
Краснодар, 2001
Стр.1
Работа выполнена на кафедре тяжелой атлетики борьбы и бокса Кубанской
государственной академии физической культуры.
Научный руководитель: доктор педагогических наук,
профессор Ю.А. Шулика.
Научный консультант:
кандидат биологических наук,
профессор В.В. Лысенко
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Ю.К. Чернышенко
доктор педагогических наук, профессор
Н.Х. Хакунов
Ведущая организация:
Ставропольский государственный университет
Защита диссертации состоится « 25 » декабря 2001 г. в 13 ч. 30 мин.
на заседании диссертационного совета Кубанской государственной академии
физической культуры по адресу:
350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке академии
Автореферат разослан «24 » ноября 2001 г.
HI Hil l •••!•—"-- "
_ л л
Т00000469 4
ИОБ по ФКиС
РГАФК
Учёный секретарь
диссертационного совета
доктор педагогических наук,
профессор
М.М. Шестаков
Стр.2
3
Общая характеристика работы
Актуальность.
Положительные стороны советской системы физического воспитания в
довоенные и послевоенные годы обеспечивали массовость физкультурного
движения и общее положительное физическое развитие, в том числе и учащихся
средних школ. Наметившаяся с 70-х годов, тенденция к развитию элитарного
спорта, в ущерб физическому развитию общей массы населения, резко снизила
уровень физической подготовленности, особенно школьников.
«Результатами насильственной политики воспитания и обучения в период
детства могут явиться: преждевременное изнашивание органов иммунной
защиты, ведущее к «омолаживанию» ряда заболеваний; активизации роста усиленно
нагружаемых органов при задержке роста и развития сопредельных, приводящая
к явлениям дисгармоничной акселерации развития организма» (Б.А.
Никитюк, 1994).
С одной стороны, такое положение является ответом на ухудшение объективных
экологических и экономических условий, с другой стороны, это результат
во многом непродуманной методологии физической культуры в стране и, в
частности, физического воспитания молодого поколения (Б.А. Никитюк, 1994;
Ю.А. Шулика, 1996). Основное внимание в школе уделяется развитию физических
качеств в ущерб всесторонности двигательных умений. Причем, в контрольных
требованиях не учитывается уровень соматической зрелости (СМ.
Ахметов, 1996; Г.П. Шиянов, 1998).
Имеют место только попытки изменить положение в лучшую сторону путем
ухода от усредненных подходов к тестированию в физическом воспитании
(А.А. Гужаловский, 1980; В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, 1994; СМ. Ахметов,
1996).
Идея перестройки физического воспитания в сторону приоритета воспитания
двигательных способностей (умений) пока осталась только идеей (В.М.
Лях, 1990; В.М. Лях и др., 1992).
По данным зарубежных источников во многих цивилизованных странах
положение аналогично (СИ. Гуськов, 1995) и активной двигательной деятельностью
занимается только 15-20 % от общего числа школьников (В.И. Лях,
1995). В основе всех этих повсеместных негативных тенденций лежит несколько
факторов. Среди этих факторов наиболее весомыми являются: информационный;
техногенный; экологический и социальный.
Хронический дефицит двигательной активности детей, вызванный снижением
бытовых физических нагрузок и обилием информации, тормозит их нормальное
физическое развитие, угрожает здоровью. За период обучения в школе
заболеваемость детей увеличивается в 4-5 раз. Около 30% детей по состоянию
здоровья относятся к группе риска (Ю.Н. Вавилов, 1990; 1995).Экологическая
обстановка ослабляет иммунную защищенность, а криминогенная сфера еще
Стр.3