На правах рукописи БУДАЕВА СВЕТЛАНА ЦЫБЕНДОРЖИЕВНА ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (на материале сельских бурятских национальных школ Агинского Бурятского автономного округа Читинской области) 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования (по педагогическим наукам) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Улан-Удэ, 2001г. <...> 2 Работа выполнена на кафедре педагогики Бурятского государственного университета. <...> Ведущая организация: Бурятский институт повышения квалификации работников образования Защита состоится « 18 » октября 2001 г. в -/ ^ часов на заседании диссертационного совета Д212.022.02 в Бурятском государственном университете по адресу: г. Улан-Удэ, ул. <...> Современные глобальные тенденции - смена цивилизаций, изменение исторического времени, «вызовы» третьего тысячелетия, прорыв к постнеклассической науке и культуре - определяют новую роль Человека в разрешении экономических, политических и социокультурных проблем в России и мире. <...> Востребованность нового человека, способного ответить на вызовы времени, во многом определила изменения в главной сфере «воспроизводства» человека - образовании в сторону гуманизации, стимулировала инновационные процессы «человекотворческого» характера. <...> Целью общеобразовательной школы является развитие личности во всей полноте духовного богатства, осваивающей культурный опыт человечества, осознающей свое место в космосе, в природе, среди людей, способной к творческой деятельности, к самоопределению, саморегуляции и саморазвитию, обладающей внутренними регуляторами - совестью, нравственностью, честью, человеческой и профессиональной ответственностью. <...> Обращение к взглядам отечественной философии, прежде всего, философии религиозного экзистенциализма на сущность человека (КА. <...> Понять и обосновать востребованность нового человека в современных <...>
Инновационное_образование_как_фактор_развития_школьника_в_условиях_сельской_национальной_школы_(_на_материале_сельских_бурятских_национальных_школ_Агинского_Бурятского_автономного_округа_Читинской_области)..pdf
На правах рукописи
БУДАЕВА СВЕТЛАНА ЦЫБЕНДОРЖИЕВНА
ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР
РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
(на материале сельских бурятских национальных школ Агинского
Бурятского автономного округа Читинской области)
13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
(по педагогическим наукам)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Улан-Удэ, 2001г.
Стр.1
2
Работа выполнена
на
кафедре педагогики
Бурятского государственного университета.
Научный руководитель: кандидат педагогических наук,
доцент И.А. Маланов
Официальные оппоненты: доктор исторических наук,
профессор Л.В. Курас
кандидат педагогических наук,
доцент Ц.Р. Базаров.
Ведущая организация: Бурятский институт повышения квалификации
работников образования
Защита состоится « 18 » октября
2001 г. в -/ ^
часов на заседании
диссертационного совета Д212.022.02 в Бурятском государственном
университете по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24-а.
С диссертацией можно познакомиться
государственного университета.
Автореферат разослан « ЛЗ » US&M- 2001г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
в библиотеке Бурятского
Стр.2
3
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Современные глобальные тенденции -
смена цивилизаций, изменение исторического времени, «вызовы» третьего
тысячелетия, прорыв к постнеклассической науке и культуре - определяют
новую роль Человека в разрешении экономических, политических и
социокультурных проблем в России и мире. Востребованность нового
человека, способного ответить на вызовы времени, во многом определила
изменения в главной сфере «воспроизводства» человека - образовании в
сторону
гуманизации,
стимулировала
инновационные
процессы
«человекотворческого» характера. Нацеленность на становление человека,
усиление ценностной и социокультурной значимости современного
образования как инновационного состоит в том, чтобы помочь ему «выйти из
пространства предметов в пространство деятельности и жизненных смыслов»
(В.П Зинченко). Изменилось понимание личности, переход в ее анализе «от
культуры полезности к культуре достоинства».
Целью общеобразовательной школы является развитие личности во
всей полноте духовного богатства, осваивающей культурный опыт
человечества, осознающей свое место в космосе, в природе, среди людей,
способной к творческой деятельности, к самоопределению, саморегуляции и
саморазвитию, обладающей внутренними регуляторами - совестью,
нравственностью,
честью,
человеческой
и
профессиональной
ответственностью. Потребность общества в новом человеке актуализировала
потребность в новом образовании. Все это дает основание для творческокритического
использования соответствующего опыта в осмыслении и
решении современных проблем российского образования.
Обращение к взглядам отечественной философии, прежде всего,
философии религиозного экзистенциализма на сущность человека
(КА.Ильин, А.Ф.Лосев, В.С.Соловьев, В.В.Розанов, Е.Н.Трубецкой, С.Франк
и др.), христианской антропологии и педагогики (В.В.Зеньковский,
Стр.3