w/
На правах рукописи
АСТАФЬЕВ ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ
ВОСПИТАНИЕ УСТОЙЧИВОЙ ПОТРЕБНОСТИ
К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКИМИ
УПРАЖНЕНИЯМИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной
тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Улан-Удэ
2003
Работа выполнена в Забайкальском государственном педагогиче
ском университете им. <...> Н.Г. Чернышевского
Научный руководитель:
член-корреспондент РАО, доктор
педагогических наук, профессор
СВ. <...> Особое
внимание уделяется воспитанию устойчивых потребностей к само
стоятельным занятиям физическими упражнениями, в том числе у
будущих педагогов (Прохоров А.О., 1998; Виленский М.Я., 1999;
Бауэр В.Г., 2001; Артемов А.Б. и др., 2002; и др.) <...> Не учитывается, что будущий учитель должен
являться носителем ценностей, накопленных человеческой культу
рой, преобразователем общественных отношений. <...> .
Физическая культура для большинства будущих учителей не
стала личной ценностью и не находит отражения в их образе жизни. <...> Научные исследования по формированию личности будущего
учителя в процессе физического воспитания малочисленны и не от
ражают системного видения этой проблемы (Бабанский Ю.К., По
ташник М. <...> М., 1983; Алексеев Н.И.,Дбресимов В.В., 1995; Клевцова
Ю.Е., 1998; и др.).
i r ^ ^ ^ l ' r -~ - •
Особое значение в формировании личности будущего учителя
имеет воспитание привычки Ц самрбтоятелГьньдаЗанятиям физиче-
4
скими упражнениями. <...> Объектам исследования является физическое воспитание в
системе высшего педагогического образования. <...> Гипотеза исследования состоит в том, что формирование фи
зической культуры как интегративного качества личности будущего
учителя представляет собой целенаправленный, системноорганизованный педагогический процесс, эффективность которого
может быть существенно повышена за счет воспитания устойчивой
потребности к самостоятельным занятиям <...>
Воспитание_устойчивой_потребности_к_самостоятельным_занятиям_физическими_упражнениями_будущих_учителей..pdf
w/
На правах рукописи
АСТАФЬЕВ ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ
ВОСПИТАНИЕ УСТОЙЧИВОЙ ПОТРЕБНОСТИ
К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКИМИ
УПРАЖНЕНИЯМИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной
тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Улан-Удэ
2003
Стр.1
Работа выполнена в Забайкальском государственном педагогическом
университете им. Н.Г. Чернышевского
Научный руководитель:
член-корреспондент РАО, доктор
педагогических наук, профессор
СВ. Калмыков
Официальные оппоненты:
доктор биологических наук,
профессор Ю.С. Паутов
кандидат педагогических наук,
доцент Т.Н. Суетина
Ведущая организация: ЧИТИНСКИЙ институт Байкальского университета
экономики и права
Защита состоится «19» июня 2003 года в 9.00 часов на заседании
диссертационного совета Д.212.022.02 при Бурятском государственном
университете по адресу: 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке БГУ
Автореферат разослан "19" мая 2003 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
кандидат педагогических наук
0000049 8
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
4И.Г.
Моргунова
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В настоящее время ученые и
специалисты отмечают целесообразность совершенствования системы
физического воспитания студенческой молодежи. Особое
внимание уделяется воспитанию устойчивых потребностей к самостоятельным
занятиям физическими упражнениями, в том числе у
будущих педагогов (Прохоров А.О., 1998; Виленский М.Я., 1999;
Бауэр В.Г., 2001; Артемов А.Б. и др., 2002; и др.).
Значительная роль в общем и профессиональном развитии будущих
педагогов принадлежит физическому воспитанию как учебной
дисциплине и как одной из подсистем целостного педагогического
процесса. Между тем эти аспекты физического воспитания
будущих педагогов в Восточном Забайкалье, как и во всей стране,
сильно искажены. Не учитывается, что будущий учитель должен
являться носителем ценностей, накопленных человеческой культурой,
преобразователем общественных отношений. Игнорируется
формирование потребностно-мотивационной сферы студентов в
процессе физкультурно-спортивной деятельности, которая носит в
основном предписывающий, регламентирующий характер. Процесс
физического воспитания не преобразуется в процесс самовоспитания
и самосовершенствования личности, что негативно сказывается
на формировании профессионально-ценностных ориентации учителей.
Недостаточная образованность студентов в сфере физической
культуры существенно снижает оздоровительный эффект занятий,
сужает перенос полученных знаний по физической культуре на
формирование здорового образа жизни, культуры учебного труда,
быта и отдыха студентов (Петров О.П., 1989; Платов СИ., 1991;
Щелина Т.Т., 1994; Белов В.И., 1996; Волков В.Ю., Волкова Л.М.,
1998; и др.).
Физическая культура для большинства будущих учителей не
стала личной ценностью и не находит отражения в их образе жизни.
Научные исследования по формированию личности будущего
учителя в процессе физического воспитания малочисленны и не отражают
системного видения этой проблемы (Бабанский Ю.К., Поташник
М.М., 1983; Алексеев Н.И.,Дбресимов В.В., 1995; Клевцова
Ю.Е., 1998; и др.).
i r^^^l' r -~ - •
Особое значение в формировании личности будущего учителя
имеет воспитание привычки Ц самрбтоятелГьньдаЗанятиям физиче
Стр.3