На правах рукописи
АВКСЕНТЬЕВ ЕВГЕНИИ НИКОЛАЕВИЧ
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ВУЗОВ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной
тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Чебоксары 2004
Стр.1
Работа выполнена на кафедре спортивных дисциплин Государственного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
МОБ по ФКиС
РГАФК
Научный руководитель;
Официальные оппоненты:
.«rcJP
доктор педагогических наук, профессор
Драндров Герольд Леонидович
доктор педагогических наук, профессор
Кузнецова Зинаида Михайловна
кандидат педагогических наук, доцент
Волков Михаил Игнатьевич
Ведущая организация:
Казанский государственный
педагогический университет
Защита состоится « 25 » марта 2004 г. в 15 часов на заседании диссертационного
совета КР 212.300.47 в Чувашском государственном педагогическом университете
им. И.Я. Яковлева по адресу: 428000, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Чувашского государственного
педагогического университета им. И.Я. Яковлева
Автореферат разослан « 20 » февраля 2004 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
Игошина Н.В.
Стр.2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Актуальность. Проблема укрепления здоровья и продолжительности
жизни населения всегда была предметом внимания специалистов, общественности,
государства. Решение этой проблемы в наше время приобрело особую
актуальность, поскольку сложившаяся в последние годы социально- экономическая
ситуация привела к существенному ухудшению показателей здоровья
всех групп и категорий населения России.
Наиболее острой и требующей кардинального решения выступает проблема
здоровья, физической подготовки и физического развития студенческой молодежи.
Педагогами и врачами отмечаются факты отставания и несоответствия
показателей физического развития, физической подготовленности и функциональных
возможностей значительной части студентов с нормативными показателями
рассматриваемого возраста [М. Я. Виленский, В.П. Русанов, 1981; А.П.
Внуков, 1982; В.А. Бауэр, 1987; Э.Н. Раимова, 1992; З.Ж. Гайнулина, 1994; и
др.].
Практически все исследователи связывают это с низким уровнем двигательной
активности студентов [В.В Ермоленко, 1989; А.С. Юдин, 1990; Л.И.
Лубышева, 1992; Г.К. Зайцев, 1993; Г.А. Вайник, 1995; и др.]. Подчеркивается,
что ее реальный объем не обеспечивает полноценного и гармоничного физического
развития и укрепления здоровья, что делает чрезвычайно важным решение
задачи приобщения студенческой молодежи к ценностям физической культуры,
здоровому образу жизни [М.Я. Виленский, 1982; В.К. Бальсевич, 1988;
Л.И. Лубышева, 1992; В.К Бальсевич., Л.И. Лубышева, 1995; В.М. Выдрин,
1995; и др.].
Успешное решение этой стратегической задачи предполагает более широкое,
теоретически и методически обоснованное использование наряду с обязательными
видами учебных занятий богатого потенциала самостоятельной работы
[В.К. Буряк, 1984; Н.П. Грекова, 1985; Н.А. Третьяков, 1988; Ю.Л. Якубенко,
1990; М.А. Зайнетдинов, 1993; А.В. Дзюбалов, 1994; и др.]. В Концепции развития
физической культуры и спорта в РФ в период до 2005 года записано, что
мероприятия по совершенствованию физического воспитания учащейся молодежи
должны включать наряду с обязательными урочными формами занятий
по предмету «Физическая культура», занятиями в спортивных секциях, спортивно-оздоровительных
туристских клубах и самостоятельные занятия различными
видами физических упражнений.
Это направление деятельности является наиболее перспективным, поскольку
результаты научных исследований показывают, что достижение цели
формирования физической культуры личности в рамках четырех обязательных
часов в неделю, выделяемых учебным планом вузов на занятия по физическому
воспитанию, не представляется возможным [Л.И. Лубышева, 1992; В.К. Бальсевич,
1988,2000*.
Наряду с этим ученые и педагоги отмечают, что большинство студентов
испытывают серьезные трудности в самостоятельных занятиях физической
культурой, что обусловлено их недостаточной подготовленностью к самостоя
Стр.3