Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Профессиональная направленность личности

0   0
Первый авторМиронова Татьяна Львовна
АвторыШагдурова Лариса Дагбаевна
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц170
ID216190
АннотацияВ монографии рассматриваются структурно-содержательная характеристика профессиональной направленности и ее динамика на примере подготовки специалистов по социальной работе в вузе. Авторами представлена модель профессиональной направленности будущих специалистов социальной сферы, а также результаты формирующего эксперимента. Книга адресована аспирантам, преподавателям психологии и социальной работы.
ISBN978-5-9793-0553-0
УДК364
ББК60.9в68р30; 88.411
Миронова, Т. Л. Профессиональная направленность личности / Л. Д. Шагдурова; Т. Л. Миронова .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2013 .— 170 с. : ил. — ISBN 978-5-9793-0553-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/216190 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Т.Л. Миронова, Л.Д. Шагдурова ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ Улан-Удэ 2013 1 УДК 159.923+159.98 М 641 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета Рецензенты <...> ISBN 978-5-9793-0553-0 В монографии рассматриваются структурно-содержательная характеристика профессиональной направленности и ее динамика на примере подготовки специалистов по социальной работе в вузе. <...> Авторами представлена модель профессиональной направленности будущих специалистов социальной сферы, а также результаты формирующего эксперимента. <...> Как в профессиональной деятельности, так и в процессе обучения в вузе одной из личностных составляющих, обеспечивающих успешность профессионализации, выступает профессиональная направленность личности. <...> По ряду причин такой фактор, как теоретическая модель профессиональной направленности личности будущего специалиста по социальной работе, еще не полностью рассмотрен в психологических исследованиях. <...> В связи с этим особое значение имеет создание психолого-педагогических условий в вузе для формирования активной личностной позиции субъекта профессионализации. <...> По его мнению, направленность личности выступает как сознательно-избирательная активность личности в ее отношении к действительности [98]. <...> В частности, в работе «Основы общей психологии» С.Л. Рубинштейн определяет содержание направленности не только через потребности, интересы, идеалы, но и склонность к определенной деятельности [128]. <...> Развивая идеи С.Л. Рубинштейна, К.К. Платонов и Г.Г. Голубеев также считают склонность формой направленности личности, стремлением к конкретной деятельности [114]. <...> С.Л. Рубинштейн также подчеркивает особое значение установки среди тенденций, которые образуют направленность личности: «Установка возникает в результате опреде6 ленного распределения и внутреннего взаимодействия тенденций, выражающих направленность личности … <...> Их реальное сочетание проявляется <...>
Профессиональная_направленность_личности.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.149
Стр.150
Стр.170
Профессиональная_направленность_личности.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Т.Л. Миронова, Л.Д. Шагдурова ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ Улан-Удэ 2013 1
Стр.1
УДК 159.923+159.98 М 641 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета Р е ц е н з е н т ы Т.Ц. Дугарова, д-р психол. наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии БГУ Б.А. Гунзунова, канд. психол. наук, доцент кафедры общей и социальной психологии БГУ Д.Г. Гадеева, канд. психол. наук, ст. преп. кафедры общей и социальной психологии БГУ Миронова Т.Л., Шагдурова Л.Д. М 641 Профессиональная направленность личности. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2013. – 170 с. ISBN 978-5-9793-0553-0 В монографии рассматриваются структурно-содержательная характеристика профессиональной направленности и ее динамика на примере подготовки специалистов по социальной работе в вузе. Авторами представлена модель профессиональной направленности будущих специалистов социальной сферы, а также результаты формирующего эксперимента. Книга адресована аспирантам, преподавателям психологии и социальной работы. Mironova T.L., Shagdurova L.D. Professional trend of a personality. – Ulan-Ude: Buryat State University Publishing Department, 2013. – 170 p. ISBN 978-5-9793-0553-0 The monograph describes the structure’s content of the professional trend and its dynamics in the university’s educational system of the future social specialists. The authors present the model of a professional trend of the students during studying and the results of the forming experiment. The book is a useful resource for post-graduates, teachers engaged in psychology and social work. ISBN 978-5-9793-0553-0 2 © Т.Л. Миронова, Л.Д. Шагдурова, 2013 © Бурятский госуниверситет, 2013
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Изменения в социальном контексте общества, обусловленные характером экономического и политического развития страны, привели к кардинальным переменам в трудовой деятельности. В современных условиях изменения в профессиональной сфере сопровождаются усложнением ее содержания, трансформацией ценностносмысловых ориентиров и отношения к построению профессиональной карьеры. Сегодня профессиональное сообщество испытывает насущную потребность в специалистах, обладающих широким спектром профессиональных действий, способностью к индивидуальной инновации и проектированию своего профессионального будущего, стремлением к самосовершенствованию, самовоспитанию, саморазвитию, самореализации. Формирование указанных качеств актуально в рамках профессионального образования специалистов по социальной работе, для которых личностные составляющие определяют их профессиональную успешность. В разрешении противоречий, вызванных современными требованиями к личностным и деловым качествам специалиста, обострением конкуренции на рынке труда, с одной стороны, и наличным состоянием системы профессиональной подготовки кадров на всех ее уровнях – с другой, особую значимость приобретает проблема разработки модельных средств в системе профессиональной подготовки будущих специалистов социальной сферы. Сегодня значительная часть населения страны включена в группу лиц, временно или постоянно не способных обслуживать и обеспечивать себя, требующих временной или постоянной социальной поддержки. Необходимость гарантированной защиты и поддержки многодетных и неполных семей, детей, инвалидов и пенсионеров обусловлена переходом к рыночным отношениям во многих видах деятельности. Решение проблемы улучшения качества жизни человека, а, значит, и судьба профессии зависят от уровня профессионализма тех, кто выполняет свои функции в рамках данной отрасли. Следовательно, исследование в области профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе определено не только их востребованностью в жизни общества, но и ростом влияния института социальной работы. 3
Стр.3
Становление высококвалифицированных специалистов социальной сферы – это сложный и длительный процесс. В работах С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, С.И. Григорьева, Л.Г. Гусляковой, В.И. Жукова, А.А. Козлова, В.И. Курбатова, Р.М. Куличенко, И.М. Лаврененко, А.И. Ляшенко, Г.П. Медведевой, Ф.Ш. Мухаметзяновой, В.А. Никитина, П.Д. Павленка, А.М. Панова, Л.В. Топчего, М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой, Б.Ю. Шапиро, Н.Б. Шмелевой и др. рассматриваются проблемы становления личности профессионала, его качеств, готовности к деятельности и развитию. Как в профессиональной деятельности, так и в процессе обучения в вузе одной из личностных составляющих, обеспечивающих успешность профессионализации, выступает профессиональная направленность личности. Она проявляется как субъектная характеристика, как компонент педагогического процесса и как цель обучения в вузе. Современные образовательные стандарты определяют сформированность профессиональной направленности как главный результат подготовки выпускника вуза. Несмотря на значимость развития профессиональной направленности на этапе освоения профессии, уровень психологических исследований о природе исследуемого образования не в полной мере соответствует актуальным запросам психолого-педагогической практики в системе подготовки специалистов по социальной работе. По ряду причин такой фактор, как теоретическая модель профессиональной направленности личности будущего специалиста по социальной работе, еще не полностью рассмотрен в психологических исследованиях. В связи с этим особое значение имеет создание психолого-педагогических условий в вузе для формирования активной личностной позиции субъекта профессионализации. Становятся актуальными вопросы о факторах устойчивого положительного отношения к профессии в изменяющихся социально-экономических условиях, развитие личностных детерминант в профессиональном становлении будущего специалиста, согласование уровней признаний и индивидуально-творческих ресурсов. Разрешение указанных проблем будет способствовать повышению качества профессиональной подготовки специалистов социальной сферы в вузе. Таким образом, актуальность проблемы, определяемая задачами оптимизации и эффективности процесса профессионального становления специалиста по социальной работе в системе вузовского образования, определила выбор темы исследования. 4
Стр.4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исследование особенностей структурных компонентов и динамики профессиональной направленности студентов, будущих специалистов по социальной работе, в процессе профессиональной подготовки в вузе продиктовано запросами педагогической практики, определяющей оптимальные пути профессиональной подготовки специалистов данного профиля. Другой значимой причиной внимания к феномену профессиональной направленности личности служит недостаточная разработанность теоретических моделей профессиональной направленности с позиций субъектнодеятельностного и системного подходов. Анализ основных подходов к решению исследуемой проблемы показал, что ранее предложенные модели профессиональной направленности отличаются статичностью, не отражают, в частности, процесс управления профессиональным становлением личности, создание условий, обеспечивающих активность субъекта профессионализации. В связи с этим перед нами возникла исследовательская задача разработки теоретической модели профессиональной направленности личности, пригодной для практической операционализации. В результате теоретическая модель профессиональной направленности личности, предложенная нами, представляет собой сложное единство семи структурных компонентов, находящихся между собой в тесных функциональных взаимосвязях: эмоциональный, когнитивный, поведенческий, потребностно-мотивационный, ценностно-смысловой, перспективно-целевой и эмпатийный. Вклад отдельных компонентов в устойчивость структуры профессиональной направленности различен. Применительно к учебному процессу в вузе профессиональная направленность раскрыта нами как субъектная характеристика, критерий успешности профессионализации и как цель обучения в вузе. Становление профессиональной направленности в период освоения специальности становится этапом ее формирования как личностного образования. В этот период создаются условия для усвоения профессионального содержания деятельности и активного общения с профессионалами. На основании результатов проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы. Профессиональная направ149
Стр.149
ленность личности определена нами как проявление общей направленности личности, ориентирующей ее профессиональную деятельность, придающей этой деятельности устойчивость к воздействию внешних факторов, обусловливающей мотивы и цели деятельности. Уточнены структурно-содержательные характеристики профессиональной направленности личности. В структуре профессиональной направленности находятся семь тесно взаимосвязанных компонентов: когнитивный, эмоциональный, поведенческий, потребностно-мотивационный, перспективно-целевой, ценностно-смысловой, эмпатийный. Особенности уровневых характеристик проявляются в том, что низший уровень составляют эмоциональный, когнитивный, поведенческий компоненты, средний уровень характеризуется наличием потребностно-мотивационного, перспективно-целевого компонентов, высокий уровень отражают ценностно-смысловой и эмпатийный компоненты. В структурно-функциональной модели профессиональной направленности системообразующая роль отводится ценностносмысловому компоненту. Динамика профессиональной направленности проявляется в ее актуализации посредством изменения ее уровня и содержательных характеристик каждого компонента ее структуры в связи с переходом личности на новый уровень развития. Главный вывод о специфике профессиональной направленности специалиста социальной сферы можно сформулировать следующим образом: устойчивость профессиональной направленности личности обеспечивается осознанным отношением субъекта к будущей профессии как ценности, как средству творческой самореализации. Результаты проведенного исследования могут найти дальнейшее практическое применение в психолого-педагогической практике подготовки специалистов по социальной работе на всех его этапах. Полученные результаты могут быть включены в мониторинг процесса профессионализации студентов, который следует проводить на протяжении всего периода обучения, чтобы своевременно повысить академическую успеваемость студентов. Разработанная нами теоретико-динамическая модель профессиональной направленности студентов может быть использована как личностная составляющая общей модели специалиста социальной сферы. 150
Стр.150
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ……....…………………………………………….………………………..3 ГЛАВА 1. Проблема профессиональной направленности в психологии 1.1. Основные теоретико-методологические подходы к изучению профессиональной направленности 1.1.1. Направленность как системообразующая характеристика личности ………………………………...............5 1.1.2. Профессиональная направленность как характеристика мотивационной сферы личности …..…………..………………..16 1.1.3. Особенности развития профессиональной направленности в процессе подготовки будущего специалиста в вузе .........................................................27 1.2. Структурно-содержательная и динамическая характеристика модели профессиональной направленности личности 1.2.1. Методология и обоснование теоретической модели профессиональной направленности будущего специалиста по социальной работе ..…...............................................................36 1.2.2. Структурно-содержательная характеристика модели профессиональной направленности личности………….……….41 1.2.3. Динамика профессиональной направленности личности в процессе обучения в вузе ……….…..……………………….......54 ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование профессиональной направленности будущих специалистов по социальной работе 2.1. Методы и организация исследования профессиональной направленности личности ...……..….……………………....58 2.2. Результаты исследования особенностей профессиональной направленности будущих специалистов по социальной работе ………..…….71 2.3. Результаты эксперимента по формированию профессиональной направленности личности ………………………….………………...….……...133 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….……………………..……………………………..........…...........149 ЛИТЕРАТУРА .……………………………………….…………................…............151 ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………163 ______________________________ Научное издание Татьяна Львовна Миронова, Лариса Дагбаевна Шагдурова ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ Редактор Ж.В. Галсанова Компьютерная верстка Н.Ц. Тахинаевой Свидетельство о государственной аккредитации № 1289 от 23 декабря 2011 г. Подписано в печать 21.03.13. Формат 60 х 84 1/16. Усл. печ. л. 10,11. Уч.-изд. л. 8,31. Тираж 500. Заказ 407. Издательство Бурятского госуниверситета 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а riobsu@gmail.com
Стр.170

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.