75
282025
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра физики и биомедицинской техники
Методические указания к практическим занятиям по курсу
«Системный анализ»
Составители: В.А. Корчагина, Ю.Н. Батищева, В.В. Лебедев
Липецк
Липецкий государственный технический университет
2012
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра физики и биомедицинской техники
Методические указания к практическим занятиям по курсу
«Системный анализ»
Составители: В.А. Корчагина, Ю.Н. Батищева, В.В. Лебедев
Липецк
Липецкий государственный технический университет
2012
УДК 61(07)
К703
Рецензент – С.В. Воронин
Корчагина, В. <...> К703
Методические указания к практическим занятиям по курсу «Системный
анализ»/ В.А. Корчагина, Ю.Н. Батищева, В.В.Лебедев. <...> Методические указания предназначены для бакалавров 1-го курса
направления «Биомедицинские системы и технологии». <...> © ФГБОУ ВПО “Липецкий государственный
технический университет”, 2012
Методические указания к проведению практических занятий
по разделу «Системный анализ»
Введение
Никакие свойства изолированного объекта не могут быть исследованы
без учета свойств составляющих его элементов, характера их взаимосвязи и
взаимодействия. <...> Например: организм (система), совокупность кровеносных сосудов и
капилляров (подсистема, которая может быть названа кровеносной), клетка
организма (элемент системы), печень (структура), интенсивность секреции
инсулина
(характеристика
поджелудочной
железы
как
структуры);
совокупность таких факторов, как рН, температура, плотность, прозрачность
раствора, в котором находится исследуемая клетка (внешняя <...>
Методические_указания_к_практическим_занятиям_по_курсу_«Системный_.pdf
282025
75
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра физики и биомедицинской техники
Методические указания к практическим занятиям по курсу
«Системный анализ»
Составители: В.А. Корчагина, Ю.Н. Батищева, В.В. Лебедев
Липецк
Липецкий государственный технический университет
2012
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра физики и биомедицинской техники
Методические указания к практическим занятиям по курсу
«Системный анализ»
Составители: В.А. Корчагина, Ю.Н. Батищева, В.В. Лебедев
Липецк
Липецкий государственный технический университет
2012
Стр.2
УДК 61(07)
К703
Рецензент – С.В. Воронин
Корчагина, В.А.
К703 Методические указания к практическим занятиям по курсу «Системный
анализ»/ В.А. Корчагина, Ю.Н. Батищева, В.В.Лебедев. – Липецк: Изд-во
ЛГТУ, 2012. - 21 с.
Методические указания предназначены для бакалавров 1-го курса
направления «Биомедицинские системы и технологии».
Ил.3. Библиогр.: 3 назв.
© ФГБОУ ВПО “Липецкий государственный
технический университет”, 2012
Стр.3
Методические указания к проведению практических занятий
по разделу «Системный анализ»
Введение
Никакие свойства изолированного объекта не могут быть исследованы
без учета свойств составляющих его элементов, характера их взаимосвязи и
взаимодействия. Изучение не изолированного от внешней среды объекта
требует исследования характера его взаимодействий с ее элементами с
учетом их состояния и параметров. В первом случае объект рассматривается
как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов,
представляющих собой систему. Во втором случае часть внешней среды,
непосредственно взаимодействующая с объектом, может рассматриваться
как составляющая системы более высокого порядка, в которой другой
составляющей является сам объект. Она может рассматриваться и как
совокупность внешних возмущающих факторов, воздействующих на объект,
т. е. на систему.
Вполне естественно, что в зависимости от уровня, на котором
рассматривается биологический объект (организм, клетка и др.), он может
быть и системой, и подсистемой, и структурой, и элементом системы.
Например: организм (система), совокупность кровеносных сосудов и
капилляров (подсистема, которая может быть названа кровеносной), клетка
организма (элемент системы), печень (структура), интенсивность секреции
инсулина (характеристика поджелудочной железы как структуры);
совокупность таких факторов, как рН, температура, плотность, прозрачность
раствора, в котором находится исследуемая клетка (внешняя среда для
клетки как системы). Конечной структурой при определении, например,
влияния почечной недостаточности на содержание в крови мочевины
является сама кровь. В зависимости от целей исследования в каждой
конечной структуре могут исследоваться различные ее характеристики.
Стр.4