МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ, СПОРТУ И ТУРИЗМУ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
ГОУ ВПО «ТАТАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Н.В. Васенков, Е.В. Фазлеева, Ф.Х. Чемоданова
Учебное пособие
КАЗАНЬ 2009
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ, СПОРТУ И ТУРИЗМУ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
ГОУ ВПО «ТАТАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Н.В. Васенков, Е.В. Фазлеева Ф.Х. Чемоданова
Учебное пособие
КАЗАНЬ 2009
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Под общей редакцией министра по делам молодежи,
спорту и туризму Республики Татарстан
М.М. Бариева, канд. полит. наук
ББК 75.569
Ф 48
УДК: 796.0 (075.8)
Ф 48 Физкультурно-спортивная деятельность в структуре досуга
студентов. Учебное пособие. – Казань: ТГГПУ, 2009. – 55 с.
В методическом пособии раскрыты основные особенности организации процесса по
физическому воспитанию студентов; приведены документы планирования и рабочие материалы
по проведению физкультурно-спортивной и оздоровительной работы в вузе.
Пособие рекомендовано специалистам в области физической культуры и спорта,
преподавателям средней школы и вузов, организаторам активного досуга и спортивномассовых
мероприятий.
Научный
редактор
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..
I. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ ТГГПУ …………………………….
II. ДОКУМЕНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ ……………………………………………………..
1. Положение о физкультурно-оздоровительных мероприятиях
со студентами вуза в 2009 / 2010 учебном году ………….
2. Положение о проведении первенства вуза по туристскому
многоборью в рамках плана мероприятий по проведению
«Года спорта и здорового образа жизни» студентов и преподавателей
университета в 2009 году ……………………….
3. Программа проведения лично-командного первенства вуза
по туристскому многоборью ………………………………….
4. Положение о проведении соревнований по оздоровительной
аэробике между факультетами вуза …………………………..
– Р.К. Бикмухаметов, доктор пед. наук, профессор.
Составители: Н.В. Васенков, кандидат биол. наук, доцент;
Е.В. Фазлеева, кандидат пед. наук, доцент;
Ф.Х. Чемоданова, доцент.
Рецензенты: Ф.Ф. Харисов, доктор пед. наук, профессор
ГОУ ВПО «Татарский государственный
гуманитарно-педагогический университет»;
Н.Ш. Фазлеев, кандидат пед. наук, доцент
ГОУ ВПО «Казанский государственный
финансово-экономический институт»;
© Н.В. Васенков,
© Е.В. Фазлеева
© Ф.Х. Чемоданова
2
5. Правила проведения и судейства соревнований по оздоровительной
аэробике между факультетами ТГГПУ ………….
7. Положение о проведении зимнего спортивного праздника
здоровья «Мороз и Солнце» на факультетах вуза в
2008/2009 учебном году ……………………………………….
8. Программа проведения зимнего спортивно-оздоровительного
праздника ТГГПУ «Мороз и солнце» 18 февраля
2009 года ……………………………………………………….
9. Состав судейской коллегии по проведению зимнего спортивного
праздника ТГГПУ «Мороз и солнце» ТГГПУ
18 февраля 2009 года ………………………………………….
10. Положение о проведении спортивно-оздоровительного
праздника исторического факультета ТГГПУ ……………….
11. Сабантуй ………………………………………………………..
Стр.
5
5
9
9
15
18
19
20
6. Положение о проведении военно-патриотической игры
«Партизанский отряд» и соревнований по туризму ………… 21
24
25
26
27
32
Стр.3
Стр.
12. Приказ о проведении дня спорта и здорового образа жизни
в ТГГПУ ………………………………………………………..
13. Программа проведения «Дня спорта и здорового образа
жизни» в ТГГПУ ……………………………………………….
14. Состав судейских бригад для обслуживания «Дня спорта и
здорового образа жизни» в университете 20 мая 2009 года ...
15. Телефонограмма ……………………………………………….
33
34
35
36
16. Программа учебно-методического семинара по лыжному
спорту «Лыжный спорт – в программе физического воспитания
студентов» с преподавателями кафедры физической
культуры ТГГПУ ……………………………………………… 37
17. Общеуниверситетская зарядка ………………………………..
18. Положение о спортивном клубе ТГГПУ ……………………..
19. Примерный план воспитательной и культурно-массовой
работы, проводимой в учебно-оздоровительном центре
вуза ……………………………………………………………...
38
39
47
20. Эстафеты в условиях загородной базы ……………………… 50
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………….
55
ВВЕДЕНИЕ
В программе дисциплины «Физическая культура» указано, что целью
физического воспитания студентов вузов является формирование
физической культуры личности и способности направленного использования
разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма
для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и
самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.
Закон Российской Федерации «Об образовании» предоставляет широкие
возможности для переосмысления ценностей физической культуры
студентов для того, чтобы в новом спектре осветить её образовательные,
воспитательные и оздоровительные функции. Этот закон
определяет содержание физической культуры студентов как самостоятельную
сферу деятельности в федеральном социокультурном пространстве,
выделяя при этом её образовательные приоритеты.
Структура физической культуры студентов включает три блока:
физическое воспитание, студенческий спорт, активный досуг. Поэтому
задача кафедр физической культуры в вузе – выстроить свою работу
так, чтобы все эти три относительно самостоятельных блока взаимно
дополняли друг друга, чтобы знания, умения и навыки, полученные в
процессе физического воспитания, органично использовались и обогащались
в процессе занятий физической культурой и спортом, гармонично
становились значимым аспектом повседневной жизни, неотъемлемой
частью активного досуга студенческой молодежи.
Многолетняя практика, достигнутые результаты позволяют рекомендовать
к ознакомлению и использованию опыт нашей кафедры в
планировании, организации и реализации учебно-воспитательной, физкультурно-спортивной
и оздоровительной работы в вузе с целью решения
вышеназванной задачи.
I.ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА
ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ ТГГПУ
В настоящее время в преподавании предмета «Физическая культура»
всё больший акцент делается на приобретении студентами знаний в
области теории физической культуры и спорта, что даёт возможность, с
одной стороны, сформировать целостное представление о данном предмете,
с другой – вовлечь каждого студента в познавательный процесс.
Весь вопрос в том, как достичь желаемого единения теории и практики.
Опыт работы показал, что стандартный подход: «лекция – практическое
занятие», не решает поставленной задачи и необходимо продуманное
и чётко обоснованное включение теоретического материала в
различные формы практических занятий физической культурой со студентами.
3
Стр.4
Понятно, что тот или иной предмет вызывает интерес у учащихся, в
частности, если он отвечает их внутренним потребностям и ценностным
ориентациям, имеет практическую значимость для дальнейшего обучения
в вузе, в повседневной жизни.
Поэтому, как показал опыт нашей работы, важно не только раскрыть
студентам полифункциональный характер физической культуры
[суть физической культуры состоит в выполнении биологической, информационной,
эстетической, коммуникативной, гедонистической,
компенсаторной и ряда других, присущих только ей функций (Григорьев
В.И., 1999)], продемонстрировать её возможности и варианты использования
в различных сферах социальной и личной жизни, но и помочь
приобрести определённый практический опыт физкультурноспортивной
и оздоровительной деятельности. В значительной мере, реализация
данного аспекта связана со структурой досуга студента, где
физическая активность должна стать объективной необходимостью.
Для решения всего комплекса вышеперечисленных задач в практике
работы кафедры физической культуры реализуется следующее:
− материал лекционного курса распределён на весь период обучения
по предмету, фрагментарно включается и чётко увязывается с содержанием
практических занятий, которые для более эффективного
усвоения студентами информации проводятся в виде практикометодических
занятий;
− разработаны методические рекомендации по всем разделам программы
с учётом местных условий и профиля работы будущих молодых
специалистов;
− секционная работа планируется и реализуется с учётом интересов
и потребностей студентов, носит прикладной характер, что позволяет
корректировать и реализовывать на практике полученные теоретические
знания и практические умения;
− для реализации обратной связи «студент – преподаватель – кафедра»
на каждом факультете университета сформированы спортивные
активы, деятельность которых курируется и координируется кураторомпреподавателем
кафедры физической культуры, что позволяет не только
контролировать учебную, спортивно-оздоровительную и досуговую
деятельность студентов и факультетов, но и при необходимости вносить
соответствующие коррективы в учебную, секционную и спортивномассовую
деятельность кафедры (см. схему взаимодействия всех структур
вуза по организации физкультурно-спортивной и оздоровительной
работы);
− проводится внутривузовская спартакиада по 9 видам спорта, что
позволяет включить студентов в спортивно-досуговую деятельность в
различных ролевых качествах (член оргкомитета, судья, участник соревнований,
участник группы поддержки, болельщик и т.д.), то есть
4
студенты получают возможность вариативно использовать полученные
на занятиях знания, умения и навыки;
− на каждом факультете университета проводятся соревнования
(личные первенства между
группами, курсами) по различным
видам спорта, в том
числе и включенным в программу
Спартакиады вуза, а
также дни здоровья факультета.
Здесь проходят апробацию
фрагменты и варианты
проведения
спортивных
праздников и соревнований
перед включением их в общеуниверситетские;
отбираются
и формируются
сборные команды факультетов
– участников Спартакиады
по видам спорта; распределяются
организаторские
функции и так далее;
− ежедневно утром по внутренней радиосети проводится «ЗарядСхема
взаимодействия по организации
и управлению учебной, физкультурнооздоровительной
и спортивной
деятельностью студентов ТГГПУ
ка» для всех студентов, преподавателей и сотрудников университета,
где вариативно используются комплексы упражнений, составленные и
апробированные кафедрой физической культуры с учётом всех организационно-методических
особенностей, выполнение которых позволяет
активизировать функции органов и систем организма, снимать физическое
и психологическое напряжение, улучшать эмоциональное состояние,
целенаправленно формировать привычку в ежедневном выполнении
комплекса утренней гимнастики и др.
В данном методическом пособии мы делаем преимущественно акцент
на одном из разделов работы кафедры: на планировании и организации
физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий как
на одной из наиболее эффективных форм пропаганды здорового образа
жизни, привлечения студентов к участию в массовых спортивных соревнованиях,
повышения интереса студентов к учебным занятиям по
физической культуре, формирования мотивационных предпосылок к
самосовершенствованию и так далее.
Планирование спортивно-массовых мероприятий представляет собой
взаимосвязанный процесс разработки, организации, проведения
спортивных соревнований, праздников, учебно-тренировочных занятий,
их контроль и учёт.
Стр.5