На правах рукописи
Лазуткина Лариса Николаевна
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
И РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ У КУРСАНТОВ
ВОЕННЫХ КОМАНДНЫХ ВУЗОВ
Специальность 13.00.08 – Теория и методика
профессионального образования
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
доктора педагогических наук
Москва – 2008
3
Диссертация выполнена на кафедре педагогики Военного университета
Официальные оппоненты:
– доктор педагогических наук, доктор культурологии, профессор,
заведующий кафедрой истории культуры Московского
государственного университета культуры и искусств
АРОНОВ Аркадий Алексеевич;
– доктор педагогических наук, профессор,
главный научный сотрудник Государственного научноисследовательского института семьи и воспитания
БЫКОВ Анатолий Карпович;
– доктор педагогических наук, профессор,
заведующая кафедрой методики русского языка и
литературы Рязанского государственного университета
ДЕМИДОВА Нина Ивановна
Ведущая организация – Общевойсковая академия Вооруженных Сил РФ
Защита диссертации состоится « 14 » марта 2008 года в 1300 часов на заседании диссертационного совета (Д 215.005.05) при Военном университете
(123001, Москва, ул. <...> Осуществляющаяся модернизация Вооруженных Сил Российской
Федерации и системы высшего военного образования актуализировала
требования к качеству речевой культуры военного специалиста. <...> Формированию командно-методических и профессионально-педагогических навыков у выпускников военных вузов придается важное значение руководством оборонного ведомства страны, что
подтверждается Постановлением Правительства Российской Федерации
№ 352 от 27.05.2002 года «Об утверждении Федеральной программы
реформирования системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года», в котором сказано, что одним из приоритетов в обучении военных кадров должно стать усиление их управленческой подготовки, совершенствование теории управления не только
войсками <...>
_ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ_КОНЦЕПЦИЯ_ФОРМИРОВАНИЯ__И_РАЗВИТИЯ_РЕЧЕВОЙ_КУЛЬТУРЫ_У_КУРСАНТОВ__ВОЕННЫХ_КОМАНДНЫХ_ВУЗОВ_.pdf
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Наблюдаемые в настоящее время в
российском обществе сложные и противоречивые процессы в сфере
национальной речевой культуры, проявляющиеся, с одной стороны, в
осознании важной роли русского языка как средства объединения и развития
нации, высоких требованиях к грамотности и культуре общения
специалиста на современном рынке труда, а с другой стороны, в низком
уровне культуры бытовой речи, популяризации ненормативной и иноязычной
лексики средствами массовой информации, снижении качества
обучения русскому языку в общеобразовательной школе (по результатам
ЕГЭ за 2007 год, из более чем 600 000 выпускников лишь немногим
свыше 250 смогли получить максимальные 100 баллов), зачастую оказывают
негативное воздействие на допризывную и армейскую молодежь.
В
целях разрешения сложившейся ситуации Правительством Российской
Федерации были разработаны Проект Федерального закона от
2001 года «О русском языке как государственном языке Российской
Федерации» и Постановление № 483 от 27.07.2001 года «О Федеральной
целевой программе «Русский язык»», направленные на обеспечение
возрождения у граждан нашей страны неотъемлемой составляющей
национального самосознания – чувства гордости за родной язык, воплощающий
в себе культурные и исторические традиции. Международное
признание русского языка в качестве эффективного средства межнационального
общения проявилось в объявлении ЮНЕСКО 2007 года
годом русского языка в мире.
Осуществляющаяся модернизация Вооруженных Сил Российской
Федерации и системы высшего военного образования актуализировала
требования к качеству речевой культуры военного специалиста. В
первую очередь это касается офицеров, осваивающих командные специальности
и
осуществляющих
управленческую, военнопедагогическую
и воспитательную деятельность в подчиненных подразделениях.
Формированию командно-методических и профессионально-педагогических
навыков у выпускников военных вузов придается
важное значение руководством оборонного ведомства страны, что
подтверждается Постановлением Правительства Российской Федерации
№ 352 от 27.05.2002 года «Об утверждении Федеральной программы
реформирования системы военного образования в Российской Федерации
на период до 2010 года», в котором сказано, что одним из приоритетов
в обучении военных кадров должно стать усиление их управленческой
подготовки, совершенствование теории управления не только
войсками и оружием, но и социальными коллективами, формирование
умений и навыков руководства подразделениями и частями в обычных и
5
Стр.3