В специальных школах
(музыкальных, студиях искусств) это освоение происходит на уроках сольфеджио, в общеобразовательных – в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки, исполнения, творческой деятельности. <...> 5
Психолого-педагогические основы использования
сказочно-игровых методик в обучении младших школьников
Сложность музыкального языка и длительность его освоения предусматривают в качестве необходимого компонента музыкальной культуры
выработку у учащихся учебной мотивации к занятиям музыкой. <...> . На этом основан метод олицетворения элементов
музыкального языка, применяемый в игровых методиках, используемых некоторыми известными педагогами-музыкантами. <...> Почувствовав недостаточность метода Орфа для развития у детей внутреннего музыкального слуха, непригодность его для обучения пению и сольфеджио,
ван Хауве обращается к опыту выдающегося венгерского педагога и муз ыканта Золтана Кодаи. <...> Таким образом, еще в первой четверти XX века были заложены основы
использования игровых методов на уроках музыки, пения и сольфеджио. <...> Так, Струве является автором
широко используемых игр «Живые ноты», «Эхо», он же применял «Игры в
оперу». <...> Наиболее ценной, на наш взгляд, работой в области обучения детей музыкальной грамоте является «Музыкальная мифология» В. <...> импровизировал на фортепиано, создавая вместе с детьми музыкальную сказку: дети сами угадывали героев сказки, так как это были знакомые им интервалы или аккорды, разучивали песни сказочных героев (автором которых также является сам Кирюшин), импровизировали голосом, знакомились с новыми элементами музыкального языка и музыкальными терминами. <...> Методика использования игр и сказок в обучении младших школьников музыкальной грамоте
Олицетворение элементов музыкального языка. <...> Одним из методов, способствующих сохранению положительной учебной мотивации на занятиях музыкой, является олицетворение элементов музыкального <...>
Сказка_и_игра_в_обучении_дошкольников_музыкальной_грамоте.pdf
2
Печатается по решению редакционно-издательского совета
ОГПУ, протокол № от
Рецензенты
И.И. Буева – зав. кафедрой педагогики гуманитарных дисциплин ОГИИ, профессор,
кандидат педагогических наук
С.Н. Жданова – доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной
педагогики ОГПУ
Г.В. Карягина, И.Г. Бородина
Сказка и игра в обучении дошкольников музыкальной грамоте: Методическое
пособие. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 2011. – 72 с.
Методическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки
студентов факультета дошкольного и начального образования к занятиям по
теории и методике музыкального воспитания, к педагогической практике. Пособие
раскрывает психолого-педагогические основы и методику использования
игр и сказок в обучении дошкольников и младших школьников музыкальной
грамоте. Пособие будет полезно студентам музыкальных и музыкальнопедагогических
колледжей, вузов, а также педагогам дошкольных образовательных
учреждений, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного
образования.
Г.В. Карягина, И.Г. Бородина, 2011
Издательство ОГПУ, 2011
Стр.2
3
Пояснительная записка
Невозможно переоценить роль образования в современном мире. Никогда
еще проблема развития, воспитания и самовоспитания человека не ставилась
ходом истории, как условие его выживания. Развивающемуся государству
нужна зрелая личность, которой предъявляются исключительно высокие
требования: культура поведения, общения и деятельности; гуманистическое
мировоззрение, активная гражданская позиция, бережное отношение
к национальным и семейным традициям. Современный человек должен обладать
планетарным мышлением, быть эрудированным, обладать творческим
потенциалом, быть дисциплинированным, ответственным и предприимчивым,
эстетически воспитанным.
Огромная сеть самых разнообразных учебных заведений, а также масса
учреждений дополнительного образования, музыкальных, хореографических,
художественных, спортивных школ и т.п. дают возможность воспитания
такой личности.
Однако не все дети посещают учреждения дополнительного образования,
поэтому основы формирования культуры человека нового времени закладываются
в дошкольных и средних общеобразовательных учреждениях.
Разнообразие существующих программ по основным школьным предметам
позволяет достаточно полно реализовать задачи подготовки эрудированной,
грамотной личности. Но все же воспитательный потенциал школьных
предметов используется не в полной мере. О чем свидетельствует уровень
культуры у школьников и, в частности, эстетической.
Велико значение предметов эстетического цикла (музыки, изобразительного
искусства, литературы, хореографии, мировой художественной
культуры) в формировании эстетической культуры школьников, так как
именно искусство является обобщенной моделью образа мира, данной в чувственно-эмоциональной
форме, что позволяет детям не только осознать явление,
но и прочувствовать его.
Однако время, отведенное в учебных планах на предметы эстетического
цикла, очень незначительно и добиться развивающего и воспитывающего
воздействия искусства возможно, лишь используя особые технологии общения
с искусством и самостоятельную деятельность детей.
Составной частью культуры эстетической выступает музыкальная культура,
формирующаяся в музыкальной деятельности и характеризующаяся
музыкальным опытом личности, музыкальной грамотностью и музыкальноэстетическим
сознанием, включающим музыкально-эстетический вкус, эмоции,
оценку. Музыкальная грамотность в широком смысле слова понимается
как способность «воспринимать музыку как живое, образное искусство,
рожденное жизнью…, способность на слух определять характер музыки и
ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером исполнения,
… способность на слух определять автора незнакомой музыки» (Д.Б.
Кабалевский). Данная способность формируется в процессе музыкального
Стр.3