Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 538558)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Сервисное государство: административно-правовое исследование оказания публичных услуг в Германии и России (236,87 руб.)

0   0
Первый авторВасильева А. Ф.
ИздательствоМ.: Российская академия правосудия
Страниц332
ID213514
АннотацияВ монографии исследуются публичные услуги как центральный элемент концепции сервисного государства. Рассматриваются модели участия субъектов частного права в реализации государственной функции по предоставлению публичных услуг. Выделены особенности защиты прав получателей этих услуг.
Кому рекомендованоПредназначена ученым и практикам, интересующимся проблемами сравнительного правоведения, вопросами сервисного государства, публичных услуг, может быть полезен магистрантам, аспирантам (соискателям), специализирующимся в области публичного права, государственного и муниципального управления.
УДК342.9
ББК67.401
Васильева, А.Ф. Сервисное государство: административно-правовое исследование оказания публичных услуг в Германии и России [Электронный ресурс] : монография / А.Ф. Васильева .— М. : Российская академия правосудия, 2012 .— 332 с. — (Editio princeps) .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/213514

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Р О С С И Й С К А Я А К А Д Е М И Я П РА В О С УД И Я СЕРВИСНОЕ ГОСУДАРСТВО: административно-правовое исследование оказания публичных услуг в Германии и России <...> Сервисное государство: административно-правовое исследование оказания публичных услуг в Германии и России. <...> ISBN 978-5-93916-332-3 В монографии исследуются публичные услуги как центральный элемент концепции сервисного государства. <...> Возникновение немецкого учения о позитивном государственном управлении (XVIII век) . <...> Немецкое учение о позитивном государственном управлении в XIX веке . <...> Позитивное государственное управление в теории немецкого административного права О. Майера <...> . . . . . . . . . . . .54 3 Сервисное государство: административно-правовое исследование оказания публичных услуг в Грмании и России <...> Теория публичных услуг в современный период развития отечественного административного права. <...> Обоснование использования частноправовых форм при реализации функций публичного управления . <...> Критика использования частноправовых форм при реализации функций публичного управления . <...> Публично-правовые ограничения при использовании частноправовых форм для реализации функций публичного управления . <...> Опосредованное публичное управление, осуществляемое юридическими лицами публичного права . <...> Опосредованное публичное управление, осуществляемое лицами частного права . <...> Развитие конструкции административных правоотношений в отечественной науке административного права. <...> Сущность обязательного досудебного обжалования административного акта . <...> Обжалование решений и действий административного органа в административный суд. <...> «Расщепление» правового спора между административным судом и судом общей юрисдикции . <...> Автор формулирует позиции административного частного права, ставит вопрос о непосредственном и опосредованном публичном управлении и рассматривает <...>
Сервисное_государство_административно-правовое_исследование_оказания_публичных_услуг_в_Германии_и_России.pdf
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ СЕРВИСНОЕ ГОСУДАРСТВО: административно-правовое исследование оказания публичных услуг в Германии и России А. Ф. Васильева Монография Москва, 2012
Стр.1
УДК 342.9 ББК 67.401 В 19 Автор Васильева А. Ф. канд. юрид. наук, доцент кафедры конституционного, административного и муниципального права Юридического института Сибирского федерального университета Вступительная статья Бачило И.Л. зав. сектором информационного права ИГП РАН, д-р юрид. наук, профессор, заслуженный юрист РФ Васильева А. Ф. В 19 Сервисное государство: административно-правовое исследование оказания публичных услуг в Германии и России. — М., РАП, 2012. 332 с. ISBN 978-5-93916-332-3 В монографии исследуются публичные услуги как центральный элемент концепции сервисного государства. Рассматриваются модели участия субъектов частного права в реализации государственной функции по предоставлению публичных услуг. Выделены особенности защиты прав получателей этих услуг. Предназначена ученым и практикам, интересующимся проблемами сравнительного правоведения, вопросами сервисного государства, публичных услуг, может быть полезен магистрантам, аспирантам (соикателям), специализирующимся в области публичного права, государственного и муниципального управления. УДК 342.9 ББК 67.401 © Бачило И. Л., вст. ст., 2012 © Васильева А. Ф., 2012 ISBN 978-5-93916-332-3 © Российская академия правосудия, 2012
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ И. Л. Бачило. Социальные и информационные условия публичных услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12 Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30 Глава 1.Теория о предоставлении публичных услуг в Германии и России 1. Методологические основы сравнительно-правового исследования публичных услуг в Германии и России . . . . .33 1.1. Суть сравнительно-правового метода. . . . . . . . . . . . . . .34 1.2. Рецепция зарубежного права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35 1.3. Цели правового сравнения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36 1.4. Виды правового сравнения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37 1.5. Особенности применения функционального подхода в административном праве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42 2. Развитие теории предоставления публичных услуг в Германии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45 2.1. Введение в понятие позитивного государственного управления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45 2.2. Возникновение немецкого учения о позитивном государственном управлении (XVIII век) . . . . . . . . . . . . . .47 2.3. Немецкое учение о позитивном государственном управлении в XIX веке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .47 2.4. Позитивное государственное управление в теории немецкого административного права О. Майера (начало XX века). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49 2.5. Первые попытки научного анализа позитивного государственного управления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50 2.6. Основные положения концепции Э. Форстхоффа . . . 51 2.6.1. Способы удовлетворения потребностей человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52 2.6.2. Ответственность за обеспечение жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52 2.6.3. Значение функции по предоставлению публичных услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .53 2.6.4. Понятие жизненного обеспечения . . . . . . . . . . . . .54 3
Стр.3
Сервисное государство: административно-правовое исследование оказания публичных услуг в Грмании и России 2.6.5. Формы осуществления позитивного государственного управления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55 2.6.6. Классификация потребностей в сфере жизненного обеспечения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57 2.6.7. Отграничение предоставления публичных услуг от других видов деятельности государства. . . . .58 3. Современное состояние теории предоставления публичных услуг в Германии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60 3.1. Понятие публичного управления. . . . . . . . . . . . . . . . . . .60 3.2. Виды государственного управления . . . . . . . . . . . . . . . .61 3.2.1. Классификация государственного управления по целям и задачам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .61 3.2.2. Классификация государственного управления по методу управляющего воздействия. . .61 3.2.3. Виды позитивного государственного управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .62 3.3. Объем и перечень предоставляемых публичных услуг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .64 3.4. Этапы развития современной немецкой концепции обеспечения жизнедеятельности. . . . . . . . . . . .65 3.4.1. Первый этап развития современной немецкой концепции обеспечения жизнедеятельности. . . . . . . . .65 3.4.2. Второй этап развития современной немецкой концепции обеспечения жизнедеятельности. . . . . . . . .66 3.5. Концепция «государство-гарант» . . . . . . . . . . . . . . . . . .70 3.5.1. Разделение «ролей» между государством и обществом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .71 3.5.2. Правовое регулирование трехсторонних отношений между государством, поставщиком услуг и получателем услуг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .73 3.5.3. Критика концепции «государство-гарант» . . . . .75 3.6. Основные изменения в современной доктрине немецкого административного права. . . . . . . . . . . . . . . . . . .77 4. Формирование теории публичных услуг в России. . . . . .78 4.1. Развитие теории публичных услуг в дореволюционном административном праве. . . . . . . . . .79 4.1.1. Классификация полицейской деятельности по целям управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .80 4
Стр.4
Содержание 4.1.2. Служебный характер государственного управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .80 4.2. Развитие теории публичных услуг в советском административном праве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .82 4.3. Теория публичных услуг в современный период развития отечественного административного права. . . . .87 4.3.1. Изменение роли и функций современного государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87 4.3.2. Концепция социального государства . . . . . . . . . .89 4.3.3. Характеристика административно-правового регулирования публичных услуг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .91 4.3.3.1. Субъекты, предоставляющие публичные услуги. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .91 4.3.3.2. Адресат публичной услуги . . . . . . . . . . . . . . . . . . .94 4.3.3.3. Форма собственности, на которой базируется предоставление публичных услуг. . . . . . . . .95 4.3.3.4. Правовые формы предоставления публичных услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .95 4.3.3.5. Соотношение понятий «публичная услуга» и «услуга» в гражданско-правовом понимании. . . . . . . .96 4.3.3.6. Соотношение публичной услуги с реализацией государственно-властного полномочия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .97 Выводы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102 Глава 2. Формы государственного управления по предоставлению публичных услуг 1. Понятие и виды форм государственного управления по предоставлению публичных услуг. . . . . . 108 Германия 1.1. Практическое значение теории форм государственного управления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109 1.2. Современные тенденции развития немецкого учения о правовых формах государственного управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110 1.2.1. Неформальные управленческие действия. . . . 110 1.2.2. Кооперативные формы государственного управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111 1.2.3. Частноправовые формы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112 5
Стр.5
Сервисное государство: административно-правовое исследование оказания публичных услуг в Грмании и России 1.3. Принцип свободы выбора правовой формы деятельности субъекта публичного управления. . . . . . . 114 1.3.1. Объем свободы выбора правовой формы деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114 1.3.2. Обоснование использования частноправовых форм при реализации функций публичного управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115 1.3.3. Критика использования частноправовых форм при реализации функций публичного управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116 1.3.3.1. Позиция Д. Элерса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116 1.3.3.2. Позиция К. Песталоззы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117 1.3.3.3. Позиция Х. П. Булля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117 1.3.4. Проблемы определения правового режима. . . . . . 118 1.3.4.1. Административное частное право . . . . . . . . . 118 1.3.4.2. Теория «фиска». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119 1.3.4.3. Публично-правовые ограничения при использовании частноправовых форм для реализации функций публичного управления . . . . . . . 122 1.3.4.4. Теория двух ступеней . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125 Россия 1.4. Современные тенденции развития теории правовых форм государственного управления . . . . . . . . 131 1.4.1. Неформальные управленческие действия. . . . 132 1.4.2. Частноправовые формы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133 1.5. Выбор субъектом публичного управления правовой формы деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135 1.6. Теория «фиска» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136 1.7. Концепция административного частного права . . . 138 1.8. Теория двух ступеней. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139 2. Организационные формы государственного управления по предоставлению публичных услуг. . . . . . . 142 Германия 2.1. Непосредственное и опосредованное публичное управление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142 2.2. Опосредованное публичное управление, осуществляемое юридическими лицами публичного права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144 6
Стр.6
Содержание 2.3. Опосредованное публичное управление, осуществляемое лицами частного права. . . . . . . . . . . . . . 146 2.3.1 Модели приватизации публичных функций . . . 148 2.3.1.1. Организационная приватизация (Organisationsprivatisierung). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149 2.3.1.2. Функциональная приватизация (Erfüllungsprivatisierung) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152 2.3.1.3. Материальная приватизация (Aufgabenprivatisierung) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156 2.3.1.4. Иные виды приватизации . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159 2.3.2. Критика приватизации публичных функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160 Россия 2.4. Непосредственное и опосредованное публичное управление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162 2.5. Правовой механизм перераспределения публичных функций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163 2.5.1. Понятие компетенции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165 2.5.2. Способы передачи публичных функций . . . . . 166 2.5.2.1. Исключение функции из компетенции органа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167 2.5.2.2. Сужение компетенции органа . . . . . . . . . . . . . 169 2.5.2.3. Одновременное осуществление публичной функции органом и субъектом частного права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170 2.6. Модели приватизации публичных функций . . . . . . 171 2.6.1. Организационная приватизация. . . . . . . . . . . . . 171 2.6.2. Функциональная приватизация . . . . . . . . . . . . . 172 2.6.2.1. Методы реализации переданных субъектам частного права функций . . . . . . . . . . . . . . . 174 2.6.2.2. Передача публичной функции без наделения властными полномочиями (аутсорсинг) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174 2.6.2.3. Передача публичной функции с наделением властными полномочиями. . . . . . . . . . . . 175 2.6.3. Материальная приватизация . . . . . . . . . . . . . . . . 177 2.7. Практическое значение передачи публичных функций субъектам частного права . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178 7
Стр.7
Сервисное государство: административно-правовое исследование оказания публичных услуг в Грмании и России 2.8. Условия передачи публичных функций субъектам частного права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179 3. Правовые формы предоставления публичных услуг. . . . 180 Германия 3.1. Выбор правовой формы предоставления публичных услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180 3.2. Административный акт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182 3.2.1. Благоприятствующий и обременяющий административный акт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182 3.2.2. Электронная форма административного акта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185 3.3. Административный договор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186 3.3.1. Правовое регулирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186 3.3.2. Соотношение административного и гражданско-правового договора. . . . . . . . . . . . . . . . . 188 3.3.3. Сферы использования административного договора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189 3.3.4. Преимущества и недостатки использования административного договора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190 3.4. «Конкуренция» административного акта и административного договора. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191 3.5. «Конкуренция» административного договора с гражданско-правовым договором. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192 Россия 3.6. Административный акт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193 3.6.1. Благоприятствующий и обременяющий административный акт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196 3.6.2. Электронная форма административного акта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199 3.7. Административный договор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202 3.7.1. Допустимость административного договора . . . 202 3.7.2. Правовое регулирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204 3.7.3. Судебная практика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208 Глава 3. Правовая природа отношений, складывающихся при предоставлении публичных услуг 1. Виды правоотношений, складывающихся при предоставлении публичных услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216 8
Стр.8
Содержание Германия 1.1. Субъективное публичное право . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217 1.2. Дискуссия о системе немецкого административного права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218 1.3. Практическое значение конструкции административного правоотношения. . . . . . . . . . . . . . . . . 219 1.4. Особенности административных правоотношений, возникающих в сфере позитивного государственного управления. . . . . . . . . . . 221 1.4.1. Сходство административных правоотношений, возникающих в сфере позитивного государственного управления, с обязательственными правоотношениями . . . . . . . . 221 1.4.2. Отличия административных правоотношений, возникающих в сфере позитивного государственного управления, от обязательственных правоотношений . . . . . . . . . . . 223 1.4.3. Иные особенности административных правоотношений, возникающих в сфере позитивного государственного управления. . . . . . . . 224 1.5. Виды административных правоотношений, возникающих при предоставлении публичных услуг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225 1.6. Пробелы в правовом регулировании отношений, возникающих при предоставлении публичных услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226 1.7. Основания для возникновения правоотношений в сфере предоставления публичных услуг . . . . . . . . . . . . 227 1.8. Определение правовой природы отношений, возникающих в сфере предоставления публичных услуг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228 1.8.1. Теория интереса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229 1.8.2. Субординационная теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230 1.8.3. Субъектная теория (теория специального права) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231 1.8.4. Иные критерии определения правовой природы отношений, возникающих в сфере предоставления публичных услуг. . . . . . . . . . . . . . . . . 233 9
Стр.9