СОДЕРЖАНИЕ
Модернизация образования
Научно-методический
журнал
¹ 4
(53)
(октябрьдекабрь)
2008
УЧРЕДИТЕЛИ:
Министерство
образования
Российской
Федерации
Правительство
Республики
Мордовия
ГОУВПО «Мордовский
государственный
университет имени
Í. Ï. Îãàðåâà»
Издается с января
1996 года
Выходит 1 раз
в квартал
РЕДАКЦИОННАЯ
КОЛЛЕГИЯ
Н. П. Макаркин
главный редактор
главного редактора
Ñ. Â. Полутин
заместитель
Ñ. Â. Гордина
ответственный
секретарь
Ã. À. Балыхин
П. Ф. Анисимов
В. Л. Матросов
Ë. Ï. Кураков
Â. È. Курилов
Â. Ï. Савиных
Â. Â. Конаков
Â. Â. Кадакин
Í. Å. Фомин
М. М. Шалашова. Комплексная оценка компетентности будущего
ó÷èòåëÿ.................................................................................................... 3
С. П. Сорокоумов. Формирование профессиональных
компетенций студентов при использовании интегративномодульного
обучения ........................................................................... 9
Н. В. Акамова. Использование новых информационных технологий
в обучении математике студентов средних специальных учебных
çàâåäåíèé............................................................................................... 14
Социология образования
À. À. Ñû÷åâ, Ê. Â. Ôîôàíîâà, Ë. Â. Стародубцева. Социальный
статус учителя: соотношение сил между агентами
и èíñòèòóòàìè....................................................................................... 18
О. М. Сметанина. Изучение иностранного языка в эпоху
ãëîáàëèçàöèè......................................................................................... 23
Психология образования
А. А. Остапенко. Природосообразная модель соответствия
фаз интедиффии образования этапам онтогенеза ребенка............ 29
Ю. В. Варданян, Н. Н. Рузанкина. Развитие профессиональной
компетентности студента как субъекта педагогического
общения в процессе изучения психологии ...................................... 38
Þ. À. Разенкова, Å. Á. Àéâàçÿí, Ñ. Å. Иневаткина,
Г. Ю. Одинокова. Образ ребенка у матерей, воспитывающих
детей с синдромом Дауна младенческого и раннего возраста...... 44
Н. Н. Чернова, П. Г. Марков, И. Н. Елисеева. Психологопедагогическое
обоснование освоения учащимися санитарногигиенической
êóëüòóðû.................................................................... 47
Интеграция образования и воспитания
Т. В. Сафонова, О. В. Волкова. Реализация задач патриотического
воспитания дошкольников в условиях внедрения национальнорегионального
êîìïîíåíòà................................................................. 53
И. А. Лазуткина. Интеграция форм гражданского образования
младших школьников в учебно-воспитательном процессе ........... 56
Математическое образование
М. В. Кузнецова. Компоненты методологических знаний в методике
обучения ìàòåìàòèêå........................................................................... 61
А. О. Сыромясов. Межпредметные связи в преподавании математики
студентам нематематических ñïåöèàëüíîñòåé.................................. 64
Т. С. Жукова. Обучение школьников эвристикам на уроках
математики (пропедевтический ýòàï) ............................................... 67
В. Н. Блинков. Аксиоматический метод и обучение геометрии
учащихся средних общеобразовательных учреждений ................ 69
Филологическое образование
Л. Б. Можейкина. Компетентностная интеграция в процессе
обучения русскому ÿçûêó................................................................. 74
Н. Г. Кизрина. Эвристические приемы в обучении иноязычной
письменной речи .................................................................................. 77
© «Интеграция îáðàçîâàíèÿ», 2008
Стр.1
Д
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Интеграция региональных систем образования
Н. М. Арсентьев. Академическая и университетская гуманитарная наука в формировании
общероссийской идентичности: региональная практика гражданско-патриотического
и духовно-нравственного воспитания ...................................................................................................... 82
Т. Е. Титовец. Междисциплинарная интеграция содержания профессионального образования как
научная проблема ........................................................................................................................................ 86
Ю. Б. Мельников, К. С. Поторочина. Теория моделирования как методологическая основа
интеграции элементов образовательных систем и их характеристик .................................................. 88
Е. А. Горбашко. Стратегическое развитие международных образовательных программ
в консорциумах европейских университетов .......................................................................................... 91
И. С. Ломакина. Политика координации как средство интеграции в системе образования
Европейского Союза ................................................................................................................................... 94
Г. К. Абдрахман. Модернизация казахстанского образования в контексте Болонского процесса ....... 97
В. К. Федоров, И. К. Епанешникова, Г. П. Бендерский. Интеграция высшей школы
и промышленности в подготовке специалистов в области управления инновациями ................... 100
К. Н. Нищев. Целевая подготовка специалистов в системе взаимодействия образовательных
и производственных структур ................................................................................................................ 104
Н. С. Морова. Становление системы высшего специального образования в Республике Марий Эл:
от новой специальности к научной школе .............................................................................................. 107
Н. П. Касаткина. Формирование и реализация этнокультурной образовательной политики
в Республике Мордовия .......................................................................................................................... 109
В. И. Андреев, А. Р. Дроздикова-Зарипова. Мониторинг качества воспитания и саморазвития
студента как конкурентоспособной личности ....................................................................................... 111
В. Н. Гусятников, Т. Н. Соколова. Технологии компьютерного тестирования как элемент системы
поддержки принятия решений в образовательной деятельности ..................................................... 114
С. Е. Балютина. Тестовый контроль общеевропейских компетенций: типология единиц
социокультурной компетенции пользователя иностранного языка .................................................. 117
Т. А. Макарова, А. Н. Мамаева. Бенчмаркинг как метод интеграции систем образования различных
стран и регионов ........................................................................................................................................ 120
В.П. Букин. Интеграция системы образования и работодателей важнейшее условие профессиональной
социализации ìîëîäåæè: региональный аспект ............................................................................. 123
Указатель материалов, опубликованных в журнале в 2008 ã. ................................................................... 128
Редактор Е. С. Руськина. Корректор Е. С. Потекаева
Компьютерная верстка И. А. Пакшиной
Информационная поддержка Р. В. Карасева
Аннотации, перевод С. И. Янина
Журнал зарегистрирован в Министерстве РФ по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ¹ 7714191 от 20.12.02.
Территория распространения Российская Федерация.
Подписано в печать 24.12.08. Формат 70 Ч 108 1/16.
Óñë. ïå÷. ë. 11,29. Тираж 500 ýêç. Заказ ¹ 6331.
Редакция журнала «Интеграция образования».
430005, Ñàðàíñê, óë. Большевистская, 68.
http://edumag.mrsu.ru
Отпечатано в ГУП РМ «Республиканская типография Красный Октябрь».
430005, Ñàðàíñê, óë. Советская, 55à.
2
Стр.2
¹ 4, 2008
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА КОМПЕТЕНТНОСТИ
БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
М. М. Шалашова, декан факультета дополнительного образования
Арзамасского государственного педагогического института, доцент
гогов-практиков. Основу профессиональной компетентности учителя химии составляют химико-методические
компетенции. Компетентность не поддается прямому измерению, поэтому стоит вопрос разработки
средств ее оценивания. Автором предлагается использовать с этой целью комплекс индикаторов
измерения, которые суммируются с помощью структурной матрицы оценки.
Ключевые слова: компетенции, компетентность, химико-методическая компетентность, комплексная
оценка компетентности, средства измерения, структурная матрица.
В рамках реализации основных принципов
Болонского процесса особое значение
приобретает разработка идей компетентностного
подхода. Условиям современной
экономики более соответствует
компетентностно ориентированное
обучение, так как оно предполагает формирование
не только профессиональных
знаний, умений и навыков, но и ключевых
компетенций, востребованных рынком
труда.
В педагогической литературе широко
используются такие понятия, как
«компетенция», «компетентность», однако
их отличительные признаки не обозначены
четко, что приводит иногда к рассмотрению
их как равнозначных. Следует
учитывать, что данные понятия являются
взаимодополняющими и развиваются
самостоятельно.
Компетенция (îò ëàò. competentia
принадлежность по праву) это круг
вопросов, в которых человек хорошо осведомлен,
обладает познаниями и опытом.
Данное понятие включает в себя
знание как понимание (теоретические
знания), знание как действие (практические
умения и навыки), знание как бытие
(жизненные ценности и установки).
Компетенциями принято называть «обобщенные
способы действий, обеспечивающие
продуктивное выполнение профессиональной
деятельности» [4, ñ. 40], èëè,
иными словами, способности человека
реализовать на практике свою компетентность.
В
процессе обучения у студента педагогического
вуза формируются и развиваются
профессиональные компетенции,
определяющие его готовность к педагогической
деятельности.
Наиболее общая классификация профессиональных
компетенций предполагает
их деление на три больших класса [6,
ñ. 10]:
1) предметные (специальные), являющиеся
основой для реализации профессиональных
функций;
2) надпрофессиональные (или базовые),
необходимые для эффективной работы
в организации;
3) ключевые, определяющие успешную
социализацию каждого выпускника.
Очевидно,
что между этими классами
нет противоречий и их следует рассматривать
как взаимодополняемые,
позволяющие детализировать учебные
задачи.
Под компетентностью мы понимаем
интегральное качество личности, отражающее
готовность решать проблемы,
возникающие в процессе жизни и профессиональной
деятельности, с использованием
знаний, опыта, индивидуальных способностей.
Сущностные
характеристики компетентности
заключаются в том, что она
[5, ñ. 13]:
в широком смысле может быть
определена как углубленное знание предмета;
©
Шалашова Ì. Ì., 2008
3
Разработка идей компетентностно ориентированного обучения находится в центре внимания педа
Стр.3