Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков «группы риска» ............. 7 <...> А. Л. Бем в научно-образовательном пространстве Праги 1920—1930-х гг. <...> Научно-педагогическая деятельность К. В. Мочульского в годы эмиграции ..........
18
21
24
26
30
32
36
Академическая интеграция <...> Программа формирования гуманистической направленности старших
дошкольников на материале искусства анималистического жанра ...................................................... 83
Педагогическое образование <...> 2
№ 1, 2009
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В МАЛОМ ГОРОДЕ <...> П. Д. Бочаров, директор Каменского технологического института
(филиала Пензенской государственной технологической академии),
camti_pgta@sura.ru
В статье сформулированы основные педагогические условия организации воспитательной среды в
малом городе. <...> Ключевые слова: социализация; воспитательная среда; интеграция; социальное партнерство; школа
открытого типа; согласованность целей воспитания. <...> ». Обработка данных осуществлялась на основе
ответов-формулировок, которые условно
можно разделить на четыре группы, соответствующие четырем «образам воспитания» у педагогов. <...> Сравнительные данные о типах «образа воспитания» у субъектов воспитания
малого города, %
Субъекты
воспитания
Тип «образа воспитания»
информационный
Учителя школ
Педагоги ПТУ, техникума
Педагоги дополнительного образования
Работники Управления образования
Директора образовательных учреждений
Члены попечительских советов
Родители учащихся
Учащиеся школ
В среднем по выборке
На втором по популярности месте
оказался формирующий образ воспитания (2-й тип). <...> Третье место — у информационного
образа воспитания (1-й тип), слова «научить», «дать понятие о…» являются для
него ключевыми. <...> Количество прогностически наиболее
благоприятных ответов (4-й тип, гуманистический «образ воспитания») оказалось наименьшим у всех категорий
опрошенных, в том числе учащихся. <...> ПРОФИЛАКТИКА <...>
Интеграция_образования_№1_2009.pdf
¹ 1, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Интеграция образования и воспитания
В. В. Полукаров, П. Д. Бочаров. Организационно-педагогические условия создания воспитательной
среды в малом ãîðîäå.................................................................................................................................... 3
Í. Á. Íàçàðîâà. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков «ãðóïïû ðèñêà» ............. 7
И. В. Безрукавова. Формирование гражданской позиции у детей с задержкой психического развития
в процессе интегрированного воспитания .............................................................................................. 12
История образования
О. Е. Осовский. Проблемы справочно-информационного обеспечения истории образования
русского зарубежья и возможные пути их решения ............................................................................ 18
В. И. Лаптун. Русская православная церковь в образовательном пространстве российской
эмиграции: 2030-å ãã. ХХ â.................................................................................................................... 21
С. К. Кудряшова. Формирование системы национального образования в русском зарубежье:
общие замечания .......................................................................................................................................... 24
В. П. Киржаева. Обсуждение программ по русскому языку в педагогических дискуссиях русской
эмиграции 1920-õ ãã. ................................................................................................................................... 26
Е. В. Кирдяшова. Вопросы полового воспитания в педагогическом наследии В. В. Зеньковского ..... 30
Ñ. Ï. Ãóäêîâà. À. Ë. Бем в научно-образовательном пространстве Праги 19201930-õ ãã. .............. 32
А. И. Горбунова. Научно-педагогическая деятельность К. В. Мочульского в годы эмиграции .......... 36
Академическая интеграция
Â. Í. Îðëîâ, Í. Å. Ïèêèíà. Самостоятельная работа фактор качества образования ..................... 39
Т. А. Савинкова. Модель развития конфликтологической компетентности студентов экономических
ñïåöèàëüíîñòåé............................................................................................................................................. 43
М. Н. Третьякова. Формирование системного мышления студентов в процессе производственной
ïðàêòèêè........................................................................................................................................................ 49
Инновации в образовании
Н. И. Таратынова. Особенности формирования математических понятий у школьников в условиях
интеграции алгебраического и геометрического ìåòîäîâ..................................................................... 53
Н. Н. Архипова. Социальное сотрудничество в реализации региональной программы развития
дополнительного экологического образования ...................................................................................... 58
Психология образования
Л. Н. Тарасова, О. О. Полякова, С. И. Соболев. Ценностно-смысловые особенности понимания:
культурный контекст .................................................................................................................................. 62
Л. В. Мищенко. Целостный подход к исследованию пологендерных структур интегральной
индивидуальности ....................................................................................................................................... 65
© «Интеграция îáðàçîâàíèÿ», 2009
1
Стр.1
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Образование и культура
А. А. Богданова. Вопрос о поликультурном образовании в отечественной
и зарубежной педагогике ........................................................................................................................... 71
М. В. Чуваткина. Становление и развитие музыкальной семантики: теоретико-методологический
àñïåêò............................................................................................................................................................. 77
Ю. Г. Ширяева. Программа формирования гуманистической направленности старших
дошкольников на материале искусства анималистического æàíðà...................................................... 83
Педагогическое образование
А. М. Магдеев, В. Р. Мухадинов. Предупреждение и разрешение педагогического конфликта:
традиции и новации ..................................................................................................................................... 86
Г. В. Шакина. Проблема готовности учителя начальных классов к деятельности по формированию
общеучебных умений младших школьников ........................................................................................... 91
Интеграция региональных систем образования
Ñ. Â. Ïîëóòèí. Университет в структуре образовательно-производственного кластера .................... 98
Ю. В. Мананникова. Социально-профессиональная мобильность молодежи в интегрированной
системе «âóç ïðåäïðèÿòèÿ»............................................................................................................... 101
Н. М. Семчук, М. А. Гаврилова. Интеграция университета и сообщества работодателей для
подготовки кадров АПК (íà примере Астраханской îáëàñòè) .......................................................... 104
И. С. Кобозева. Развитие непрерывного музыкального образования в культурном пространстве
национального ðåãèîíà............................................................................................................................. 106
Э. Ф. Матвеева, Г. Н. Протасевич, Т. А. Колесникова. Интеграция знаний и умений студентов
в ходе педагогической практики ............................................................................................................. 109
И. Г. Липатникова, А. С. Нефедова. Реализация механизмов интеграции образования
при обучении студентов математике ...................................................................................................... 111
И. Г. Липатникова, Т. Б. Ванеева. Проблема преемственности в развитии общеучебных умений
у будущих курсантов ............................................................................................................................... 114
В. С. Безрукова. Преемственность социальной ориентации дошкольника
в условиях семьи и ДОУ .......................................................................................................................... 116
М. Д. Мартынова. Оптимизация взаимодействия школы и вуза средствами внеучебной работы .. 119
Рецензии, отзывы, информация
Профессионал с большой буквы .................................................................................................................... 123
Редактор Е. С. Руськина. Корректор Е. С. Потекаева
Компьютерная верстка И. А. Пакшиной
Информационная поддержка Р. В. Карасева
Аннотации, перевод С. И. Янина
Журнал зарегистрирован в Министерстве РФ по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ¹ 7714191 от 20.12.02.
Территория распространения Российская Федерация.
Подписано в печать 24.03.09. Формат 70 Ч 108 1/16.
Óñë. ïå÷. ë. 11,20. Тираж 500 ýêç. Заказ ¹ 1639.
Редакция журнала «Интеграция образования».
430005, Ñàðàíñê, óë. Большевистская, 68.
http://edumag.mrsu.ru
Отпечатано в ГУП РМ «Республиканская типография Красный Октябрь».
430005, Ñàðàíñê, óë. Советская, 55à.
2
Стр.2
¹ 1, 2009
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В МАЛОМ ГОРОДЕ
В. В. Полукаров, директор Пензенского филиала Московской открытой
социальной àêàäåìèè, профессор, pfmosu@mail.ru,
П. Д. Бочаров, директор Каменского технологического института
(филиала Пензенской государственной технологической академии),
camti_pgta@sura.ru
В статье сформулированы основные педагогические условия организации воспитательной среды в
малом городе. Представлены полученные в ходе опытно-экспериментальной работы диагностические
данные, свидетельствующие о несогласованности целей воспитания субъектов воспитательной среды
малого города. Показано, что согласованность этих целей является важнейшим в ряду других условий
эффективного влияния педагогически организованной среды на социализацию учащихся.
Ключевые слова: социализация; воспитательная среда; интеграция; социальное партнерство; школа
открытого типа; согласованность целей воспитания.
В процессе теоретического анализа
было выяснено, что технология опосредованного
воспитания, т. е. воспитания
через среду, представляет собой:
средовую диагностику обследование
реальности среды и определение
ее возможностей;
проектирование среды и средообразовательного
процесса, прогнозирование
разрешающих возможностей среды;
конструирование надлежащих ее значений;
моделирование средообразовательных
стратегий; планирование мер, направленных
на реализацию данных стратегий;
средовое продуцирование воспитательного
результата.
В нашем понимании результатом создания
оптимальной воспитательной среды
является личность учащегося общеобразовательной
школы, выступающая в
качестве субъекта обладания ценностями
той среды, в которую мы его включаем.
Для этого среда должна быть обогащающей,
помогающей, поощряющей,
побуждающей, творческой, объединяющей,
оздоравливающей.
В процессе опытно-экспериментальной
работы нам удалось зафиксировать
ряд организационно-педагогических
условий, обеспечивающих эффективное
социализирующее влияние воспитательной
среды на учащихся общеобразовательных
учреждений в условиях малого
города.
1. Учет особенностей среды малого
города как фактора социализации. Малый
город представляет собой оригинальную
среду социокультурного развития его населения.
От других типов поселения он
отличается особенностями территориально-пространственного
положения,
обусловливающими диффузирование разнокачественных
элементов образа жизни
(городского и сельского); возможностями
образовательного и профессионального
выбора; спецификой социального
творчества, самореализации личности.
Социокультурная среда малого города
обладает социально-педагогическим
потенциалом, способным активно
влиять как на позитивные, так и на негативные
тенденции в процессе социализации
учащихся малого города; выявление
и педагогически целесообразное использование
этого потенциала может во многом
определять состояние всего социального
комплекса малого города.
2. Интеграция среды как способ реализации
ее воспитательного потенциала.
Со стороны органов управления интеграция
среды это обеспечение межведомственного
подхода в области реализации
интересов детей, создания
социокультурной инфраструктуры дет©
Полукаров Â. Â., Бочаров Ï. Ä., 2009
3
Стр.3