(67)
(апрель—июнь)
2012
УЧРЕДИТЕЛИ:
Министерство
образования и науки
Российской
Федерации
Правительство
Республики
Мордовия
ФГБОУ ВПО
«Мордовский
государственный
университет
им. <...> Формирование интегрированной профессиональной
иноязычной компетентности студентов неязыковых вузов ................ 12 <...> Проблемы становления государственно-общественного
управления образованием в современной школе ................................ 26 <...> Проблемные ситуации как средство развития
познавательной самостоятельности
(на примере изучения предметов гуманитарного цикла
в 5—7 классах общеобразовательной школы) ..................................... 32 <...> Реализация принципа интегративности в развитии прогностической способности
будущих специалистов (на примере социально-гуманитарных специальностей) ...................................... 60 <...> 2
№ 2, 2012
АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
УДК 378.016:574(470.345)
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В МОРДОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ
УНИВЕРСИТЕТЕ им. <...> Например, новый учебный план
включает дисциплины «Геоэкология Мордовии», «Этническая экология», «Тради5
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ционное природопользование финно-угорских народов», «Природное и историческое наследие», а также курсы по выбору «Менеджмент в природопользовании», «Экология землепользования», «Основы организации управления природопользованием», «Медицинская экология»,
«Основы экологической экспертизы»,
«Методы обращения с отходами», «Экологические технологии и безотходное
производство», «Урбоэкология». <...> 7
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.016:620.22
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЮ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ <...> Ключевые слова: деталь; надежность; машиностроение; микроструктура детали; дислокационноструктурный механизм разрушения; методика обучения материаловедению. <...> Таким образом, нами установлена
методологическая связь между надежностью детали по основным критериям,
эксплуатационными условиями, при которых работает деталь, и микроструктурой эксплуатируемой <...>
Интеграция_образования_№2_2012.pdf
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
C. Ì. Вдовин (ãëàâíûé ðåäàêòîð)Ã. À. Балыхин
Ñ. Â. Гордина (îòâ. ñåêðåòàðü)Â. Â. Кадакин
Â. Â. ÊîíàêîâË. Ï. ÊóðàêîâÂ. È. ÊóðèëîâÍ. Ï. Макаркин
Â. Ë. ÌàòðîñîâÀ. Â. Никитов
С. В. Полутин (зам. главного редактора)В. П. Савиных
Í. Å. Фомин
Научно-методический
журнал
¹2
(67)
(апрельиюнь)
2012
УЧРЕДИТЕЛИ:
Министерство
образования и науки
Российской
Федерации
Правительство
Республики
Мордовия
ФГБОУ ВПО
«Мордовский
государственный
университет
èì. Í. Ï. Îãàð¸âà»
Издается с января
1996 года
Выходит 1 раз
в квартал
Адрес редакции:
430005, ã. Ñàðàíñê,
ул. Большевистская, 68
Телефон:
(834-2) 48-14-24
Факс:
(834-2) 48-14-24
e-mail:
inted@mail.ru
inted@adm.mrsu.ru
http://edumag.mrsu.ru
Подписной индекс
в каталоге Агентства
«Ðîñïå÷àòü» 46316
ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ
Â. Ï. Андронов Â. Ì. Арсентьев · Î. Ã. Беломоева
Í. È. Воронина Þ. À. Елисеева · Ì. È. Ломшин Í. È. Мешков
Í. È. Наумкин · Å. À. Неретина · Â. À. Ïèñà÷êèí Ã. È. Саранцев
Þ. Í. Сушкова · À. À. Сычев · À. Á. Танасейчук
Â. Ï. Фурманова Â. Â. Шигуров
СОДЕРЖАНИЕ
Академическая интеграция
А. В. Каверин, Д. А. Массеров. Становление и развитие
экологического образования в Мордовском государственном
университете èì. Í. Ï. Огарева ............................................................. 3
М. Ю. Родиошкин, Э. В. Майков. Современный подход к методике
обучения материаловедению в технических вузах ................................ 8
Е. А. Локтюшина. Формирование интегрированной профессиональной
иноязычной компетентности студентов неязыковых вузов ................12
Ì. Â. Напалкова. Деловая игра как активный метод обучения ............... 17
Инновации в образовании
Т. В. Сафонова, И. А. Чумакова. Проектная задача как способ
формирования универсальных учебных действий младших
школьников .............................................................................................21
А. Ю. Шкуров. Проблемы становления государственно-общественного
управления образованием в современной школе ................................26
М. А. Саблина. Проблемные ситуации как средство развития
познавательной самостоятельности
(на примере изучения предметов гуманитарного цикла
в 57 классах общеобразовательной øêîëû) .....................................32
Т. Ю. Степанова. Специфика применения коммуникативного подхода
в обучении иностранным языкам .......................................................... 37
Непрерывное образование
Л. С. Капкаева. Преемственность в организации самостоятельной
работы студентов в условиях бакалавриата и магистратуры ............42
Е. В. Поверенов. Повышение уровня подготовки сотрудников
территориальных налоговых органов как элемент эффективности
их деятельности ...................................................................................... 48
Образование и культура
О. В. Муромцева, Н. А. Туранина. Формирование эстетического
сознания языковой личности в школе и вузе ....................................... 51
Î. Ï. Áàëûêîâà, À. Ï. Öûáóñîâ, Ä. Ñ. Áëèíîâ,
Н. Н. Чернова, С. А. Ляпина. Исследование культуры питания
студентов вузов одного из факторов формирования здоровья ... 56
© «Интеграция îáðàçîâàíèÿ», 2012
Стр.1
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Психологическое образование
Н. В. Булдакова. Реализация принципа интегративности в развитии прогностической способности
будущих специалистов (íà примере социально-гуманитарных специальностей) ...................................... 60
История образования
М. С. Адамчик. Микроистория в пространстве гражданско-патриотического воспитания
(некоторые подходы к исследованию истории ñåëà) ................................................................................... 76
О. А. Баршова. Роль института директоров и инспекторов народных училищ в деле просвещения
и образования мордовского народа .............................................................................................................. 81
Социология образования
Ã. Á. Êîøàðíàÿ, Ë. Â. Ðîæêîâà. Модернизационный потенциал студенческой молодежи ............................ 86
Математическое образование
Ã. Ã. Ëåâèòàñ. Опережающее обучение в преподавании математики ............................................................... 96
Ю. И. Голечков, А. Н. Наумкина, А. В. Щенников, Т. Н. Явкина. Преемственность в подготовке
магистров математики на базе математической теории устойчивости ...................................................... 100
Филологическое образование
Т. В. Яковлева, В. В. Демичева, О. И. Еременко. Реализация эстетической функции языка
в процессе его изучения в начальной школе (íà региональном материале) ............................................ 109
Г. А. Натуральнова. Пространственный дейксис в русском и эрзянском языках
(сопоставительный àíàëèç) .......................................................................................................................... 114
Рецензии, отзывы, информация
XIV Международная Бахтинская конференция (Èòàëèÿ, Болонский университет, 48 июля 2011 ã.) ...... 120
II Международная научная конференция «Русский язык в контексте национальной культуры»
(Ñàðàíñê, 2326 мая 2012 ã.) ..................................................................................................................... 121
Журнал входит в Перечень российских рецензируемых
научных журналов, в которых должны быть
опубликованы основные научные результаты диссертаций
на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук
Редактор Е. С. Руськина. Корректор Е. С. Cуркова
Компьютерная верстка И. А. Пакшиной
Информационная поддержка Р. В. Карасева
Перевод С. И. Янина
Журнал зарегистрирован в Министерстве РФ по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ¹ 7714191 от 20.12.02.
Территория распространения Российская Федерация.
Подписано в печать 29.06.12. Формат 70 Ч 108 1/16.
Óñë. ïå÷. ë. 11,90. Тираж 500 ýêç. Заказ ¹ 2039.
Редакция журнала «Интеграция образования».
430005, Ñàðàíñê, óë. Большевистская, 68.
http://edumag.mrsu.ru
Отпечатано в ГУП РМ «Республиканская типография Красный Октябрь».
430005, Ñàðàíñê, óë. Советская, 55à.
2
В. В. Шигуров. Трудности изучения переходности и синкретизма в системе частей речи на занятиях
по русской грамматике (íà материале страдательных причастий) ........................................................... 104
М. А. Родионов, В. М. Федосеев, Г. И. Шабанов. Актуализация социокультурной проекции
математического образования как фактор его гуманитаризации ............................................................... 91
Ñ. È. Áàëÿåâ. Особенности этнической идентичности студентов-мордвы ....................................................... 64
О. Ф. Рогаль-Левицкая. Анализ проблем девиантного поведения в подростковом возрасте
и направления профилактической деятельности ......................................................................................... 70
Стр.2
¹ 2, 2012
АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
УДК 378.016:574(470.345)
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В МОРДОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ
УНИВЕРСИТЕТЕ им. Н. П. ОГАРЕВА
À. Â. Êàâåðèí, Ä. À. Массеров
(Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)
Статья посвящена подробному рассмотрению роли экологического образования в подготовке современных
специалистов в Мордовском государственном университете. Проанализированы проблемы
и предложены перспективы действий по экологизации науки и образования в регионе.
разование; экологизация.
Согласно определению крупнейшего
Ключевые слова: природопользование; экология; экологическое мировоззрение; экологическое обСовременное
экологическое образотеоретика
экологической науки, просветителя
и видного общественного деятеля
России Н. Ф. Реймерса, «экологическое
образование система обучения,
направленная на усвоение теории и практики
экологии как одной из фундаментальных
основ знания о природе и взаимоотношений
в системе общество
природа. Включает элементы географических,
биолого-медицинских, социально-экономических
и отчасти технологических
отраслей знаний»; «экологическое
обучение это комплекс экологического
воспитания, просвещения, образования
и пропаганды, создающий у человека
экологическое мировоззрение и
вооружающий его знанием места человечества
в природе и значения природных
факторов и систем в его социальноэкономическом
развитии, личном благополучии
каждого из ëþäåé» [3, ñ. 314].
В соответствии с общемировой прогрессивной
тенденцией экологизация образования
представляет собой важнейшую
задачу повышения культуры общества.
Огромная роль в формировании
экологического мировоззрения принадлежит
университетам, в которых среди разнообразных
направлений образовательного
процесса, безусловно, приоритетным
в этом отношении является
экологическое образование. В Мордовском
государственном университете
им. Н. П. Огарева данному направлению
уделяется существенное внимание.
вание, будучи преемником классического
географического и биологического,
помогает человеку понять свое место в
биосфере и регулировать свои действия
в согласии с законами природы. Все это
определяет особую роль и место экологического
образования в общей образовательной
стратегии университетов.
Наш вуз последовательно ведет свою
работу в обозначенном направлении [1].
Понятие «экология» начало входить в
обиход в научных статьях, лекциях и в
повседневной речи ученых, преподавателей
и студентов Мордовского университета
в 60-å ãã. XX â. Именно в это время
университет стал центром комплексной
природоохранной науки в Мордовии. На
базе творческого коллектива преподавателей
и аспирантов химико-биологического
факультета был создан научно-технический
совет Мордовского республиканского
общества охраны природы. Его
возглавил признанный лидер природоохранного
движения доцент А. И. Душин,
вокруг которого объединились молодые
коллеги и ученики ученого Л. Д. Альба,
À. Ã. Áàðíàøîâ, Â. Ñ. Âå÷êàíîâ,
Â. Í. Ëèÿñêèí, Â. Ì. Смирнов и äð. Этот
коллектив вел большую работу по изучению
природных ресурсов, экспертированию
важных технических проектов
и крупных народно-хозяйственных начинаний.
Им проводились комплексные научные
экспедиции по рекам Мокше и
Суре, организовывались временные при©
Каверин À. Â., Массеров Ä. À., 2012
3
Стр.3