Экологическое образование дошкольников:
социокультурный аспект
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. <...> Н. Г. Чернышевского
Комитет образования администрации городского округа
«Город Чита»
Экологическое образование дошкольников:
социокультурный аспект
Чита
ЗабГГПУ
2012
УДК 373.2.016:574(075.8)
ББК Ч411.355.6я73
Печатается по решению Учёного совета Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического университета им. <...> ISBN 978-5-85158-858-7
Данное учебно-методическое пособие включает в себя теоретические
вопросы, методические рекомендации и практические материалы по использованию социокультурного окружения детского сада для введения дошкольников
в мир культуры людей в процессе экологического образования. <...> В пособии отражается единство теоретических идей и соответствующих практических материалов работы с детьми в зоне ближайшего развития, показаны возможности
применения системного подхода к организации социализации и развития детей
в социокультурном окружении детского сада. <...> . . . . . . . . . . . . . 6
Методические рекомендации по организации системы работы
с дошкольниками в социокультурном окружении детского сада . <...> . . . . 11
Примеры практической реализации системы работы по социализации
и развитию дошкольников в социокультурном окружении
детского сада в процессе экологического образования . <...> При этом не всегда обращается внимание на диапазон
социальных ролей, которые имеет возможность познать и освоить ребёнок с помощью взрослого в зоне ближайшего развития для включения
в процессе саморазвития при взаимодействии со сверстниками. <...> К сожалению, методических материалов для использования социокультурного окружения детского сада как ресурса социального развития детей очень мало, а применение системного подхода к педагогическому процессу в данном аспекте – тем более редкое явление. <...> 4
Пособие включает в себя теоретические вопросы об использовании
социокультурного <...>
Экологическое_образование_дошкольников_социокультурный_аспект_.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н. Г. Чернышевского
Комитет образования администрации городского округа
«Город Чита»
Экологическое образование дошкольников:
социокультурный аспект
Чита
ЗабГГПУ
2012
Стр.2
УДК 373.2.016:574(075.8)
ББК Ч411.355.6я73
Печатается по решению Учёного совета Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского
Ответственный за выпуск
С. Е. Старостина, д-р пед. наук, доцент,
проректор по учебной работе ЗабГГПУ
Рецензенты
Г. Я. Каминская, главный специалист ООО комитета образования
администрации городского округа «Город Чита»;
М. В. Бояркина, к.п.н., доцент кафедры теории и истории педагогики ЗабГГПУ
Авторы
Н. Г. Лаврентьева, канд. пед. наук, доцент кафедры ТМДНО ЗабГГПУ;
О. В. Колесникова, воспитатель, эколог МДОУ № 96 г. Читы;
Е. П. Днепровская, Н. И. Федоряк, М. Б. Чурилова, С. В. Соколова, воспитатели
МБДОУ № 96 г. Читы
Экологическое образование дошкольников: социокультурный
аспект : учеб.-метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений и студ.
дошкольных специальностей вузов и колледжей / Н. Г. Лаврентьева, О. В. Колесникова,
Е. П. Днепровская [и др.] ; под ред. Н. Г. Лаврентьевой ; Забайкал.
гос. гум. пед. ун-т. – Чита, 2012. – 102 с.
ISBN 978-5-85158-858-7
Данное учебно-методическое пособие включает в себя теоретические
вопросы, методические рекомендации и практические материалы по использованию
социокультурного окружения детского сада для введения дошкольников
в мир культуры людей в процессе экологического образования. В пособии отражается
единство теоретических идей и соответствующих практических материалов
работы с детьми в зоне ближайшего развития, показаны возможности
применения системного подхода к организации социализации и развития детей
в социокультурном окружении детского сада.
Издание предназначено для педагогов сферы дошкольного образования,
родителей, студентов дошкольных специальностей.
УДК 373.2.016:574(075.8)
ББК Ч411.355.6я73
ISBN 978-5-85158-858-7
© ЗабГГПУ, 2012
Стр.3
Содержание
Предисловие ................................................. 4
Социализация дошкольников в социокультурном окружении
детского сада в процессе экологического образования . . . . . . . . . . . . . . 6
Методические рекомендации по организации системы работы
с дошкольниками в социокультурном окружении детского сада . . . . . 11
Примеры практической реализации системы работы по социализации
и развитию дошкольников в социокультурном окружении
детского сада в процессе экологического образования . . . . . . . . . . . . . 32
Профессия строитель...................................... 32
Зачем нужны магазины? ................................... 51
Кто помогает нам быть красивыми?.......................... 56
За здоровьем – к Айболиту . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Где мы будем учиться?..................................... 71
Для чего нужна школа искусств? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Театр национальных культур «Забайкалье» ................... 85
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
3
Стр.4
Предисловие
Участие образовательных учреждений Забайкальского края в инновационной
деятельности оказывает влияние на развитие системы образования
региона. Распространение результатов опытно-экспериментальной
деятельности образовательными учреждениями способствует формированию
единого образовательного пространства на территории Забайкальского
края.
В связи со спецификой народонаселения края, социальноэкономических,
социально-культурных условий и традиций экологическое
образование и развитие детей имеет свои особенности. Социальное
развитие детей в условиях дошкольного учреждения во многом зависит
не только от условий в самом дошкольном учреждении, но и от социокультурного
окружения детского сада и его использования в качестве образовательного
средства педагогами ДОУ. В дошкольных учреждениях
социализация зачастую рассматривается односторонне, только с позиции
слияния ребёнка с социальной средой и адаптации в социуме в условиях
детского сада. При этом не всегда обращается внимание на диапазон
социальных ролей, которые имеет возможность познать и освоить ребёнок
с помощью взрослого в зоне ближайшего развития для включения
в процессе саморазвития при взаимодействии со сверстниками. В этом
смысле система совместных с воспитателем наблюдений в социокультурном
окружении детского сада, сочетание обучения и воспитания играют
важную роль – они определяют накопительный эффект возможностей ребёнка
в развитии и социализации.
К сожалению, методических материалов для использования социокультурного
окружения детского сада как ресурса социального развития
детей очень мало, а применение системного подхода к педагогическому
процессу в данном аспекте – тем более редкое явление. Опытноэкспериментальная
работа МБДОУ № 96 г. Читы с приоритетным направлением
деятельности по экологическому образованию и оздоровлению
детей и её результаты, отражённые в виде практических материалов в
данном пособии, представляют интерес для практических работников дошкольных
учреждений и студентов дошкольных специальностей.
4
Стр.5