О. С. Наумова
ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЕЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
(разработка проблемы в истории отечественной педагогики)
Чита
ЗабГГПУ
2010
УДК 371.036+37(09)
ББК Ч31.355+Ч33(2)
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского
государственного гуманитарно-педагогического университета
им. <...> А. В. Рогова, доктор пед. наук, профессор ЗабГГПУ
Наумова, О. С. Воспитание экологической культуры личности в контексте ее
духовно-нравственного развития (разработка проблемы в истории
отечественной педагогики); Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. <...> ISBN 978-5-85158-618-7
В работе представлена концепция воспитания экологической
культуры личности школьника в контексте ее духовно-нравственного
развития , показана взаимосвязь духовно-нравственного и экологического воспитания личности, прослежен генезис становления идеи воспитания экологической культуры личности школьника как духовнонравственной проблемы в отечественной педагогике. <...> Анализ решения проблемы взаимосвязи и взаимодействия человека и природы в советской педагогике (1917 – первая половина 80-х гг. <...> Однако, несмотря на то, что в трудах ученых, работающих
над проблемами воспитания экологической культуры личности, она
начинает вписываться в контекст ее духовно-нравственного развития, целостно с этих позиций данная проблема не рассматривалась. <...> В монографии предпринята попытка на основе изучения вопроса взаимосвязи экологического и духовно-нравственного воспитания личности выявить механизмы, обеспечивающие становление экологической культуры личности в контексте ее духовнонравственного развития; раскрыть генезис этой идеи в истории
отечественной педагогики; охарактеризовать ее значение для современных подходов к решению проблемы. <...> В этой связи возросла актуальность
проблемы воспитания бережного ответственного отношения к природе, которое в 70-е гг. <...> Осознание значимости для человечества решения экологической проблемы <...>
Воспитание_экологической_культуры_личности_в_контексте_ее_духовно-нравственного_развития_(разработка_проблемы_в_истории_отечественной_педагогики).pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н. Г. Чернышевского
О. С. Наумова
ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
В КОНТЕКСТЕ ЕЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
(разработка проблемы в истории отечественной педагогики)
Чита
ЗабГГПУ
2010
Стр.2
УДК 371.036+37(09)
ББК Ч31.355+Ч33(2)
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского
государственного гуманитарно-педагогического университета
им. Н. Г. Чернышевского
Ответственный за выпуск: М.И. Гомбоева, доктор культурологии,
проректор по научной работе ЗабГГПУ
Рецензенты: Л. А. Доржиева, канд. пед. наук, декан ФПК РОУиССВ
ГОУ ДПО ЗабКИПРО;
А. В. Рогова, доктор пед. наук, профессор ЗабГГПУ
Наумова, О. С.
Воспитание экологической культуры личности в контексте ее
духовно-нравственного развития (разработка проблемы в истории
отечественной педагогики); Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2010.
– 86 с.
ISBN 978-5-85158-618-7
В работе представлена концепция воспитания экологической
культуры личности школьника в контексте ее духовно-нравственного
развития , показана взаимосвязь духовно-нравственного и экологического
воспитания личности, прослежен генезис становления идеи воспитания
экологической культуры личности школьника как духовнонравственной
проблемы в отечественной педагогике.
Монография может быть полезна ученым, преподавателям, студентам,
интересующимся проблемами духовно-нравственного и экологического
воспитания личности, вопросами истории и философии образования
и педагогической мысли.
УДК 371.036+37(09)
ББК Ч31.355+Ч33(2)
ISBN 978-5-85158-618-7
© ЗабГГПУ, 2010
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ............................................................................................... 5
Введение ...................................................................................................... 6
ГЛАВА I. Обоснование проблемы духовно-нравственного
воспитания личности в отечественной философскопедагогической
мысли ............................................................................. 8
ГЛАВА II. Анализ решения проблемы взаимосвязи и
взаимодействия человека и природы в советской педагогике
(1917 – первая половина 80-х гг. ХХ в.) ................................................ 22
ГЛАВА III. Разработка идеи воспитания экологической культуры
личности школьника как духовно- нравственной проблемы
в отечественной педагогике конца XX – начала XXI вв. ............... 43
Заключение ................................................................................................ 68
Библиографический список ................................................................... 70
4
Стр.4
Предисловие
Одной из глобальных проблем современной цивилизации является
угроза экологической катастрофы. Над ее решением задумываются
представители разных наук. Все очевиднее становится
утверждение о том, что внешняя катастрофа в первую очередь обусловлена
девальвацией духовно-нравственных ценностей.
Значительное количество научных работ, раскрывающих экологическую
проблему, свидетельствует о ее важности и злободневности.
Однако, несмотря на то, что в трудах ученых, работающих
над проблемами воспитания экологической культуры личности, она
начинает вписываться в контекст ее духовно-нравственного развития,
целостно с этих позиций данная проблема не рассматривалась.
В
монографии предпринята попытка на основе изучения вопроса
взаимосвязи экологического и духовно-нравственного воспитания
личности выявить механизмы, обеспечивающие становление
экологической культуры личности в контексте ее духовнонравственного
развития; раскрыть генезис этой идеи в истории
отечественной педагогики; охарактеризовать ее значение для современных
подходов к решению проблемы.
Автор монографии надеется, что она будет полезна широкому
кругу ученых-исследователей в области философии, педагогики,
культурологии, педагогов-преподавателей, студентов, интересующимся
не только проблемой духовно-нравственного и экологического
воспитания, но и вопросами истории и философии образования
и педагогической мысли.
6
Стр.6