Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Дергачевские чтения-2011. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Т. 2 (200,00 руб.)

0   0
Авторы Подчиненов А. В.
ИздательствоИздательство Уральского университета
Страниц415
ID209446
АннотацияВ статьях второго тома исследуются проблемы, связанные с совре- менным функционированием художественных жанровых систем. Ана- лизируются как классические, так и модернистские и постмодернистские художественные парадигмы в отношении к сюжету и жанру, механизмы повествовательной стратегии в организации пространственных образов, хронотопа и композиции, вариативность и динамика жанровых форм, их стилевые законы. Для литературоведов и всех, кто любит литературу, интересуется ее теорией, историей и современностью.
ISBN978-5-7996-0777-7
ББКШ5(2-р)-3
Дергачевские чтения-2011. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Т. 2 / А. В. Подчиненов .— Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2012 .— 415 с. — ISBN 978-5-7996-0777-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/209446 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Сюжеты стихов, напоминающие об известных эпизодах из Евангелий («Вобла», «Одна морковь с заброшенного огорода»), поэтическая вера в воскресение («Грибоедов в Цинандали», «Путешествие в памяти»), потребность в молитве («Мне нужно на кого-нибудь молиться», «Молитва») и другие подобные мотивы позволяют исследователям говорить о христианской интенции окуджавской поэзии [3, 12]. <...> Для раннего окуджавского творчества характерно восприятие библейских аллюзий из литературы и преломление их в соответствии с романтическим мироощущением «оттепели», открывавшим для себя заново и русскую классику, и Серебряный век, и западную поэзию. <...> Сюжеты стихов, напоминающие об известных эпизодах из Евангелий («Вобла», «Одна морковь с заброшенного огорода»), поэтическая вера в воскресение («Грибоедов в Цинандали», «Путешествие в памяти»), потребность в молитве («Мне нужно на кого-нибудь молиться», «Молитва») и другие подобные мотивы позволяют исследователям говорить о христианской интенции окуджавской поэзии [3, 12]. <...> Для раннего окуджавского творчества характерно восприятие библейских аллюзий из литературы и преломление их в соответствии с романтическим мироощущением «оттепели», открывавшим для себя заново и русскую классику, и Серебряный век, и западную поэзию. <...> К Библии, по нашим предположениям, восходит выражение «стол семи морей», с легкой руки З. Паперного <...> Окуджавская метафора «стол семи морей» через стихотворение Киплинга, по-видимому, также восходит к Ветхому Завету. <...> К Библии, по нашим предположениям, восходит выражение «стол семи морей», с легкой руки З. Паперного <...> Окуджавская метафора «стол семи морей» через стихотворение Киплинга, по-видимому, также восходит к Ветхому Завету. <...> Наконец, сам жанр молитвы в стихах является вполне вийоновским. <...> Наконец, сам жанр молитвы в стихах является вполне вийоновским. <...> , чтобы убедиться, что его текст опирается на библейский образец: 9 Господи, Боже мой! <...> , чтобы убедиться <...>
Дергачевские_чтения-2011._Русская_литература_национальное_развитие_и_региональные_особенности._Т._2.pdf
Стр.1
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б. Н. ЕЛЬЦИНА УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И АРХЕОЛОГИИ ОБЪЕДИНЕННЫЙ МУЗЕЙ ПИСАТЕЛЕЙ УРАЛА ДЕРГАЧЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2011 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: НАЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Материалы Х Всероссийской научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения И. А. Дергачева Екатеринбург, 6–7 октября 2011 г. В трех томах Том 2 Екатеринбург Издательство Уральского университета 2012
Стр.2
ББК Ш5(2-р)-3 Д36 Составитель А. В. Подчиненов Д36 Дергачевские чтения – 2011. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности : материалы X Всерос. науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рожд. И. А. Дергачева, Екатеринбург, 6–7 окт. 2011 г. : в 3 т. [сост. А. В. Подчиненов]. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2012. Т. 2. — 416 с. ISBN 978-5-7996-0777-7 (т. 2) ISBN 978-5-7996-0775-3 В статьях второго тома исследуются проблемы, связанные с современным функционированием художественных жанровых систем. Анализируются как классические, так и модернистские и постмодернистские художественные парадигмы в отношении к сюжету и жанру, механизмы повествовательной стратегии в организации пространственных образов, хронотопа и композиции, вариативность и динамика жанровых форм, их стилевые законы. Для литературоведов и всех, кто любит литературу, интересуется ее теорией, историей и современностью. ББК Ш5(2-р)-3 ISBN 978-5-7996-0777-7 (т. 2) ISBN 978-5-7996-0775-3 © Уральский федеральный университет, 2012 © Подчиненов А. В., составление, 2012
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Художественные системы и жанры Абельская Р. Ш. О некоторых библейских образах в поэзии Б. Окуджавы...........3 Агеева Ю. П. Поэтика микроцикла новелл Н. Гумилева «Радости земной любви» .................................................................................. 11 Алексеева М. А. Роман воспитания в современной прозе .....................................16 Алексютина В. А. Актуализация жанра мелодрамы в современной массовой литературе (на примере творчества Ю. Лавряшиной) ..................25 Алферьева Т. А. Любовь-филия в интимной лирике Н. М. Карамзина ................28 Атрошенко А. И. Об особенностях иллюстрирования «Казанской истории» X�II в. (один из лицевых списков) ..................................................................36 Ащеулова И. В. Проза В. Шарова в контексте постмодернистского псевдоисторического дискурса ........................................................................42 Балашова И. А. О любовной лирике А. С. Пушкина второй половины 1830 г. ...................................................................................50 Белобородова Л. А. Лексические средства выразительности в армейских рассказах А. И. Куприна ...................................................................................53 Белоусова Е. Г. Образная система и стилевые механизмы ее создания в романе М. Горького «Жизнь Клима Самгина» ............................................56 Бирючева Е. С. Донские литературные традиции в творчестве И. Д. Сазанова .............................................................................61 Варда А. Личное начало в стихах на случай Нового года С. С. Боброва .............66 Варзаева М. А. Элегия в творчестве В. А. Жуковского: к вопросу об авторской реализации жанрового канона .................................74 Васильев В. К. Художественная система в отношении к сюжету и жанру ..............................................................................................79 Гайдукова Е. Б. Сюжет о старце Федоре Кузьмиче в жанровой традиции русского романа (символистский роман, роман-версия, роман-предупреждение, роман-испытание) ...................................................84 Григорьева М. А. Художественные особенности романного творчества Анатолия Королева ............................................................................................98 Гутрина Л. Д. «И губы оловом зальют…»: «блоковский» контекст размышлений О. Мандельштама о Поэте и Веке (по стихотворению «1 января 1924») ............................................................102 411
Стр.410
Драгайкина Т. А. Повествовательные стратегии «волшебной повести» М. М. Хераскова «Бахариана» .......................................................................107 Дудорова М. В., Цыганов Т. В. Пространственный образ «Кабак» в поэзии А. Блока и С. Есенина ..................................................................... 114 Жилякова Э. М. И. С. Тургенев и «Подлиповцы» Ф. М. Решетникова: поэтическая составляющая «этнографического очерка» ............................121 Житкова Л. Н. Мифологический метод Д. С. Мережковского-критика ...........131 Загороднева К. В. Аллюзии и реминисценции в повести Ю. М. Полякова «Подземный художник» .................................................................................137 Зубарская О. С. Символистский подтекст конфликта отцов и детей в драме Зинаиды Гиппиус «Зеленое кольцо» ...............................................143 Кислова Л. С. Миф о стюардессе в отечественной драматургии: Э. Радзинский, «104 страницы про любовь» — Р. Литвинова, «Небо. Самолет. Девушка» .............................................................................147 Коледич Е. Н. Особенности модификации цитат в сочинении Тихона Задонского «Сокровище духовное, от мира собираемое» .............152 Кондакова Ю. В. Феномен ономастического хамелеонства Н. В. Гоголя ..........157 Кошелева М. В. Образ идиллического хронотопа в повести А. Н. Толстого «Детство Никиты» ..........................................................................................164 Красильникова А. А. Канон Великой субботы: комплексный лингвистический анализ .................................................................................168 Кудреватых А. Н. Своеобразие психологизма в «таинственной повести» Н. М. Карамзина «Остров Борнгольм» .........................................................174 Кундаева Н. Н. Вариативные жанровые формы малой импрессионистской прозы ..................................................................178 Лаптева Е. Р. Развитие мотива игры в романе И. А. Гончарова «Обломов» ....183 Ларкович Д. В. Жанровый синтез как фактор авторской стратегии Г. Р. Державина на рубеже 1770–1780-х гг. ...................................................192 Левкович О. В. Портрет как художественная единица поэтики А. П. Чехова: особенности ранних рассказов ................................201 Лобинская С. С. Организация хронотопа в романе Марка Алданова «Истоки» .............................................................207 Ложкова А. В. Формы выражения авторского сознания в ранней лирике М. Ю. Лермонтова ..............................................................212 Ложкова Т. А. «Агасфер» В. К. Кюхельбекера как философская поэма ...........217 Максимова О. В. Особенности сюжетного построения цикла Л. Улицкой «Девочки» .........................................................................223 Маренина Е. П. Стилевое воплощение образа мира в романе М. Осоргина «Времена» .................................................................227 412
Стр.411
Маслова А. Г. Художественный хронотоп русской торжественной оды: связь с государственной идеологией и мифологией ....................................232 Маштакова Л. В. Система женских образов-мифологем и их метаморфозы в сборнике Вячеслава Иванова «��r Ardens» (первая часть) ......................237 Мельничук В. А. Авторская презентация исторических фактов в киевском своде XII в. ...................................................................................242 Михайлова Е. В. «Палаццо Форли» Е. П. Ростопчиной: к проблеме жанрового своеобразия ...............................................................249 Налегач Н. В. Поэтика циклизации в книге стихов Г. Адамовича «Единство» (в аспекте поэтического диалога с И. Анненским) .................254 Никкарева Е. В. К вопросу о романсном модусе: от Пушкина до Бродского ...............................................................................259 Новосёлова Е. А. «Димитрий Донской» В. А. Озерова как образец «патриотической» драматургии эпохи Наполеоновских войн .....................................................................................269 Перевалова О. А. К вопросу о динамике жанра стихотворной молитвы в русской лирике XIX в. .................................................................................274 Пономарева Е. В. Сюрреалистические опыты в малой прозе Е. Габриловича .......................................................................280 Пономарева М. Г. Способы организации ретроспективного повествования в рамках исторического художественного дискурса ....................................287 Прокофьева О. С. Русская литература на постсоветском пространстве Средней Азии: трансформация темы истории в творчестве русского поэта Кыргызстана В. Шаповалова ...............................................298 Прохорова Т. Г. К вопросу о неосентиментализме в современной русской прозе (на материале творчества Л. Улицкой и Л. Петрушевской) ..............307 Раковская Н. М. Литературно-критический текст (к проблеме системного анализа) ..................................................................316 Рудакова С. В. «Филида с каждою зимою» в контексте книги стихов «Сумерки» Е. А. Боратынского ..............................................323 Садовникова Т. В. Повесть Анны Матвеевой «Итальянское вино» как энологическое путешествие ....................................................................329 Санников И. А. Риторическое начало в творчестве Феофана Прокоповича (на примере трагедокомедии «Владимир» и «Слова на погребение Петра Великого») ............................................................................................333 Сарсенова И. Ж. Тема любви в творчестве А. И. Герцена ..................................338 Семыкина Р. С.-И. «Самоизвольные мученицы» в романе В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени» ..................................................346 Синякова Л. Н. Человек, событие, история: художественноантропологическая архитектоника цикла Н. С. Лескова «Рассказы кстати» ...........................................................................................354 413
Стр.412
Слепцова О. А. Исповедь в русской прозе 1830–1850-х гг. (В. Печерин, М. Бакунин) ...............................................................................361 Тихомирова Л. Н. Литературная колыбельная песня как жанр «ночной» поэзии .............................................................................367 Хабибуллина М. Н. Своеобразие жанра «маленькой поэмы» Е. Шварц (на примере поэмы «Сочинения Арно Царта») ............................................372 Химич В. В. Жанрово-стилевой коллаж сценария Гр. Горина «Дом, который построил Свифт» ..................................................................377 Хоруженко Т. И. Православное фэнтези как явление современной литературы ................................................................................380 Шведюк Н. А. Изображение дома в романе Л. Улицкой «Казус Кукоцкого»...........................................................................................389 Шер Е. Ю. «Последний Колонна» В. К. Кюхельбекера и русский «роман в письмах» первой трети XIX в.: к проблеме жанровой идентификации ..........................................................392 Шильникова Т. В. Исследования сибирских историков-краеведов об Иоанне Максимовиче.................................................................................399
Стр.413
Научное издание ДЕРГАЧЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2011 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: НАЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Материалы X Всероссийской научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения И. А. Дергачева Екатеринбург, 6–7 октября 2011 г. В трех томах Том 2 Составитель Подчиненов Алексей Васильевич
Стр.414
Зав. редакцией М. А. Овечкина Корректор Н. В. Чапаева Компьютерная верстка Н. Ю. Михайлов План выпуска 2012 г. Подписано в печать 15.11.2012. Формат 60×84 1 Уч.-изд. л. 27,6. Усл. печ. л. 24,18. Тираж 200 экз. Заказ № 2409. /16 Издательство Уральского университета 620000, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 4. Отпечатано в Издательско-полиграфическом центре УрФУ. 620000, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 4. Тел.: +7 (343) 350-56-64, 350-90-13. Факс: +7 (343) 358-93-06. E-mail: press.inf�@usu.ru . Бумага офсетная. Гарнитура �imes.
Стр.415