Сюжеты стихов, напоминающие об известных эпизодах из Евангелий («Вобла», «Одна морковь с заброшенного огорода»),
поэтическая вера в воскресение («Грибоедов в Цинандали», «Путешествие в памяти»), потребность в молитве («Мне нужно на кого-нибудь
молиться», «Молитва») и другие подобные мотивы позволяют исследователям говорить о христианской интенции окуджавской поэзии [3, 12]. <...> Для раннего окуджавского творчества характерно восприятие
библейских аллюзий из литературы и преломление их в соответствии
с романтическим мироощущением «оттепели», открывавшим для себя
заново и русскую классику, и Серебряный век, и западную поэзию. <...> Сюжеты стихов, напоминающие об известных эпизодах из Евангелий («Вобла», «Одна морковь с заброшенного огорода»),
поэтическая вера в воскресение («Грибоедов в Цинандали», «Путешествие в памяти»), потребность в молитве («Мне нужно на кого-нибудь
молиться», «Молитва») и другие подобные мотивы позволяют исследователям говорить о христианской интенции окуджавской поэзии [3, 12]. <...> Для раннего окуджавского творчества характерно восприятие
библейских аллюзий из литературы и преломление их в соответствии
с романтическим мироощущением «оттепели», открывавшим для себя
заново и русскую классику, и Серебряный век, и западную поэзию. <...> К Библии, по нашим предположениям, восходит выражение «стол
семи морей», с легкой руки З. Паперного <...> Окуджавская метафора «стол семи морей»
через стихотворение Киплинга, по-видимому, также восходит к Ветхому
Завету. <...> К Библии, по нашим предположениям, восходит выражение «стол
семи морей», с легкой руки З. Паперного <...> Окуджавская метафора «стол семи морей»
через стихотворение Киплинга, по-видимому, также восходит к Ветхому
Завету. <...> Наконец, сам жанр
молитвы в стихах является вполне вийоновским. <...> Наконец, сам жанр
молитвы в стихах является вполне вийоновским. <...> , чтобы убедиться, что
его текст опирается на библейский образец:
9
Господи, Боже мой! <...> , чтобы убедиться <...>
Дергачевские_чтения-2011._Русская_литература_национальное_развитие_и_региональные_особенности._Т._2.pdf
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б. Н. ЕЛЬЦИНА
УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И АРХЕОЛОГИИ
ОБЪЕДИНЕННЫЙ МУЗЕЙ ПИСАТЕЛЕЙ УРАЛА
ДЕРГАЧЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2011
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
НАЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Материалы Х Всероссийской научной конференции,
посвященной 100-летию со дня рождения И. А. Дергачева
Екатеринбург, 6–7 октября 2011 г.
В трех томах
Том 2
Екатеринбург
Издательство Уральского университета
2012
Стр.2
ББК Ш5(2-р)-3
Д36
Составитель А. В. Подчиненов
Д36
Дергачевские чтения – 2011. Русская литература: национальное
развитие и региональные особенности : материалы X Всерос.
науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рожд. И. А. Дергачева, Екатеринбург,
6–7 окт. 2011 г. : в 3 т. [сост. А. В. Подчиненов]. — Екатеринбург
: Изд-во Урал. ун-та, 2012. Т. 2. — 416 с.
ISBN 978-5-7996-0777-7 (т. 2)
ISBN 978-5-7996-0775-3
В статьях второго тома исследуются проблемы, связанные с современным
функционированием художественных жанровых систем. Анализируются
как классические, так и модернистские и постмодернистские
художественные парадигмы в отношении к сюжету и жанру, механизмы
повествовательной стратегии в организации пространственных образов,
хронотопа и композиции, вариативность и динамика жанровых форм, их
стилевые законы.
Для литературоведов и всех, кто любит литературу, интересуется ее
теорией, историей и современностью.
ББК Ш5(2-р)-3
ISBN 978-5-7996-0777-7 (т. 2)
ISBN 978-5-7996-0775-3
© Уральский федеральный университет, 2012
© Подчиненов А. В., составление, 2012
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Художественные системы и жанры
Абельская Р. Ш. О некоторых библейских образах в поэзии Б. Окуджавы...........3
Агеева Ю. П. Поэтика микроцикла новелл Н. Гумилева
«Радости земной любви» .................................................................................. 11
Алексеева М. А. Роман воспитания в современной прозе .....................................16
Алексютина В. А. Актуализация жанра мелодрамы в современной
массовой литературе (на примере творчества Ю. Лавряшиной) ..................25
Алферьева Т. А. Любовь-филия в интимной лирике Н. М. Карамзина ................28
Атрошенко А. И. Об особенностях иллюстрирования «Казанской истории»
X�II в. (один из лицевых списков) ..................................................................36
Ащеулова И. В. Проза В. Шарова в контексте постмодернистского
псевдоисторического дискурса ........................................................................42
Балашова И. А. О любовной лирике А. С. Пушкина
второй половины 1830 г. ...................................................................................50
Белобородова Л. А. Лексические средства выразительности в армейских
рассказах А. И. Куприна ...................................................................................53
Белоусова Е. Г. Образная система и стилевые механизмы ее создания
в романе М. Горького «Жизнь Клима Самгина» ............................................56
Бирючева Е. С. Донские литературные традиции
в творчестве И. Д. Сазанова .............................................................................61
Варда А. Личное начало в стихах на случай Нового года С. С. Боброва .............66
Варзаева М. А. Элегия в творчестве В. А. Жуковского:
к вопросу об авторской реализации жанрового канона .................................74
Васильев В. К. Художественная система в отношении
к сюжету и жанру ..............................................................................................79
Гайдукова Е. Б. Сюжет о старце Федоре Кузьмиче в жанровой традиции
русского романа (символистский роман, роман-версия,
роман-предупреждение, роман-испытание) ...................................................84
Григорьева М. А. Художественные особенности романного творчества
Анатолия Королева ............................................................................................98
Гутрина Л. Д. «И губы оловом зальют…»: «блоковский» контекст
размышлений О. Мандельштама о Поэте и Веке
(по стихотворению «1 января 1924») ............................................................102
411
Стр.410
Драгайкина Т. А. Повествовательные стратегии «волшебной повести»
М. М. Хераскова «Бахариана» .......................................................................107
Дудорова М. В., Цыганов Т. В. Пространственный образ «Кабак»
в поэзии А. Блока и С. Есенина ..................................................................... 114
Жилякова Э. М. И. С. Тургенев и «Подлиповцы» Ф. М. Решетникова:
поэтическая составляющая «этнографического очерка» ............................121
Житкова Л. Н. Мифологический метод Д. С. Мережковского-критика ...........131
Загороднева К. В. Аллюзии и реминисценции в повести Ю. М. Полякова
«Подземный художник» .................................................................................137
Зубарская О. С. Символистский подтекст конфликта отцов и детей
в драме Зинаиды Гиппиус «Зеленое кольцо» ...............................................143
Кислова Л. С. Миф о стюардессе в отечественной драматургии:
Э. Радзинский, «104 страницы про любовь» — Р. Литвинова,
«Небо. Самолет. Девушка» .............................................................................147
Коледич Е. Н. Особенности модификации цитат в сочинении
Тихона Задонского «Сокровище духовное, от мира собираемое» .............152
Кондакова Ю. В. Феномен ономастического хамелеонства Н. В. Гоголя ..........157
Кошелева М. В. Образ идиллического хронотопа в повести А. Н. Толстого
«Детство Никиты» ..........................................................................................164
Красильникова А. А. Канон Великой субботы: комплексный
лингвистический анализ .................................................................................168
Кудреватых А. Н. Своеобразие психологизма в «таинственной повести»
Н. М. Карамзина «Остров Борнгольм» .........................................................174
Кундаева Н. Н. Вариативные жанровые формы
малой импрессионистской прозы ..................................................................178
Лаптева Е. Р. Развитие мотива игры в романе И. А. Гончарова «Обломов» ....183
Ларкович Д. В. Жанровый синтез как фактор авторской стратегии
Г. Р. Державина на рубеже 1770–1780-х гг. ...................................................192
Левкович О. В. Портрет как художественная единица
поэтики А. П. Чехова: особенности ранних рассказов ................................201
Лобинская С. С. Организация хронотопа
в романе Марка Алданова «Истоки» .............................................................207
Ложкова А. В. Формы выражения авторского сознания
в ранней лирике М. Ю. Лермонтова ..............................................................212
Ложкова Т. А. «Агасфер» В. К. Кюхельбекера как философская поэма ...........217
Максимова О. В. Особенности сюжетного построения
цикла Л. Улицкой «Девочки» .........................................................................223
Маренина Е. П. Стилевое воплощение образа мира
в романе М. Осоргина «Времена» .................................................................227
412
Стр.411
Маслова А. Г. Художественный хронотоп русской торжественной оды:
связь с государственной идеологией и мифологией ....................................232
Маштакова Л. В. Система женских образов-мифологем и их метаморфозы
в сборнике Вячеслава Иванова «��r Ardens» (первая часть) ......................237
Мельничук В. А. Авторская презентация исторических фактов
в киевском своде XII в. ...................................................................................242
Михайлова Е. В. «Палаццо Форли» Е. П. Ростопчиной:
к проблеме жанрового своеобразия ...............................................................249
Налегач Н. В. Поэтика циклизации в книге стихов Г. Адамовича
«Единство» (в аспекте поэтического диалога с И. Анненским) .................254
Никкарева Е. В. К вопросу о романсном модусе:
от Пушкина до Бродского ...............................................................................259
Новосёлова Е. А. «Димитрий Донской» В. А. Озерова
как образец «патриотической» драматургии эпохи
Наполеоновских войн .....................................................................................269
Перевалова О. А. К вопросу о динамике жанра стихотворной молитвы
в русской лирике XIX в. .................................................................................274
Пономарева Е. В. Сюрреалистические опыты
в малой прозе Е. Габриловича .......................................................................280
Пономарева М. Г. Способы организации ретроспективного повествования
в рамках исторического художественного дискурса ....................................287
Прокофьева О. С. Русская литература на постсоветском пространстве
Средней Азии: трансформация темы истории в творчестве
русского поэта Кыргызстана В. Шаповалова ...............................................298
Прохорова Т. Г. К вопросу о неосентиментализме в современной русской
прозе (на материале творчества Л. Улицкой и Л. Петрушевской) ..............307
Раковская Н. М. Литературно-критический текст
(к проблеме системного анализа) ..................................................................316
Рудакова С. В. «Филида с каждою зимою» в контексте
книги стихов «Сумерки» Е. А. Боратынского ..............................................323
Садовникова Т. В. Повесть Анны Матвеевой «Итальянское вино»
как энологическое путешествие ....................................................................329
Санников И. А. Риторическое начало в творчестве Феофана Прокоповича
(на примере трагедокомедии «Владимир» и «Слова на погребение
Петра Великого») ............................................................................................333
Сарсенова И. Ж. Тема любви в творчестве А. И. Герцена ..................................338
Семыкина Р. С.-И. «Самоизвольные мученицы» в романе В. Маканина
«Андеграунд, или Герой нашего времени» ..................................................346
Синякова Л. Н. Человек, событие, история: художественноантропологическая
архитектоника цикла Н. С. Лескова
«Рассказы кстати» ...........................................................................................354
413
Стр.412
Слепцова О. А. Исповедь в русской прозе 1830–1850-х гг.
(В. Печерин, М. Бакунин) ...............................................................................361
Тихомирова Л. Н. Литературная колыбельная песня
как жанр «ночной» поэзии .............................................................................367
Хабибуллина М. Н. Своеобразие жанра «маленькой поэмы» Е. Шварц
(на примере поэмы «Сочинения Арно Царта») ............................................372
Химич В. В. Жанрово-стилевой коллаж сценария Гр. Горина
«Дом, который построил Свифт» ..................................................................377
Хоруженко Т. И. Православное фэнтези как явление
современной литературы ................................................................................380
Шведюк Н. А. Изображение дома в романе Л. Улицкой
«Казус Кукоцкого»...........................................................................................389
Шер Е. Ю. «Последний Колонна» В. К. Кюхельбекера
и русский «роман в письмах» первой трети XIX в.:
к проблеме жанровой идентификации ..........................................................392
Шильникова Т. В. Исследования сибирских историков-краеведов
об Иоанне Максимовиче.................................................................................399
Стр.413
Научное издание
ДЕРГАЧЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2011
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
НАЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Материалы X Всероссийской научной конференции,
посвященной 100-летию со дня рождения И. А. Дергачева
Екатеринбург, 6–7 октября 2011 г.
В трех томах
Том 2
Составитель
Подчиненов Алексей Васильевич
Стр.414
Зав. редакцией М. А. Овечкина
Корректор Н. В. Чапаева
Компьютерная верстка Н. Ю. Михайлов
План выпуска 2012 г. Подписано в печать 15.11.2012.
Формат 60×84 1
Уч.-изд. л. 27,6. Усл. печ. л. 24,18. Тираж 200 экз. Заказ № 2409.
/16
Издательство Уральского университета
620000, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 4.
Отпечатано в Издательско-полиграфическом центре УрФУ.
620000, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 4.
Тел.: +7 (343) 350-56-64, 350-90-13.
Факс: +7 (343) 358-93-06.
E-mail: press.inf�@usu.ru
. Бумага офсетная. Гарнитура �imes.
Стр.415