Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 569767)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

История литературы (110,00 руб.)

0   0
Первый авторСеребрякова Елена Геннадьевна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц47
ID208740
АннотацияЦель данного курса "История литературы" - создание у студентов-культурологов представления о литературе как составляющей части культуры.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов-бакалавров 1-го курса отделения культурологии факультета философии и психологии.
Серебрякова, Е.Г. История литературы / Е.Г. Серебрякова .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2011 .— 47 с. — 46 с. — URL: https://rucont.ru/efd/208740 (дата обращения: 18.09.2021)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

3 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «История литературы» адресован студентам-культурологам первого курса факультета философии и психологии. <...> Учебная дисциплина «История литературы» относится к профессиональному циклу дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 031400 – Культурология (бакалавриат) и входит в базовую (общепрофессиональную) часть этого цикла. <...> Приступая к изучению данной дисциплины, студенты имеют школьную подготовку по истории русской литературы и не имеют подготовки по истории зарубежной литературы. <...> Название тем курса Античная литература Литература европейского средневековья Литература Возрождения Литература Нового времени Зарубежная литература XX века Русская литература XIX века ИТОГО: Аудиторная работа Лекции Сем/Практ. <...> ПОНЯТИЕ АНТИЧНОСТИ Основные этапы развития литературы Западной Европы. <...> Отражение в литературе Античности, Средневековья, Возрождения, Нового и Новейшего времени общекультурных принципов данной эпохи. <...> Периодизация развития литературы Древней Греции: греческая мифология, литература периода архаики, классики и эллинизма. <...> ЛИТЕРАТУРА АРХАИЧЕСКОГО ПЕРИОДА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Архаический этап развития культуры и литературы. <...> Отражение в хоровой лирике общинно-родовой системы ценностей. <...> Картина мира и человека в древнегреческой лирике. <...> Роль Эсхила в формировании античной драмы: Этапы творчества Эсхила. <...> Картина мира и человека в творчестве Эсхила. <...> Отражение в творчестве Еврипида кризиса античной трагедии: кризис нормативного героя («Иполит»), переосмысление проблемы ответственности («Геракл»), трансформация мифологических традиций («Орест»), перенос категории трагического извне в глубины человеческой личности («Медея). <...> Выражение в творчестве Аристофана и Менандра главных принципов аттической комедии. <...> Основные жанры клерикальной литературы: религиозные гимны, духовные <...>
История_литературы.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
История_литературы.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Е. Г. Серебрякова ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Программа курса и планы семинарских занятий для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2011
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «История литературы» адресован студентам-культурологам первого курса факультета философии и психологии. Учебная дисциплина «История литературы» относится к профессиональному циклу дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 031400 – Культурология (бакалавриат) и входит в базовую (общепрофессиональную) часть этого цикла. Приступая к изучению данной дисциплины, студенты имеют школьную подготовку по истории русской литературы и не имеют подготовки по истории зарубежной литературы. У студентов должны быть сформированы компетенции: способность и готовность к владению культурой научного мышления, обобщениям, владение анализом и синтезом фактов и теоретических положений; использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики; применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики. Учебная дисциплина «История литературы» является предшествующей для следующих дисциплин: «Литература в контексте культуры», «История искусств», «История культуры», «Театр в контексте культуры», «Техники анализов текстов культуры». В качестве ведущей цели данного курса можно выделить создание у студентов-культурологов представления о литературе как составляющей части культуры. В качестве основных задач преподавания данной дисциплины можно обозначить следующие: – познакомить студентов с основными классическими произведениями зарубежной и русской литературы; – обучить основам литературоведческого анализа художественного текста; – дать представление о литературе как образной модели культуры. Практической частью курса являются семинарские занятия, включающие интерактивные формы: дискуссии, диспуты, обсуждение прочитанных произведений. В результате изучения курса «История литературы» студент должен владеть: – знаниями о творчестве классиков зарубежной и русской литературы; – навыками литературоведческого анализа художественного текста; – литературоведческой терминологией. Программа изучения дисциплины предполагает проведение в течение каждого семестра двух текущих аттестаций в форме ответов на вопросы, 3
Стр.3
Место и роль комедии в театральном искусстве Древней Греции. Этапы развития аттической комедии: древняя, средняя, новая. Выражение в творчестве Аристофана и Менандра главных принципов аттической комедии. ТЕМА 4. ЛИТЕРАТУРА ЭЛЛИНИЗМА Эллинистический период развития культуры и литературы. Разнообразие философских школ (циники, стоики, эпикурейцы, платоники и др.). Размежевание науки и литературы. Отношение к культурному наследию. Рождение филологии. Беллетристика. Особенности литературы: космополитизм позиции писателей, книжный характер литературы, формирование литературного языка, рождение новых жанров – историческая проза, мемуары, идиллия. Классификация прозы: историография (Геродот), красноречие (Демосфен), философия (Демокрит, Платон, Аристотель). Литература периода римского владычества. Культурная политика Рима. Моральные трактаты и жизнеописания Плутарха. Сатира и пародии Лукиана. Античный роман, его виды. Роман Лонга «Дафнис и Хлоя». ТЕМА 5. ЛИТЕРАТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Основные принципы культуры и литературы. Основа средневековой литературы: сказания, мифы и эпос варваров, античное наследие, христианские источники. Этапы развития литературы. Литература периода разложения родового строя и зарождения феодальных отношений: мифология варварских племен как основа литературы, однородность литературы, отсутствие национальных литературных языков. Роль античного культурного наследия, латинского языка и христианства в становлении литературы европейского Средневековья. Библия, её религиозный, философский, нравственно-этический смысл и значение. Литература периода развитого феодализма: неоднородность литературы, её расслоение на клерикальную, феодально-рыцарскую и народную. Основные жанры клерикальной литературы: религиозные гимны, духовные стихи, жития святых, проповеди, покаянные книги, видения загробной жизни, культовая драма, литургия, мистерия. Городская литература: связь с народным творчеством, сатирическая оценка действительности. Основные жанры городской литературы: фаблио, шванки. Народные баллады о Робине Гуде и Вильгельме Телле. М. Бахтин о народной и карнавальной культуре Средневековья. Пути развития средневековой драмы, этапы развития религиозного театра. Постепенная секуляризация религиозной драмы, развитие народной драмы – соти и фарса. 6
Стр.6
ТЕМА 6. КУРТУАЗНАЯ ПОЭЗИЯ. РЫЦАРСКИЙ РОМАН Возникновение и развитие поэзии трубадуров (труверов, миннезингеров, менестрелей). Связь с античной любовной лирикой. Основные жанры: канцона, сирвента, тенцона, пасторела, альба, сонет, баллада. Понятие куртуазности. Отражение в поэзии трубадуров куртуазной системы ценностей. Каноничность, «темный стиль», стремление к совершенствованию формы как основные принципы поэтики. Роль поэзии трубадуров в становлении национальных языков и литератур. Формирование жанра рыцарского романа. Связь с античной традицией и эпосом варваров. Сочетание в сюжете мифологичности, сказочности и социально-исторических реалий. Основные тематические циклы бретонского романа: о короле Артуре, чаше Грааля, Тристане и Изольде. Отражение в романе светских и христианских ценностей: внимание к частной судьбе, вассальная преданность Даме, уподобление чувства к даме преклонению перед Девой Марией, нерасторжимая связь любви и рыцарской активности, странствия героя как самосовершенствование на пути нравственных и христианских исканий. Творчество Кретьена де Труа. Авторская трактовка основных сюжетов рыцарского романа. Трансформация куртуазной концепции любви в литературе последующих эпох. ТЕМА 7. ЛИТЕРАТУРА ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ Особенности литературы Возрождения. Связь со средневековой традицией. Роль фольклорной и городской культуры в формировании литературы. Влияние католической церкви на литературу. «Подражание» античным авторам и «соревнование» с ними. Ренессансный реализм: своеобразие, основные принципы, трансформация воззрений Аристотеля на сущность искусства. Творчество Данте как образец литературы раннего Возрождения: сочетание средневековых и ренессансных принципов поэтики. Традиции куртуазной поэзии в «Новой жизни». Символизм и аллегоризм поэтического языка. Трансформация жанра религиозных видений в поэме «Божественная комедия». Структура произведения, отражение средневековых принципов мировосприятия и отход от них в поэме. Роль Данте в создании итальянского национального языка. Творчество Ф. Петрарки: гуманистический критерий личности, обращение к античным идеалам, стремление соединить религиозно-духовное и светское начала, традиции куртуазной поэзии и их трансформация в лирике. Творчество Дж. Боккаччо. Ранние произведения: обращение к античным сюжетам и жанрам. Роль Боккаччо в формировании жанра новеллы. 7
Стр.7
«Декамерон»: структура книги, основные темы и проблемы, психологизм образов, наполнение традиционных сюжетов гуманистическим содержанием, утверждение ренессансной системы ценностей. ТЕМА 8. ЛИТЕРАТУРА ИСПАНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ Возникновение и развитие ренессансных идей в Испании. Общая характеристика, национальные особенности Ренессанса в Испании. Особенности литературы. Развитие испанского романа до Сервантеса. Основные темы испанского романа: рыцарский, пасторальный, плутовской. Творчество М. де Сервантеса. Пародийный замысел романа «Дон Кихот» и его связь с народной смеховой культурой. Многозначность образа главного героя. Гуманистический пафос образа Дон Кихота. Многоплановость образа Санчо Панса. Общечеловеческое значение проблематики книги. Театр и драма: традиции средневековой церковной драмы, ученогуманистическая драма. Жанры народного театра. Своеобразие испанского театра. Роль Л. де Вега в развитии испанского театра. Основные темы драматургии Л. де Вега: исторические, народногероические драмы, комедии «плаща и шпаги». Гуманизм социальной позиции драматурга: критика феодальной тирании и монархического произвола, провозглашение утопического идеала, «народной» монархии, воспевание народа как носителя гуманистических принципов. Трактовка любви в пьесе «Собака на сене». Образы главных героев. Отход от комедии положений к комедии характеров. Гуманизм позиции автора. ТЕМА 9. ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦУЗСКОГО И АНГЛИЙСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ Возникновение и развитие ренессансных идей во Франции. Общая характеристика, национальная специфика Ренессанса во Франции. Связь с итальянским Возрождением. Кружок Маргариты Наваррской. Творчество Франсуа Рабле. Жанровые источники и литературный генезис романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». Образы центральных персонажей. Смеховая стихия книги, её связь с народной комикой. Гуманистические идеи в романе. Своеобразие стилистики, языковая стихия романа. Возникновение, развитие и национальное своеобразие английского Возрождения. Влияние Италии и Франции на английскую ренессансную литературу. Особенности литературы. Лирика и поэмы XVI в. Английская драма до В. Шекспира. 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически