МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Е. Г. Серебрякова
ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Программа курса и планы семинарских
занятий для вузов
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2011
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «История литературы» адресован студентам-культурологам первого
курса факультета философии и психологии. Учебная дисциплина «История
литературы» относится к профессиональному циклу дисциплин Федерального
государственного образовательного стандарта высшего профессионального
образования по направлению подготовки 031400 – Культурология
(бакалавриат) и входит в базовую (общепрофессиональную) часть
этого цикла.
Приступая к изучению данной дисциплины, студенты имеют школьную
подготовку по истории русской литературы и не имеют подготовки по
истории зарубежной литературы. У студентов должны быть сформированы
компетенции: способность и готовность к владению культурой научного
мышления, обобщениям, владение анализом и синтезом фактов и теоретических
положений; использованию системы категорий и методов, необходимых
для решения типовых задач в различных областях профессиональной
практики; применению знаний по психологии как науки о психологических
феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей
функционирования и развития психики.
Учебная дисциплина «История литературы» является предшествующей
для следующих дисциплин: «Литература в контексте культуры», «История
искусств», «История культуры», «Театр в контексте культуры», «Техники
анализов текстов культуры».
В качестве ведущей цели данного курса можно выделить создание у
студентов-культурологов представления о литературе как составляющей
части культуры. В качестве основных задач преподавания данной дисциплины
можно обозначить следующие:
– познакомить студентов с основными классическими произведениями
зарубежной и русской литературы;
– обучить основам литературоведческого анализа художественного
текста;
– дать представление о литературе как образной модели культуры.
Практической частью курса являются семинарские занятия, включающие
интерактивные формы: дискуссии, диспуты, обсуждение прочитанных
произведений.
В результате изучения курса «История литературы» студент должен
владеть:
– знаниями о творчестве классиков зарубежной и русской литературы;
– навыками литературоведческого анализа художественного текста;
– литературоведческой терминологией.
Программа изучения дисциплины предполагает проведение в течение
каждого семестра двух текущих аттестаций в форме ответов на вопросы,
3
Стр.3
Место и роль комедии в театральном искусстве Древней Греции. Этапы
развития аттической комедии: древняя, средняя, новая. Выражение в
творчестве Аристофана и Менандра главных принципов аттической комедии.
ТЕМА
4. ЛИТЕРАТУРА ЭЛЛИНИЗМА
Эллинистический период развития культуры и литературы. Разнообразие
философских школ (циники, стоики, эпикурейцы, платоники и др.).
Размежевание науки и литературы. Отношение к культурному наследию.
Рождение филологии. Беллетристика.
Особенности литературы: космополитизм позиции писателей, книжный
характер литературы, формирование литературного языка, рождение
новых жанров – историческая проза, мемуары, идиллия.
Классификация прозы: историография (Геродот), красноречие (Демосфен),
философия (Демокрит, Платон, Аристотель).
Литература периода римского владычества. Культурная политика Рима.
Моральные трактаты и жизнеописания Плутарха. Сатира и пародии Лукиана.
Античный роман, его виды. Роман Лонга «Дафнис и Хлоя».
ТЕМА 5. ЛИТЕРАТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Основные принципы культуры и литературы. Основа средневековой
литературы: сказания, мифы и эпос варваров, античное наследие, христианские
источники. Этапы развития литературы.
Литература периода разложения родового строя и зарождения феодальных
отношений: мифология варварских племен как основа литературы,
однородность литературы, отсутствие национальных литературных языков.
Роль античного культурного наследия, латинского языка и христианства в
становлении литературы европейского Средневековья. Библия, её религиозный,
философский, нравственно-этический смысл и значение.
Литература периода развитого феодализма: неоднородность литературы,
её расслоение на клерикальную, феодально-рыцарскую и народную.
Основные жанры клерикальной литературы: религиозные гимны, духовные
стихи, жития святых, проповеди, покаянные книги, видения загробной жизни,
культовая драма, литургия, мистерия. Городская литература: связь с народным
творчеством, сатирическая оценка действительности. Основные
жанры городской литературы: фаблио, шванки. Народные баллады о Робине
Гуде и Вильгельме Телле.
М. Бахтин о народной и карнавальной культуре Средневековья. Пути
развития средневековой драмы, этапы развития религиозного театра. Постепенная
секуляризация религиозной драмы, развитие народной драмы –
соти и фарса.
6
Стр.6
ТЕМА 6. КУРТУАЗНАЯ ПОЭЗИЯ. РЫЦАРСКИЙ РОМАН
Возникновение и развитие поэзии трубадуров (труверов, миннезингеров,
менестрелей). Связь с античной любовной лирикой. Основные жанры:
канцона, сирвента, тенцона, пасторела, альба, сонет, баллада.
Понятие куртуазности. Отражение в поэзии трубадуров куртуазной
системы ценностей. Каноничность, «темный стиль», стремление к совершенствованию
формы как основные принципы поэтики. Роль поэзии трубадуров
в становлении национальных языков и литератур.
Формирование жанра рыцарского романа. Связь с античной традицией
и эпосом варваров. Сочетание в сюжете мифологичности, сказочности и
социально-исторических реалий. Основные тематические циклы бретонского
романа: о короле Артуре, чаше Грааля, Тристане и Изольде. Отражение в
романе светских и христианских ценностей: внимание к частной судьбе,
вассальная преданность Даме, уподобление чувства к даме преклонению
перед Девой Марией, нерасторжимая связь любви и рыцарской активности,
странствия героя как самосовершенствование на пути нравственных и христианских
исканий.
Творчество Кретьена де Труа. Авторская трактовка основных сюжетов
рыцарского романа. Трансформация куртуазной концепции любви в литературе
последующих эпох.
ТЕМА 7. ЛИТЕРАТУРА ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
Особенности литературы Возрождения. Связь со средневековой традицией.
Роль фольклорной и городской культуры в формировании литературы.
Влияние католической церкви на литературу. «Подражание» античным
авторам и «соревнование» с ними. Ренессансный реализм: своеобразие,
основные принципы, трансформация воззрений Аристотеля на сущность
искусства.
Творчество Данте как образец литературы раннего Возрождения: сочетание
средневековых и ренессансных принципов поэтики. Традиции куртуазной
поэзии в «Новой жизни». Символизм и аллегоризм поэтического
языка. Трансформация жанра религиозных видений в поэме «Божественная
комедия». Структура произведения, отражение средневековых принципов
мировосприятия и отход от них в поэме. Роль Данте в создании итальянского
национального языка.
Творчество Ф. Петрарки: гуманистический критерий личности, обращение
к античным идеалам, стремление соединить религиозно-духовное и
светское начала, традиции куртуазной поэзии и их трансформация в лирике.
Творчество Дж. Боккаччо. Ранние произведения: обращение к античным
сюжетам и жанрам. Роль Боккаччо в формировании жанра новеллы.
7
Стр.7
«Декамерон»: структура книги, основные темы и проблемы, психологизм
образов, наполнение традиционных сюжетов гуманистическим содержанием,
утверждение ренессансной системы ценностей.
ТЕМА 8. ЛИТЕРАТУРА ИСПАНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
Возникновение и развитие ренессансных идей в Испании. Общая характеристика,
национальные особенности Ренессанса в Испании.
Особенности литературы. Развитие испанского романа до Сервантеса.
Основные темы испанского романа: рыцарский, пасторальный, плутовской.
Творчество М. де Сервантеса. Пародийный замысел романа «Дон Кихот»
и его связь с народной смеховой культурой. Многозначность образа
главного героя. Гуманистический пафос образа Дон Кихота. Многоплановость
образа Санчо Панса. Общечеловеческое значение проблематики книги.
Театр и драма: традиции средневековой церковной драмы, ученогуманистическая
драма. Жанры народного театра.
Своеобразие испанского театра. Роль Л. де Вега в развитии испанского
театра.
Основные темы драматургии Л. де Вега: исторические, народногероические
драмы, комедии «плаща и шпаги». Гуманизм социальной позиции
драматурга: критика феодальной тирании и монархического произвола,
провозглашение утопического идеала, «народной» монархии, воспевание
народа как носителя гуманистических принципов.
Трактовка любви в пьесе «Собака на сене». Образы главных героев.
Отход от комедии положений к комедии характеров. Гуманизм позиции автора.
ТЕМА
9. ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦУЗСКОГО
И АНГЛИЙСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
Возникновение и развитие ренессансных идей во Франции. Общая
характеристика, национальная специфика Ренессанса во Франции. Связь с
итальянским Возрождением. Кружок Маргариты Наваррской.
Творчество Франсуа Рабле. Жанровые источники и литературный генезис
романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». Образы центральных персонажей.
Смеховая стихия книги, её связь с народной комикой. Гуманистические
идеи в романе. Своеобразие стилистики, языковая стихия романа.
Возникновение, развитие и национальное своеобразие английского
Возрождения. Влияние Италии и Франции на английскую ренессансную
литературу. Особенности литературы. Лирика и поэмы XVI в. Английская
драма до В. Шекспира.
8
Стр.8