Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Музыкальный Клондайк

Музыкальный Клондайк №1 2013

0   0
Страниц17
ID208367
АннотацияЕжемесячное издание о фестивалях и конкурсах в России и за рубежом, событиях в области классической, хоровой, народной музыки, джаза, вокального искусства, хореографии и театральной жизни. Подписчики получают полную и систематизированную информацию о российских и международных фестивалях и конкурсах, мастер-классах и курсах повышения квалификации, летних школах (сроки проведения, условия участия), а также методические материалы по вокалу и музыке, рекомендации участникам конкурсов, новости региональной культуры, интервью с деятелями искусства и музыки ноты классиков и современных композиторов. Газета выпускается с вложением "АРТ клондайк".
Музыкальный Клондайк .— Москва : Многопрофильная компания "Арт - Центр Плюс", 2002 .— 2013 .— №1 .— 17 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/208367 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 1 (122) январь 2013 Выходит с 2002 года АРТ-ЦЕНТР ПЛЮС – издатель газеты В е с т н и к т в о р ч е с т в а и к у л ьт у р ы PDF версию читайте на www.muzklondike.ru l музыка l вокал l хореография l театр ЕЛЕНА ОБРАЗЦОВА ПОДДЕРЖИТ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО 6 декабря в Москве в парадном зале Дома Пашкова состоялась презентация Благотворительного фонда поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой». <...> Приятным событием стал праздничный концерт с участием таких знаменитых, талантливых артистов как Маквала Касрашвили, Лариса Долина, Динара Алиева, Николай Басков и молодых вокалистов и лауреатов международных конкурсов Большой оперы Евгении Ширинянц, Павла Кравчука, Армена Григорьяна и квартета «Адажио». <...> В попечительский Совет фонда вошли: Лавров Сергей Викторович – Министр иностранных дел РФ Печатников Леонид Михайлович – заместитель мэра г. Москвы Полтавченко Георгий Сергеевич – губернатор г. Санкт-Петербург Синявская Тамара Ильинична – народная артистка ССР Степашин Сергей Вадимович – Председатель счетной палаты РФ Рябухин Сергей Николаевич – аудитор Счетной палаты РФ Ширинянц Сергей Андреевич – бизнесмен Явник Геннадий Андреевич – генеральный директор Константиновского Фонда В НОМЕРЕ: По словам Директора Фонда Натальи Игнатенко: «У Фонда большие планы, среди которых поддержка музыкального образования и духовного воспитания; создание Международной академии музыки; поддержка молодых одаренных артистов; поддержка ветеранов оперной сцены; премии и гранты для мастеров искусства; строительство и попечительство детских музыкальных школ; организация Международных конкурсов юных вокалистов; организация Международных конкурсов молодых оперных певцов; организация мастер-классов по вокалу, сценической пластике актерскому мастерству. <...> Елена ЛАЩЕНКО; Фото Юрия БАРЫКИНА Официальный сайт фонда http://elenaobraztsovafund.ru КЬЕТИЛ ААМАНН - ГОСТЬ ЯНВАРСКОГО НОМЕРА l ГОРДОСТЬ И БОЛЬ МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ САРАТОВСКИЙ <...>
Музыкальный_Клондайк_№1_2013.pdf
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! С НОВЫМ ГОДОМ 2013 И РОЖДЕСТВОМ!!! № 1 (122) январь 2013 Выходит с 2002 года В е с т н и к т в о р ч е с т в а и к у л ь т у р ы l м у з ы к а l в о к а л l х о р е о г р а фи я l т е а т р АРТ-ЦЕНТР ПЛЮС – издатель газеты ЕЛЕНА ОБРАЗЦОВА ПОДДЕРЖИТ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО 6 декабря в Москве в парадном зале Дома Пашкова состоялась презентация Благотворительного фонда поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой». Приветственное письмо организаторам Фонда прислал Президент России Владимир Владимирович Путин. Приветственные слова также сказали деятели культуры и искусства, представители бизнеса и науки, представители государственной власти и благотворительных фондов Муслима Магомаева, Владимира Спивакова, а также близкие друзья Елены Васильевны Образцовой. Приятным событием стал праздничный концерт с участием таких знаменитых, талантливых артистов как Маквала Касрашвили, Лариса Долина, Динара Алиева, Николай Басков и молодых вокалистов и лауреатов международных конкурсов Большой оперы Евгении Ширинянц, Павла Кравчука, Армена Григорьяна и квартета «Адажио». Прекрасная музыка, в том числе записи оперных арий и романсов в исполнении Елены Образцовой, звучала весь вечер. Знаменитая певица раскрыла гостям еще одну грань своего таланта. Она прочла свои стихи, посвященные Кармен. На вечере вручались Гранты «За многолетнее служение большому искусству на сцене Большого театра» - Тамаре Синявской, Маргарите Миглау, Бэле Руденко, Валентине Левко, Ларисе Авдеевой, Глафире Королевой. 18 декабря в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге состоялся первый, организованный фондом, благотворительный концерт. В попечительский Совет фонда вошли: Лавров Сергей Викторович – Министр иностранных дел РФ Печатников Леонид Михайлович – заместитель мэра г. Москвы Полтавченко Георгий Сергеевич – губернатор г. Санкт-Петербург Синявская Тамара Ильинична – народная артистка ССР Степашин Сергей Вадимович – Председатель счетной палаты РФ Рябухин Сергей Николаевич – аудитор Счетной палаты РФ Ширинянц Сергей Андреевич – бизнесмен Явник Геннадий Андреевич – генеральный директор Константиновского Фонда PDF версию читайте на www.muzklondike.ru По словам Директора Фонда Натальи Игнатенко: «У Фонда большие планы, среди которых поддержка музыкального образования и духовного воспитания; создание Международной академии музыки; поддержка молодых одаренных артистов; поддержка ветеранов оперной сцены; премии и гранты для мастеров искусства; строительство и попечительство детских музыкальных школ; организация Международных конкурсов юных вокалистов; организация Международных конкурсов молодых оперных певцов; организация мастер-классов по вокалу, сценической пластике актерскому мастерству. Все эти задачи очень актуальны и требуют огромного приложения энергии и сил». Мы желаем Фонду процветания и, конечно же, здоровья всем учредителям, попечителям, благотворителям и лично Елене Васильевне Образцовой. Елена ЛАЩЕНКО; Фото Юрия БАРЫКИНА Официальный сайт фонда http://elenaobraztsovafund.ru КЬЕТИЛ ААМАНН - ГОСТЬ ЯНВАРСКОГО НОМЕРА l ГОРДОСТЬ И БОЛЬ МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ САРАТОВСКИЙ КАМЕРТОН КУЛЬТУРЫ l ФЕНОМЕН ГЕННАДИЯ ЧИХАЧЁВА «ДУША РОССИИ» И «МУЗЫКАЛЬНОЕ СЕРДЦЕ ТЕАТРА» l ТРИ ВЕКА ПЕТЕРБУРГСКОГО БАЛЕТА ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ С ЛЮБОГО МЕСЯЦА l ФЕСТИВАЛИ И КОНКУРСЫ НА WWW.ART-CENTER.RU МОЛОДЕЖНАЯ ИСТОРИЯ РОДОМ ИЗ АКАДЕМИИ ИМ. ПОПОВА В НОМЕРЕ:
Стр.1
www.artcen ter.ru www.muz klon di ke.ru ГОСТЬ «МУЗЫ КАЛЬ НО ГО КЛОН ДАЙ КА» С МИРУ ПО НОТКЕ КЬЕТИЛ ААМАНН: «В МОСКВЕ Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ, КАК ДОМА…» с Российская Гильдия пианистов-концертмейстеров 16 по 22 января проводит Школу Концертмейстерского мастерства-2013. Занятия проходят в Концертном зале Детской музыкальной школы им. Л. ван Бетховена, по адресу: Москва, Б.Могильцевский пер., 4-6, м. Кропоткинская. Среди профессоров, давших согласие провести Открытые уроки, лекции и мастер-классы – А.З. Бондурянский, А.Е. Майкапар, М.Н. Бер, М. Пурыжинский, профессор Женевской консерватории А.Ф. Головин и др. Вход на занятия для членов Гильдии и студентов – свободный. Расписание и информация об условиях участия, посещения мастер-классов и вступления в Гильдию по тел. 8-905-502-0206, (495) 629-2352, на сайте www.accomp.ru New! Возможность приобретения DVD с записью мастер-классов. С 12 января по 3 февраля в Москве пройдет Второй фестиваль «Орган плюс в «Царицыно». Местом проведения выбран Атриум Хлебного дома с духовым органом. Второй фестиваль «Орган плюс в «Царицыно» будет состоять из восьми вечеров. Его особенностью станет «итальянский акцент». Каждая из программ построена вокруг сочинений итальянских композиторов – от ренессанса до музыки 20-го века. Одновременно в афишах будет фигурировать и рождественская тематика. Фестиваль откроется исполнением редко звучащей музыки. Камерный хор Московской консерватории под управлением Александра Соловьёва, пианистка Марианна Шалитаева и органист Константин Волостнов представят Маленькую торжественную мессу Россини (закончив писать оперы, автор в поздние годы создал это произведение для хора, солистов, фортепиано и органа). В рамках фестиваля пройдет музыкально-литературный вечер – тексты о Рождестве (поэзия Германии XVII века, Бродского, Пастернака и др.) будет читать Константин Корольков, музыку Баха, Регера и Мендельсона исполнит органист Алексей Шмитов. Самые популярные концерты Вивальди – «Времена года» в транскрипции для скрипки и органа прозвучат в исполнении скрипачки Надежды Коршаковой (Швейцария) и Константина Волостнова. Гостем фестиваля станет молодой итальянский органист Габриэле Маринони с программой «Италия и Бах». Также в фестивале примут участие камерные коллективы – оркестры «Kremlin» под управлением Миши Рахлевского и «Российская Камерата» под управлением Андрея Кружкова. Особым событием обещает стать выступление коллектива «Alta capella» (руководитель Иван Великанов) – это ансамбль молодых музыкантов, играющий музыку средневековья и Ренессанса на исторических инструментах, названия которых мало известны даже профессионалам. Завершит фестиваль концерт с участием контртенора Артёма Крутько. Он уже завоевал признание за рубежом, однако в Москве А. Крутько впервые спел только этим летом, в спектакле «Сон в летнюю ночь» Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Подробнее о концертах в Музее-заповеднике Царицыно на http://www.tsaritsyno.net С 27 января — 4 февраля 2013 года в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского пройдет II Международный конкурс клавесинистов имени А. М. Волконского. Конкурс проводится с целью поиска, поддержки и помощи в профессиональном становлении молодых талантливых клавесинистов, а также увековечивании памяти выдающегося композитора ХХ века, исполнителя на клавесине, музыкально–общественного деятеля Андрея Михайловича Волконского. К участию в конкурсе допущено 25 юных артистов из разных стран, в том числе Польши, Украины, Португалии, Японии, Латвии, Франции, Колумбии, Италии, Италии, Великобритании, Эстонии. Председатель жюри – Алексей Любимов (Россия), народный артист РФ, профессор Факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Члены жюри - ведущие специалисты в области исторического клавирного исполнительства: Патрик Айртон (Великобритания, Франция, Нидерланды), профессор Королевской консерватории в Гааге, дирижёр; Вольфганг Глюкзам (Австрия), профессор Венского университета музыки и исполнительских искусств; Элизабет Жуайе (Франция), профессор консерватории им. Эрика Сати в Париже; Ольга Мартынова (Россия), доцент Факультета исторического и современного исполнительского искусства МГК; Ольга Филиппова (Россия), доцент Факультета исторического и современного исполнительского искусства МГК; Кетил Хаугсанд (Норвегия, Германия), профессор Высшей школы музыки в Кёльне. Конкурс клавесинистов состоит из 3 туров. Заключительный концерт и церемония награждения пройдут 4 февраля 2013 г. в 19 часов в Рахманиновском зале Московской консерватории. http://mosconsv.ru В конце ноября на базе Московского государственного университета культуры и искусств проходили XI Международные оркестровохоровые ассамблеи. Среди других интересных событий была презентация проекта «Хоровой флэш-моб» Кьетила Ааманна, Президента правления Европейской Норвежской федерации молодежных хоров, руководителя норвежского хорового общества «Norsk sangerforum», постоянного участника и члена оргкомитета Европейской хоровой ассоциации - Europa Cantat. - Кьетил, расскажите немного о себе как о музыканте. Почему среди всего многообразия жанров была выбрана именно хоровая музыка? - Для многих музыкантов музыка – часть души и тела, любовь к музыке приходит сама собой, как нечто разумеющееся. У меня интерес к музыке проявился в возрасте 3-4 лет, когда я проживал в Замбии с родителями в маленькой деревне на берегу озера. Однажды я услышал, как дети поют фольклорную музыку. Я тоже любил петь в свое удовольствие, как и все дети, познающие возможности своего голоса в процессе игр. Впоследствии, становясь взрослыми, некоторые могут достигнуть профессиональных высот и сделать карьеру музыканта. Но профессиональные музыканты часто остаются большими детьми. В детстве я также играл на фортепиано и принимал участие в инструментальных ансамблях – ведь вокалисты также должны владеть игрой на инструментах. А хоровая музыка, так сказать, «удобная», чтобы ее создавать, не нужно иметь под рукой инструменты. Ею можно заниматься здесь и сейчас. Мне очень нравится романтическая музыка. Любимые композиторы - Григ, Пуччини, его оперы очень драматичны. - Вы уже не первый раз в нашей стране. Как Вас встречает Россия? - Я был в России много раз. В Москве я чувствую себя, как дома, потому что нахожу здесь романтическую музыку. У России есть душа, многовековые культурные традиции и особый менталитет. Романы Достоевского мне знакомы с детства, их мне читал мой дедушка. В прошлом году я приезжал в Москву на Х Международные оркестрово-хоровые ассамблеи в МГУКИ. Я впечатлен этим Университетом, преподаванием, взаимодействием различных сфер музыки. - Вы знакомы со многими российскими коллективами. Когда Вы слушаете их исполнение, можно ли определить, что это коллектив именно из России? Есть ли какие-то особые черты, как положительные, так и отрицательные? Можно ли говорить о российской школе хорового пения или хоровая музыка универсальна и есть только хорошее или плохое исполнение? - Российские хоры можно отличить по акценту и специфическому звучанию. Типичное звучание такого хора сильно отличается от норвежского или, например, английского. Российский хор поет мягким объемным звуком, тогда как норвежские и английские хоры поют более тонко. Ваши хоры используют выразительные средства, например, вибрато. Их исполнение можно охарактеризовать как характерное, страстное, они поют полной грудью. Принимая во внимание все вышесказанное, можно говорить о российской школе хорового пения. Более того, российские хоры имеют оригинальную манеру распевания и во время репетиций используют особую систему голосовых упражнений. - Расскажите о Вашем сотрудничестве с российскими коллективами, о совместных планах с МГУКИ? - Ровно год назад в МГУКИ я читал лекцию и проводил семинар на тему «Импровизация» в рамках оркестрово-хоровых ассамблей. В этом году я снова приглашен в МГУКИ для проведения мастер-класса. Сотрудничество с российскими коллективами и преподавателями для меня – огромное удовольствие. Я не только читаю лекции, но и обмениваюсь опытом, узнаю новое, это колоссальный источник вдохновения и новых идей. Быть учеником в данном вузе – замечательно. - Европа сейчас переживает не лучшие времена. Как это отражается на деятельности Europa Cantat? На хоровых коллективах? - В настоящее время такие страны, как Испания, Греция, № 1 январь 2013 2 Нидерланды переживают кризис. В результате сократился бюджет на культуру и ослабла государственная поддержка в целом. Но культура – сфера досуга и самореализации, необходимая каждому человеку. Для ее существования и функционирования необходимо выделять средства и привлекать спонсоров. К счастью, нашего хора это не коснулось и в Норвегии ситуация благоприятная. - Планируете ли Вы привезти в Россию Ваш коллектив? Есть ли у Вашего хора какая-либо характерная особенность, которой стоит поделиться с коллегами из России? - Мы используем такие артистические средства, как спецэффекты, освещение, движения, стараемся добавить индивидуальности каждому вокалисту. И с удовольствием приедем, чтобы всё это показать! Мы могли бы устроить совместное выступление, обменяться опытом, поближе познакомиться с национальной культурой обеих стран. Надеюсь в скором будущем осуществить эту задумку. - Вы приглашены на нынешнее мероприятие для того, чтобы осветить тему, для нас ещё не очень известную. В чем специфика флэш-моба в хоровом исполнительстве? - Принцип флэш-моба - все артисты незаметно рассредотачиваются в пространстве торгового центра или площади и по команде дирижера начинают исполнять какое-либо произведение неожиданно для окружающих. Подобные акции мы проводили в городах Норвегии и мира, и неизменно реакция людей была положительной. Это дает возможность популяризовать музыку в современном обществе, привлечь к ней интерес, приобщить людей к культуре и искусству. С другой стороны, данный опыт полезен для самих вокалистов. Когда они поют на некотором расстоянии друг от друга, то они несут личную ответственность за исполнение, могут показать свою индивидуальность, оставаясь в составе коллектива. Продолжение на стр. 14 КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА Тимур Мусаев, хормейстер, кандидат культурологии, доцент кафедры музыкального образования МГУКИ Маэстро Кьетил Ааманн очень искренне и живо отвечал на вопросы. Создалось впечатление, что хоровая культура нашей страны в какой-то мере является эталоном исполнительства, а в чем-то нам недостает опыта, уверенности, поисков. Возможно, развитие личностного артистизма певца, как на сцене, так и в неподготовленном пространстве, лежит на его воспитателях, учителях. В этой связи, мы разделяем оптимизм организаторов данного проекта в МГУКИ, благодарим дирекцию Института музыки и ректорат за готовность развивать и популяризовать не только академическое хоровое искусство, но и самые передовые, интегрированные его формы. Возможно, мы находимся в самом начале «реанимации» актуальных форм отечественного хорового искусства. Направление «хоровой флэш-моб», хотя и способно атаковать сознание слушателей внезапностью, несет в своей основе только самое радостное, удивительное и позитивное. Флэш–моб - направление, которое в России иногда проявляется в спортивно-танцевальном виде, не имеет массовой поддержки в хоровой культуре. Во многом это объясняется замкнутостью системы хорового образования в нашей стране, практической недееспособностью отечественного хорового общества, убогостью структурных элементов Государственного образовательного стандарта, лежащих в сфере певческого образования (начальное, среднее и высшее звено). В мировом пространстве этот опыт успешно внедряется еще на уровне школы, а в нашей стране доморощенные режиссерские и ди-джейские проекты флэш-мобов заострены на эмоциональный «рок-экшн», максимальную подмену слухового (вокального) образа танцевально-спортивным. Кроме этого, наблюдается некоторая «кучность» исполнителей на сценическом пространстве, создающих обособленность от остальной неподготовленной аудитории, что искажает суть процесса. Слушатели остаются непричастными к процессу, внутренне оставаясь замкнутыми. А пение помогает им раскрепоститься. Участникам хоровых мастер-классов МГУКИ были представлены фрагменты видео-роликов хоровых флэш-мобов, проведенных в европейских аэропортах, вокзалах, на городских площадях и парках… К счастью, они имеют мало чего общего с засильем той «импровизированной» спортивно-танцевальной попсы, которая иногда возникает в наших парках и супермаркетах. В ходе мастеркласса в МГУКИ Кьетил Ааманн и Венке Майорсэтер провели эксперимент: органично соединили пластику молодежного танца и хорового пения (произведения disco-направления в хоровой аранжировке с фонограммой). Маэстро Кьетил Ааманн продемонстрировал неутомимую энергию и изобретательность в работе с молодежными коллективами в несимметричном пространстве Конференц-зала МГУКИ, используя сцену, балкон, лестницы и балюстрады зала. Артисты проявили максимальный артистизм, гибкость и воодушевленность, азарт и эмоциональный кураж. Сам дирижер остался очень доволен проведенным экспериментом, выразил готовность максимального содействия развитию бренда «хоровой флэш-моб».
Стр.2
www.muz klon di ke.ru www.artcen ter.ru АКТУАЛЬНАЯ МУЗЫКА «ВЕСЬ СПЕКТР АКТУАЛЬНОЙ МУЗЫКИ» В Москве в начале декабря прошел III Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство», который уже стал визитной карточкой Московской филармонии. С 7 по 9 декабря на трех площадках филармонии царил марафон-праздник современной музыки. В общей сложности в программе приняли участие 10 коллективов из 4 стран: России, Польши, Украины, Бельгии. XX и XXI век как нечто в радикальной музыке единое, целостное, органичное. Понять и объять все «измы» XX столетия не в их изолированности и разомкнутости, но в контексте взаимосвязи и взаимодополняемости». Организуя фестиваль уже в третий раз, Московская филармония становится одним из центров авангардной музыки. «Мне кажется, это знамение времени, что филармония не отстает от ритмов, от шага, а даже пытается идти на опережение, - считает Рауф Фархадов. – По сути, статусное учреждение становится одним из лидеров движения современной музыки. И в этом смысле, конечно, большая благодарность и руководству, и всему коллективу Московской филармонии». Среди участников «Другого пространства» - известные в России коллективы: ансамбль «Студия новой музыки», Московский ансамбль современной музыки, ансамбль «Галерея актуальной музыки»/ГАМ ансамбль, Ансамбль солистов «Opus Post», Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского, «Лаборатория новой музыки» из Новосибирска, украинский ансамбль современной музыки «Рикошет», бельгийское «Гуйвартс-трио», польский дуэт «EletroVoce», Государственный симфонический оркестр имени Е.Ф.Светланова, под управлением дирижера Федора Леднева. «Сюда приехали потрясающие музыканты, - говорит о составе По словам Рауфа Фархадова, куратора фестиваля, доктора искусствоведения, ведущего эксперта Ассоциации современной музыки, «идея фестиваля заключается в том, чтобы осмыслить «Современное искусство должно быть гуманным» Один из участников фестиваля, ансамбль из Новосибирска «Лаборатория новой музыки», запомнился московским зрителям разнообразной интригующей программой и особенным отношением к зрителям. Свежесть музыки, оригинальность обработки, сочетание видеоарта и художественного слова произвели яркое впечатление. Новосибирцы, впервые приехавшие на фестиваль «Другое пространство», покорили публику и экспертов. «Лаборатория новой музыки» - это содружество молодых специалистов и выпускников Новосибирской консерватории (академии) им.М.И.Глинки, объединившихся в универсальный ансамбль солистов для исполнения музыки XX–XXI веков. Художественный руководитель, дирижер и идейный вдохновитель ансамбля – Сергей Шебалин. С ним мы и поговорили после концерта. -Сергей, в первый раз принимаете участие в «Другом пространстве»? -Да, в первый, нас пригласил Олег Пайбердин. Нашему коллективу два года, мы недавно образовались. Я счастлив, потому что считаю это удачей для коллектива и вижу, что мы поднялись на новую профессиональную ступеньку. -Расскажите немного о «Лаборатории новой музыки». -Идея коллектива – это выпускники, аспиранты, выпускники магистратуры Новосибирской консерватории. Ансамбль объединяет ребят, которые не ограничиваются учебными программами, которым интересно осваивать современные музыкальные практики, выезжать на фестивали, проявлять дополнительную концертную деятельность. В них есть потребность в саморазвитии. Музыканты пытливые, непростые, в хорошем смысле на этом «повернутые», сосредоточены на сфере современного искусства. Это лучшие из лучших, профессионалы, лауреаты международных конкурсов. -Что вас объединяет? -Любовь к современному искусству. И наш подход к выбору репертуара – мы очень разборчивы. Невозможно брать все подряд и посвящать свое свободное время, силы, которые остаются помимо работы, учебы, на то, чем занимается сейчас во многом современное искусство. Эксперимент – но в меру. Мы смотрим, слушаем, думаем вместе, и тогда принимаем решение «играем - не играем», потому что важна личная мотивация. Важны те эмоциональные, интеллектуальные дивиденды, в которые мы вкладываем время, силы, чувства…Музыканты обогащают себя, а значит, и зрителя тоже. Просто вдаваться в какие-то эксперименты, тем самым ставя под удар и целостность коллектива, и аудиторию, которая у коллектива образуется, совершенно не следует. -Как выбираете репертуар, кого предпочитаете? -Я предпочитаю сочинения, в которых есть смысл, которые трогают и меня, и ребят. Музыка, изначально лишенная коммуникации, сама себя убивает. Мы хотим заниматься творчеством, сочинениями композиторов, которые знают, что делают. Конечно же, я как руководитель, как дирижер, выбираю сочинения, которые со мной резонируют, и, в общем, выбираю по принципу, а что потом после этой музыки вспомнишь, что останется? Продумываешь, анализируешь, насколько она актуальна, насколько эти эмоции, мысли жизнеспособны. -Почему вы назвали свой ансамбль участников Олег Пайбердин, композитор, куратор фестиваля. – На данный момент они формируют традицию исполнения современной музыки в нашем русском исполнительстве». Программа фестиваля представляет полный спектр актуальной музыки. Тут и классика XX столетия ушедшая: Антон Веберн, искусства. Я стараюсь в концерты включать такие сочинения, которые заключают в себе нерв, несмотря на то, что они сочинены 40, 30 или 100 лет назад…Важно, что они – актуальны. Абсолютно согласен с названием книги, которую написал Николаус Арнонкур – «Мои современники: Бах, Моцарт, Монтеверди», ведь они по сути своей современны. По идеям, накалу чувств, мыслей. Человек – меняется, уже тысячи лет прошли…Композиторы могут экспериментировать со штрихами, приемами, но чувства и мысли, они универсальны. И это главное. -Как в Новосибирске воспринимают актуальную музыку? Кто к Вам приходит на концерты? -К нам приходит много молодежи, им интересна современная музыка, приходят люди среднего поколения. Наш слушательский контингент — прогрессивно мыслящая аудитория, способная к восприятию и участию в формировании современного культурного пространства. -В другие города выезжаете с концертами? -Да, в Барнаул, Томск, то есть Сибирь нами понемногу осваивается. -В Москву собираетесь почаще приезжать? -Да, с удовольствием, если будут приглашения. Сейчас намечаются творческие проекты, мысли, о сотрудничестве с аналогичными ансамблями современной музыки, пока это на уровне планов. Здесь, на фестивале «Другое пространство» мы встретили единомышленников, ведь фестиваль был задуман именно как площадка для общения. И это замечательно. Мы увидели друг друга, поняли, что мы не одни. Для меня это не менее ценно, чем выступление коллектива. -Расскажите, пожалуйста, про ваш благотворительный Сибирский центр современной музыки, как он был основан и чем занимаетесь? -Сибирский Центр современной музыки - это юридическое именно «Лабораторией»? -Название не случайно. Так или иначе, мы все равно экспериментируем, пробуем разные жанры, с видеооперой, видеоартом, танцами, хореографией, используем принцип синтеза. «Лаборатория» – это понятие, которое приемлет эксперимент, оно вбирает в себя спектр практик исполнительства, разные миксты лицо, которое объединяет и финансирует проекты «Лаборатории». Изначально создавался коллектив. Центр – не форма, а содержание. Этим содержанием были музыканты, которые играли современную музыку. Потом, чтобы это содержание стало жизнеспособным, создался Центр, который смог вести административную работу, финансировать приезды зарубежных музыкантов. Это грантовые средства, их постоянно приходится изыскивать, писать заявки, но нам очень помогает в этом Министерство культуры Новосибирской области, ректорат и администрация Новосибирской консерватории. Нам идут навстречу концертные площадки, где мы выступаем, без аренды, все понимают важность мероприятий и максимально подстраиваются под формат Сибирского центра. Мы организуем мастерклассы, творческие лаборатории, приглашаем зарубежные коллективы, проводим встречи с композиторами. То есть наша благотворительность заключается в образовательной составляющей. Чистая благотворительность, в полном этого слова понимании, у нас такая – мы проводим концерты в больницах. -Ваши планы на будущее? -Планируем сотрудничество с другими коллективами, из Голландии, в рамках «Года Голландии в России». Это проект, поднимающий идею нового урбанизма, музыка плюс технологии. Для его реализации нужны соответствующие площадки, не в концертных залах – на вокзалах, в аэропорту, в метро. Но это не перфоманс, это серьезная программа, тесно связанная с городом. Мы 3 № 1 январь 2013 Янис Ксенакис, Джон Кейдж, Дьердь Лигети, Мортон Фелдман, Тору Такемицу; и классика, ныне здравствующая: Сальваторе Шаррино, Кайя Саарьяхо, Игорь Кефалиди; и поляки: Цезарий Духновский, Агата Зубель, Славомир Купчак; и те, чьё творчество всегда интересно и неординарно: Дмитрий Капырин, Александр Щетинский, Марина Шмотова, Дмитрий Янов-Яновский, Антон Сафронов, Олег Пайбердин, Сергей Пилютиков, Сергей Зятьков, Алексей Сюмак, Александр Маноцков, Анна Желтышева; и те, с кем композиторское будущее связывает и надежды, и иллюзии: Ольга Бочихина, Анна Ромашкова, Георгий Дорохов, Николай Попов, Александр Хубеев, Юрий Акбалькан, Санжар Байтереков, Сергей (Сё Хёнг) Ким. «Это праздник современной музыки как таковой, - считает художественный руководитель Московской филармонии и фестиваля, композитор Александр Чайковский. – Музыка здесь еще более разная, чем это было до сих пор. И в этом году на фестивале впервые функционирует Зал Чайковского». «Зал Чайковского преобразовывается в другое пространство, - рассказал Олег Пайбердин. – Сценическая площадка перемещается со сцены туда, где сейчас находится партер. И я считаю, что это беспрецедентно, так же, как и выход в интернет. И еще одно пространство – это форум. Концертная жизнь, которая обрамлена беседами, разговорами, гостями. Очень много гостей приехало из Новосибирска, Перми, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, других городов, и здесь собрались люди, которые на местах занимаются этой нелегкой инициативой – созданием фестивалей, новых ансамблей». отбираем минималистов, Стива Райха, видеооперу, будем использовать мультимедийные средства. Конечно, я надеюсь на поездки, на сотрудничество с коллективами, зарубежными фондами, реальными исполнителями, которые будут развивать наш ансамбль. Коллектив молодой, правильная и надежная мотивация для них – поездки, сотрудничество, профессиональный рост каждого. Перед нами стоит задача – сформировать ядро исполнителей, которые будут объединять вокруг себя новых музыкантов. И самое главное – мы работаем сейчас над слушательской аудиторией. Человек, который пришел на концерт, теряется, потому что с ним разговаривают на непонятном языке. Он чувствует себя неоднозначно, неприятно. Современная музыка закодирована сложно, там не простые смыслы, это – не Моцарт. И мы ввели такую форму, перед каждым концертом: у нас есть Марина Якушевич, блестящий музыковед, лектор Новосибирской филармонии, она подбирает волшебные слова, факты и так умеет подготовить слушателя перед восприятием, что композиторы говорят «а мы сами не знали, что это – вот такое сочинение!». Мы очень благодарны Марине. Современное искусство нуждается в контексте. Ему необходимо помогать продвигаться, ставить какую-то понятийную рамку, в которой оно будет существовать. Вот такими «костылями», понятийными, смысловыми, мы не бросаем слушателя на произвол самокопания. Нам важно, чтобы он и на следующий концерт пришел. Я не хочу тратить свою жизнь, силы, также время и силы ребят, чтобы они занимались реализацией внутренних амбиций каких-то солистов. Нас питает не просто энергия композиторов, которым очень надо, чтобы их исполнили, а желание, чтобы эти смыслы были слышны, правильно поняты, восприняты как можно большим количеством людей. Искусство надо расшифровывать, его надо объяснять. Прошло время интеллектуальных катакомб. Современная музыка не должна быть сложнопонимаемой. Музыка может быть разной – красивой, завораживающей, страстной. В ней не хочется пугать, напрягать. Мне также хочется ею вдохновлять слушателей и исполнителей, удивлять, радовать. Ведь современное искусство – как раз об этом и не надо забывать – должно быть гуманным. Ирина ШЫМЧАК
Стр.3