Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Музыкальный Клондайк

Музыкальный Клондайк №11 2012

0   0
Страниц20
ID208365
АннотацияЕжемесячное издание о фестивалях и конкурсах в России и за рубежом, событиях в области классической, хоровой, народной музыки, джаза, вокального искусства, хореографии и театральной жизни. Подписчики получают полную и систематизированную информацию о российских и международных фестивалях и конкурсах, мастер-классах и курсах повышения квалификации, летних школах (сроки проведения, условия участия), а также методические материалы по вокалу и музыке, рекомендации участникам конкурсов, новости региональной культуры, интервью с деятелями искусства и музыки ноты классиков и современных композиторов. Газета выпускается с вложением "АРТ клондайк".
Музыкальный Клондайк .— Москва : Многопрофильная компания "Арт - Центр Плюс", 2002 .— 2012 .— №11 .— 20 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/208365 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 11 (120) ноябрь 2012 Выходит с 2002 года АРТ-ЦЕНТР ПЛЮС – издатель газеты В е с т н и к т в о р ч е с т в а и к у л ьт у р ы PDF версию читайте на www.muzklondike.ru l музыка l вокал l хореография l театр МЫ ПРИСУТСТВОВАЛИ ПРИ РОЖДЕНИИ НОВЫХ ТАЛАНТОВ 20 и 21 октября в Москве прошел финал II Международного конкурса вокалистов им. <...> Состав вокалистов второго конкурса оказался очень сильным, и по признанию компетентного жюри под председательством народной артистки СССР, солистки Большого театра, профессора Тамары Синявской, выбрать лучших оказалось задачей не из легких. <...> В состав международного жюри в этом году вошли народная артистка СССР Елена Образцова, латвийская и российская эстрадная певица Лайма Вайкуле, народный артист СССР и Азербайджана, ректор Бакинской музыкальной академии Фархад Шамси оглы Бадалбейли, народный артист России, художественный руководитель театра «Геликон-Опера», профессор Дмитрий Бертман, художественный руководитель Академии оперного искусства Винченцо Де Виво (Италия). <...> Несколько лет назад, когда было принято решение о проведении конкурса, посвященного Муслиму Магомаеву, организаторы ставили перед собой задачу отразить такую многообразную, сложную личность, как Муслим Магомаев. <...> Для меня большая честь помогать молодым талантам выходить на международный музыкальный рынок». <...> В программу состязания вошли произведения разных жанров, в том числе из репертуара Магомаева. <...> Планка и уровень конкурса Магомаева оказались очень высокими, ведь великий певец и композитор, благодаря своему многогранному таланту, с одинаковой виртуозностью исполнял и оперу, и романсы, и джаз, и современную эстрадную песню. <...> Конкурс-концерт проходил в сопровождении Академического Большого концертного оркестра имени Ю. В. Силантьева Российского государст- ВРУЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАГРАД ДЕЯТЕЛЯМ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА 12 октября Министр культуры Владимир Мединский провел церемонию вручения государственных наград деятелям <...>
Музыкальный_Клондайк_№11_2012.pdf
№ 11 (120) ноябрь 2012 Выходит с 2002 года В е с т н и к т в о р ч е с т в а и к у л ь т у р ы l м у з ы к а l в о к а л l х о р е о г р а фи я l т е а т р АРТ-ЦЕНТР ПЛЮС – издатель газеты 20 и 21 октября в Москве прошел финал II Международного конкурса вокалистов им. М. Магомаева, в котором приняли участие 17 оперных певцов из 10 стран. Обладателем Гран-при конкурса стал бас-баритон Женисбек Пиязов из Узбекистана. Виво (Италия). По словам Винченцо Де Виво, он с гордостью принял предложение войти в жюри такого уникального вокального конкурса: «Обычно на конкурсах речь идет о каком-то одном музыкальном направлении – опере либо эстраде. Несколько лет назад, когда было принято решение о проведении конкурса, посвященного Муслиму Магомаеву, организаторы ставили перед собой задачу отразить такую многообразную, сложную личность, как Муслим Магомаев. Было принято решение и выведена, по сути, уникальная формула, которая объединяет в себе и популярную эстраду, и оперную классическую музыку. Такой конкурс - это большое удовольствие для организаторов и для членов жюри. Для меня большая честь помогать молодым талантам выходить на международный музыкальный рынок». В программу состязания вошли проСостав вокалистов второго конкурса оказался очень сильным, и по признанию компетентного жюри под председательством народной артистки СССР, солистки Большого театра, профессора Тамары Синявской, выбрать лучших оказалось задачей не из легких. В состав международного жюри в этом году вошли народная артистка СССР Елена Образцова, латвийская и российская эстрадная певица Лайма Вайкуле, народный артист СССР и Азербайджана, ректор Бакинской музыкальной академии Фархад Шамси оглы Бадалбейли, народный артист России, художественный руководитель театра «Геликон-Опера», профессор Дмитрий Бертман, художественный руководитель Академии оперного искусства Винченцо Де изведения разных жанров, в том числе из репертуара Магомаева. Одна из главных задач конкурса – найти и поддержать молодых вокалистов, способных исполнять произведения как классического, так и эстрадного репертуара. Планка и уровень конкурса Магомаева оказались очень высокими, ведь великий певец и композитор, благодаря своему многогранному таланту, с одинаковой виртуозностью исполнял и оперу, и романсы, и джаз, и современную эстрадную песню. Конкурс-концерт проходил в сопровождении Академического Большого концертного оркестра имени Ю. В. Силантьева Российского государстВРУЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАГРАД ДЕЯТЕЛЯМ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА 12 октября Министр культуры Владимир Мединский провел церемонию вручения государственных наград деятелям культуры и искусства. Прямая трансляция из Большого зала коллегии Министерства культуры осуществлялась на сайте mkrf.ru. Указами Президента Российской Федерации за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность награждены: ОРДЕНОМ ПОЧЕТА: НЕЕЛОВА Марина Мстиславовна артистка Московского театра «Современник» ОРДЕНОМ ДРУЖБЫ: СУХОРУКОВ Виктор Иванович артист кино МЕДАЛЬЮ ОРДЕНА «ЗА ЗАСЛУГИ ПЕРЕД ОТЕЧЕСТВОМ» II СТЕПЕНИ: БЕЛЕНЬКИЙ Александр Григорьевич генеральный директор Москонцерта ЗА ЗАСЛУГИ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА ПРИСВОЕНО ПОЧЕТНОЕ ЗВАНИЕ «ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ИСКУССТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ГОЛОМАЗОВУ Сергею Анатольевичу художественному руководителю Московского драматического театра на Малой Бронной РЕЗНИКОВУ Анатолию Израиловичу кинорежиссеру, сценаристу, художнику-постановщику СЛУЦКИЙ Александр Львович дирижер Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф.Светланова PDF версию читайте на www.muzklondike.ru МЫ ПРИСУТСТВОВАЛИ ПРИ РОЖДЕНИИ НОВЫХ ТАЛАНТОВ венного музыкального телерадиоцентра. Художественный руководитель и главный дирижер - заслуженный деятель искусств России, композитор А. Клевицкий. Приглашенный дирижер - заслуженный артист России А. Поляничко. Ведущим уникального конкурса по уже сложившейся традиции стал Святослав Бэлза. Окончание на стр. 9 ЗА ЗАСЛУГИ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА ПРИСВОЕНО ПОЧЕТНОЕ ЗВАНИЕ: ПОЧЕТНОЕ ЗВАНИЕ «ЗАСЛУЖЕННЫЙ АРТИСТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» КОЛЕСНИКОВУ Александру Михайловичу концертмейстеру Государственного академического Большого театра России ЛЕБЕНБАУМ Елене Яковлевне артистке эстрады ПЕРОВУ Даниле Юрьевичу артисту Театра «Содружество актеров Таганки» СИМОНОВУ Рубену Евгеньевичу артисту режиссеру-постановщику Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова УСТЮЖАНИНОЙ Елизавете Николаевне артистке Театра «Содружество актеров Таганки» ЧИСТЯКОВУ Леониду Анатольевичу артисту сценического оркестра Государственного академического Большого театра России Продолжение на стр. 4 V МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «МСТИСЛАВУ РОСТРОПОВИЧУ» СОВРЕМЕННЫЙ ДИАЛОГ - ЧЕЛОВЕЧЕСТВО И МУЗЫКА КОНЦЕРТНЫЕ ПРОГРАММЫ ИНСТИТУТА БАЛАШШИ l В РОССИИ ИРЛАНДЦЕВ ПОНИМАЮТ ЛУЧШЕ ВСЕГО ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ОБРАЗОВАНИЯ l «ТЕАТРАЛЬНОЕ» ДЕТСТВО ЖАННЫ ЖЕРДЕР КАЗАХСТАНСКИЕ МОТИВЫ l ДЕБЮССИ И ЕГО ВРЕМЯ l ЖИВАЯ ТРАДИЦИЯ В НОМЕРЕ:
Стр.1
www.artcen ter.ru www.muz klon di ke.ru ГОСТЬ «МУЗЫ КАЛЬ НО ГО КЛОН ДАЙ КА» Владимир Путин подписал Указ «О праздновании 175-летия со дня рождения П.И. Чайковского» Полный текст Указа: Учитывая выдающийся вклад П.И. Чайковского в отечественС МИРУ ПО НОТКЕ СЕРГЕЙ СЛОНИМСКИЙ: «ДЛЯ МЕНЯ ВЕСЬ МИР - МУЗЫКАЛЬНЫЕ МОТИВЫ» ную и мировую культуру и в связи с исполняющимся в 2015 году 175-летием со дня его рождения, постановляю: 1. Принять предложение Правительства Российской Федерации о праздновании в 2015 году 175-летия со дня рождения П.И. Чайковского. 2. Правительству Российской Федерации: образовать организационный комитет по подготовке и проведению празднования 175летия со дня рождения П.И. Чайковского; обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 175-летия со дня рождения П.И. Чайковского. 3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принять участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных празднованию 175-летия со дня рождения П.И. Чайковского. 4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания. http://news.kremlin.ru 3 ноября в Концертном зале им. П. И. Чайковского состоится церемония вручения премии им. Дмитрия Шостаковича. Учредитель Премии – Международный благотворительный фонда Юрия Башмета. Лауреатом Премии имени Дмитрия Шостаковича за 2011 год Международный благотворительный фонд Юрия Башмета объявил культового композитора и дирижера современного Китая, музыканта мирового масштаба – Тан Дуна. Творческая деятельность композитора чрезвычайно многогранна: он автор как классических, так и концептуальных мультимедийных произведений, руководил самыми знаменитыми оркестрами мира, под сопровождение его музыки прошла Пекинская Олимпиада. Тан Дун широко известен своей «органической музыкой» - он играет на воде, бумаге и керамике. Композитор обещает удивить своим выступлением претенциозную столичную публику, исполнив не только классические произведения, но и соло на автомобильных покрышках. http://muzklondike.ru С 4 по 24 ноября дворцы и особняки набережных Петербурга вновь заполнятся звуками музыки – в городе пройдет III Международный музыкальный фестиваль «Петербургские набережные», организованный фондом «Дворцы Санкт-Петербурга» под художественным руководством заслуженной артистки России Марии Сафарьянц. Культурно-просветительский фестиваль «Петербургские набережные» стремится привлечь внимание к исторической и архитектурной уникальности города, напоминая петербуржцам и гостям города ныне подзабытые страницы истории великолепных особняков и дворцов. Богатой историей и множеством памятников архитектуры отмечены петербургские набережные, с которых открывается прекрасный вид на многие достопримечательности Санкт-Петербурга В рамках фестиваля состоится 4 концерта – в Президентской библиотеке имени Бориса Ельцина (историческом Здании Синода), Эрмитаже, Доме Салтыкова, Михайловском Замке. Программа фестиваля на http://muzklondike.ru 16 ноября Московская филармония приглашает на концерт Государственного академического хора «Латвия». Блистательный, один из самых признанных в мире коллективов, в своем юбилейном сезоне исполняет специальные праздничные программы, представляющие своеобразную ретроспективу его достижений за прошедшие годы. На сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского хор выступит совместно с Московским камерным оркестром Musica Viva. Государственный хор «Латвия» был основан в 1942 году в городе Иваново дирижером Янисом Озолиньшем и являлся одним из ведущих музыкальных коллективов бывшего Советского Союза. С 1997 года художественным руководителем и главным дирижером Хора является Марис Сирмайс. Коллектив регулярно представляет Латвию в наиболее значимых музыкальных мировых событиях, ежегодно дает более 20 концертов за рубежом, много выступает на родине, где проводит ежегодный Международный фестиваль духовной музыки. www.meloman.ru 18 – 25 ноября в Москве и Петербурге пройдут Дни болгарской духовной культуры. Богатая программа включает в себя концерты, выставки, театральные представления, литературные дискуссии и кинопоказы. Торжества откроются 18 ноября Гала-концертом в Большом театре. В нём примут участие одни из самых известных болгарских и русских певцов оперной сцены. Болгарию будут представлять звезды оперы Красимира Стоянова - сопрано, Владимир Стоянов - баритон и Камен Чанев - тенор, в сопровождении хора и оркестра Большого театра. Дирижер Павел Балев, Болгария. Программа на http://www.bci-moscow.ru 2012 год – юбилейный для Сергея Слонимского. В откровениях мэтра - мысли о его собственной жизни и творчестве, о проблемах бытования культуры в стране и о многом другом. В них он предстаёт незаурядной личностью, человеком, воплощающим подлинную интеллигентность, широту кругозора и независимость суждений. - Что способствовало Вашему, Сергей Михайлович, становлению, как композитора? - Композитор, может быть, даже более сложная профессия, чем писатель, и родственная ей. Требуется большой жизненный опыт, а жить сыто и роскошно вряд ли возможно. У меня было военное детство, а до войны - семейный уют литературной среды. Мой отец - Михаил Слонимский - был писателем, а ближайшими друзьями дома - Михаил Зощенко, Евгений Шварц, Вениамин Каверин, Константин Федин, Николай Тихонов, Мариэтта Шагинян - люди достаточно известные и талантливые. Я всегда существовал в атмосфере литературы, общегуманных интересов, истории. Книги с детства для меня значили очень много, музыка - тоже, потому что все жизненные впечатления преломлялись через неё. Уже в пять-шесть лет я чувствовал себя полноценно существующим только в том случае, если в голову приходила какая-то свежая мелодия, музыкальная пьеса, отразившая впечатления дня или связанная с прочитанной книгой. Для меня весь мир - музыкальные мотивы, а гармонии и ритмы - часть жизни. Меня всегда интересовала жизнь русской деревни и непарадной, глубинной России. Я много ездил в фольклорные экспедиции, жил в деревне, и характеры людей мне были интересны так же, как писателю. Я осознал, что понятие «простой человек» - фальшиво и что люди очень сложны. - Как бы Вы определили своё композиторское кредо? - Сфера моих интересов всегда склонялась к современному искусству, к острой, неприкрашенной конфликтности характеров, к новым жанрам, музыкальным краскам, но обязательно - на мелодичной основе, причём не заёмной, не подражательной, а самобытносвежей. Конечно, помогали контакты с народной музыкой, но никогда не было цитирования. В моих сочинениях внешне пессимистичные, печальные финалы – одна из моих индивидуальных черт. Наверное, такие финалы я стал писать первым из советских композиторов, во всяком случае, в своём поколении. Персонажей в опере и главные образы симфонических сочинений я воспринимаю только через мелодию. Сейчас на музыкальных фестивалях, честно говоря, трудно запомнить мотивы, и это очень большой недостаток современной музыки. С моей точки зрения, именно способность создавать рельефные, запоминающиеся музыкальные фразы является основным признаком композиторского дарования. - Как Вы относитесь к композиторам-авангардистам? - Я очень люблю авангардное искусство. Такие сочинения начал писать еще в 60-е годы. Но вижу одну опасность: как бы все авангардисты не стали уж очень похожи друг на друга, так что мексиканца невозможно отличить от норвежца, а немца от корейца. Думаю, что в русской музыке есть спасительное лекарство. У нас сохранились остатки древних античных ладов, к которым я постоянно обращаюсь в своих сочинениях. - В нашей стране постоянно что-то запрещалось. - В музыке не должно быть никаких запретов - это какой-то тоталитаризм навыворот. По натуре я не признаю диктаторства, самовластия. Это проявляется и в моем творчестве, где есть внутреннее борение со всякого рода угнетением личности, запретами, наложенными извне и даже со стороны авангардного искусства, не говоря уже об официальных властях, которые запрещали, например, хроматическую гамму, атональность и прочее. Считаю, что каждый композитор должен писать по-своему, индивидуально, но так, чтобы по музыке можно было узнать её автора, как человека - по тембру его голоса. № 11 ноябрь 2012 2 - Как сказываются, Сергей Михайлович, на Вас, на Вашей работе перипетии нашей сегодняшней жизни? - До тех пор, пока приходят музыкальные мысли, чувствую себя существующим. Когда перестаю работать, перестаю жить. Если нужно завершить работу, сижу круглые сутки, невзирая на внешние обстоятельства. Если угодно, именно творческое воображение спасало меня в застойные времена, спасает и сейчас. - Какой видится Вам перспектива развития серьёзного искусства в России? - Сейчас судьбы искусства, да и страны в целом, во многом зависят от того, каким мы вырастим новое поколение, на чём будем его воспитывать. Поэтому наша надежда – ребята, которым с детства привили любовь к Глинке и Чайковскому, Моцарту и Брамсу, Стравинскому и Шостаковичу, Штраусу и Гершвину. Таких ребят, к счастью, очень много. Они никогда не станут террористами, барыгами, бандитами, да и просто дураками. Но эта проблема требует внимания общества и немалых средств. - Серьёзное искусство само по себе стоит недёшево… - Лживые подсчеты во что обходится, скажем, та или иная серьёзная оперная постановка, крайне вредны. Таким образом вешают лапшу на уши простакам. На самом деле, огромные миллионы-триллионы вкладываются не в серьёзное искусство, а в шоу-бизнес, в финансовые пирамиды. У нас выросла целая каста чудовищно богатых теневиков, которые бесятся с жиру, живут за высокими заборами под охраной боевиков. То же и в искусстве: есть неприкасаемые попзвёзды, халтурщики, о которых и слова критики не скажешь: это небезопасно. Они сами за большие деньги заказывают себе любую хвалебную прессу. - Влияет ли на Вас то, что сегодня мы живём в новом тысячелетии? - Не вижу оснований менять в себе что-либо в связи со сменой календарной даты. Это всего лишь хронологический рубеж. Что, собственно, произошло? В конце концов, всё зависит от конкретных людей. Хорошо, что сегодня в стране предпринимаются шаги для развития культуры. Но в целом, у нас явный перекос в сторону попсы, раскручиваемых коммерческих проектов, сомнительного качества поп-звёзд. Это значит, что нужно работать как можно больше. Чем меньше остается людей, которые не продались в шоу-бизнес и не включились в политическую и коммерческую тусовку, тем большая нагрузка ложится на оставшихся серьёзных музыкантов и вообще деятелей искусства. Беседовал Валерий ИВАНОВ
Стр.2
www.muz klon di ke.ru СОБЫТИЕ ДЖЕССИ НОРМАН - ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ОПЕРЫ В Москве стартовал амбициозный проект «Королевы оперы», призванный представить российскому зрителю величайших, по мнению организаторов, певиц современности. Чрезвычайно шумный проект, несмотря на свою молодость, уже успел заполучить на открытие Премьерминистра Дмитрия Медведева с супругой, которая согласилась стать почётной патронессой фестиваля. Открытие фестиваля несколько обескуражило публику, ожидавшую большого гала- концерта примы мировой оперы. Однако организаторы предпочли начать грандиозный цикл камерным концертом не действующей солистки мировых оперных театров, а певицы, которая уступила место на сцене более молодым вокалисткам. Место на сцене - возможно, но место на троне – нет, потому что такие королевы, как Джесси Норман, бывшими не бывают. «Чёрный бриллиант оперы», великий вагнеровский голос, непревзойдённая исполнительница музыки Рихарда Штрауса давно оставила оперную Марк Маркэм,Светлана Медведева, Джесси Норман, Дмитрий Медведев, Евгений Винтур «МУЗЫКА НАЧИНАЕТСЯ ТАМ, ГДЕ СЛОВО БЕССИЛЬНО…» В этом году исполнилось 150 лет со дня рождения Клода Дебюсси. В честь великого французского композитора Московская консерватория организовала международный фестиваль «Дебюсси и его время». Фестиваль «Дебюсси и его время» - это две недели прекраснейшей музыки, связанной с именем гениального французского композитора всех времен. Музыке Дебюсси – более 100 лет, но все равно она кажется нам современной. Его творчество перевернуло ход музыкальной истории и оказало влияние на громадное число музыкантов. «Без влияния Дебюсси невозможно себе представить историю музыки и XX века, и XXI века», - заметил на открытии фестиваля Александр Бондурянский, проректор по артистической деятельности, профессор, заслуженный артист РФ. С Россией Дебюсси был связан многими нитями: несколько раз бывал в Москве, Петербурге — сначала как учитель в семье Надежды фон Мекк, затем — как всемирно известный композитор, кумир многих русских музыкантов. Дебюсси испытал несомненное влияние творчества Мусоргского, Римского-Корсакова, и открыто признавался: «Мне кажется, что в нашей печальной классной комнате, где учитель так строг, «Русские» открыли окно, выходящее на простор полей….». Московская консерватория постаралась представить наследие Дебюсси во всём великолепии и разнообразии жанров. На фестивале выступают великолепные французские артисты: скрипач и дирижёр Пьер Амойяль, пианисты Ален Планес и Жан-Эффлам Бавузе, флейтистка Патрисия Нейгл, баритон Лоран Наури, органист Эрве Дезарбр. В концертах также участвуют российские музыканты, в числе которых «Московское трио» (Александр Бондурянский, Владимир Иванов, Михаил Уткин), Виктория Корчинская-Коган (фортепиано), Алена Баева (скрипка), Иван Рудин (виолончель), Борис Андрианов (виолончель), Ксения Башмет (фортепиано), Елена Ревич (скрипка), Алексей Любимов (фортепиано), Иван Соколов (фортепиано), Владимир Сканави (фортепиано), Яна Иванилова (сопрано) и др. За две недели пройдут 16 концертов, на которых музыка Дебюсси предстанет в окружении сочинений французских и русских композиторов - его учителей, кумиров, друзей и современников. «При наполнении программы мы преследовали цель исполнить Дебюсси если не совсем в полном объеме, то практически в полном, и представить все разнообразие жанровой палитры. Это и вокальный, и инструментальный, и симфонический Дебюсси. Здесь есть чрезвычайно редко исполняемые сочинения, например, его Трио», - рассказала Ксения Бондурянская, начальник Управления специальных творческих программ Московской консерватории в интервью РИА «Новости». Фестиваль открылся 17 октября в Малом зале Консерватории концертом «Оркестровая музыка Клода Дебюсси». В этот вечер музыку великого импрессиониста и его соотечественников представлял французский музыкант Пьер Амойяль - профессор Парижской национальной консерватории и арт-директор Летней 3 № 11 ноябрь 2012 музыкальной академии в Лозанне, знаменитый дирижер и скрипач. Он выступил сразу в двух амплуа – солировал на знаменитой скрипке Страдивари «Кочански», и управлял Камерным оркестром Московской консерватории. В концерте также участвовали Виктория Корчинская-Коган (фортепиано), Елизавета Бушуева (арфа), Константин Лиманцев (труба). Дирижер – Тимур Зангиев. «Мы включили в программы и музыку современников Дебюсси. Например, на концерте-открытии мы услышим Шоссона и Онеггера, а 19 октября - концерт камерной музыки под названием «Энциклопедия импрессионизма». Здесь будут представлены композиторы французской школы - Форе, Равель. В концерте музыки для трио представлены современники - Чайковский и Равель. Есть замечательный концерт французского органиста Эрве Дезарбра, он называется «Дебюсси, его учителя, друзья и кумиры». Здесь представлена музыка Шопена, Франка, Вагнера, Прокофьева и даже Джоплина», - рассказала Ксения Бондурянская. Особое событие на фестивале - Дебюсси-марафон в Рахманиновском зале, где практически весь день, с 12 до 21 часа, будет звучать фортепианная музыка Дебюсси. По словам Ксении Бондурянской, «Десять часов фортепианной музыки Дебюсси нон-стоп – это беспрецедентный для нашей страны опыт». Марк Маркэм и Джесси Норман www.artcen ter.ru сцену. Однако, петь не перестала и концертную карьеру, к восторгу многочисленных почитателей, не оставила. Джесси Норман нашла новую себя в иной музыке, которую исполняет с не меньшим блеском, чем когда-то оперу, – мюзикл, джаз, афроамериканский фольклор. Программа Норман, названная «Американские маэстро», представляла собой симбиоз стилей: в первом отделении звучали арии из легендарных американских мюзиклов - «Карусель», «Звуки музыки», «Вестсайдская история», «Безумная», Плач Сирины из оперы «Порги и Бесс», во втором – страсти по Эллингтону, Бейкер, Фицджеральд. Великая американская музыка прозвучала в исполнении той, которая является душой этой самой музыки. Джесси Норман, красивая и статная, несмотря на годы и болезненную походку, в элегантном летящем туалете в золотых листьях папоротника, приковала внимание публики какой-то невероятной манерой владения своим некогда великим голосом, извлекая звуки из глубин своей души и тела, переводя немыслимые пьяно в крик и стоны. Непостижимо её умение, начав издалека, провести свою партию по всем закоулкам только ей известной мелодии и через все импровизации вывести точно туда, куда задумано. Техника владения звуком у Норман находится за гранью человеческих возможностей и полностью нивелирует многочисленные возрастные проблемы, и кажется, что и сегодня для неё нет ничего невозможного. Кроме, увы, самой оперы. Ну что ж, поздравим организаторов с успешным стартом и подождём следующей аудиенции у Её Величества. В декабре переходящий трон королевы оперы обещает занять Мария Гулегина. Любовь ГЛАЗКОВА Генеральный директор Русской Оперной Компании Фотографы: Алексей Молчановский и Юрий Феклистов Также в афише фестиваля еще одна необычная программа – «Диснейленд Клода Дебюсси» — театрализованный спектакль для детей на музыку «Детского уголка» и «Ящика с игрушками», с участием детской танцевальной группы -пантомимы под управлением Натальи Кайдановской, Прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна», «Ноктюрны» в исполнении Концертного оркестра Московской консерватории под управлением Анатолия Левина и многое другое. В общей сложности в фестивале участвует около 150 музыкантов. «Здесь много московских исполнителей, которые получили наконец-то возможность сыграть одного из своих любимейших композиторов в полном объеме и так, как они его видят. Но представлен и ряд французских музыкантов. В основном, это редкие гости», - отметила Ксения Бондурянская. Завершится фестиваль 30 октября в Большом зале консерватории сольным концертом знаменитого французского пианиста Жана-Эффлама Бавузе, который исполнит сочинения Бетховена и Дебюсси. Жан-Эффлам представит «Лунную» сонату Бетховена и «Остров радости» Дебюсси. «Прислушайтесь к шуму ветра, который проносится мимо вас, рассказывая вам историю мира», - в этих словах выражена вся суть творчества Дебюсси. С Дебюсси началась новая музыка…И спустя 100 лет мы с наслаждением погружаемся в мир этого удивительного французского композитора, чарующий, трепетный, многокрасочный, зыбкий, понимая, что его музыка устремлена в наше столетие. Московская консерватория сделала великолепный подарок всем меломанам и любителям искусства – такого мощного фестиваля, посвященному Дебюсси, не было давно. Партнерами Московской консерватории в фестивале являются Французский институт в России и Международный фестиваль «Ars Longa», специальными гостями - ГАСО России под управлением Владимира Юровского, «Новая Россия» под управлением Юстуса Франца. Антон ВЕНЕЦИАНОВ
Стр.3