Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Музыкальный Клондайк

Музыкальный Клондайк №10 2012

0   0
Страниц18
ID208364
АннотацияЕжемесячное издание о фестивалях и конкурсах в России и за рубежом, событиях в области классической, хоровой, народной музыки, джаза, вокального искусства, хореографии и театральной жизни. Подписчики получают полную и систематизированную информацию о российских и международных фестивалях и конкурсах, мастер-классах и курсах повышения квалификации, летних школах (сроки проведения, условия участия), а также методические материалы по вокалу и музыке, рекомендации участникам конкурсов, новости региональной культуры, интервью с деятелями искусства и музыки ноты классиков и современных композиторов. Газета выпускается с вложением "АРТ клондайк".
Музыкальный Клондайк .— Москва : Многопрофильная компания "Арт - Центр Плюс", 2002 .— 2012 .— №10 .— 18 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/208364 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 10 (119) октябрь 2012 Выходит с 2002 года АРТ-ЦЕНТР ПЛЮС – издатель газеты В е с т н и к т в о р ч е с т в а и к у л ьт у р ы PDF версию читайте на www.muzklondike.ru l музыка l вокал l хореография l театр ХРАНИТЕЛЬ МУЗЫКИ ИЛИ ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В МУЗЕЕ ГЛИНКИ 100 ЛЕТНИЙ В 2012 году Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени <...> И не случайно главные юбилейные торжества в Музее Глинки начинаются именно 1 октября, в Международный День музыки. <...> Ведь Музей Глинки – он и есть её Главный хранитель… ЮБИЛЕЙ О том, как сотрудники Музея подготовились к празднику и какие мероприятия нас ждут, рассказал Генеральный директор Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки Михаил Аркадьевич Брызгалов. <...> Докладчик Лолита Сильвиан выступит по теме «Фестиваль симфонических оркестров мира. <...> В рамках культурной программы Конгресса предполагается презентация Фестивального Симфонического оркестра Алматы под руководством Марата Бисенгалиева и Фестивального хорового коллектива. <...> 4 Для кого-то музыка – профессия, для кого-то – способ 1 ОКТЯБРЯ жизни, без которого невозМЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ МУЗЫКИ можно существовать на планете, а для кого-то - одно из проявленных чудес… Мы воспринимаем как истину, когда архитектуру или живопись называют застывшей МУЗЫКОЙ, танец – пластической МУЗЫКОЙ или МУЗЫКОЙ в движении, поэзию и литературу – МУЗЫКОЙ слова. <...> КОНСТАНТИН ОРБЕЛЯН – ГОСТЬ ОКТЯБРЬСКОГО НОМЕРА lФРАНЦИСК И ФИГАРО – ПРЕМЬЕРЫ СЕЗОНА 43 АБОНЕМЕНТА МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ l ЧТО ТАКОЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ТВОРЧЕСКИЕ ИНДУСТРИИ l ПЕСНИ ПОМОЛОДЕВШЕЙ ИТАЛИИ БОЛГАРСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ ГОТОВИТСЯ К ЮБИЛЕЮ ЯРКИЙ СЕЗОН В ПЕРМСКОЙ ФИЛАРМОНИИ l ALMA MATER ВОКАЛЬНО-ХОРОВОГО ИСКУССТВА www.muzklondike.ru www.artcen ter.ru ГО С Т Ь « М У З Ы К А Л Ь Н О ГО К Л О Н Д А Й К А » С МИРУ ПО НОТКЕ КОНСТАНТИН ОРБЕЛЯН: До 12 ноября продлятся Дни духовной культуры Румынии в России. <...> Открылся проект торжественной церемонией и музыкальным Шоу «Моцарт Рокс <...>
Музыкальный_Клондайк_№10_2012.pdf
№ 10 (119) октябрь 2012 Выходит с 2002 года АРТ-ЦЕНТР ПЛЮС – издатель газеты PDF версию читайте на www.muzklondike.ru В е с т н и к т в о р ч е с т в а и к у л ь т у ры l му зы к а l в о к а л l х о р е о г р а фи я l т е а т р ХРАНИТЕЛЬ МУЗЫКИ ИЛИ ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В МУЗЕЕ ГЛИНКИ -Михаил Аркадьевич, Музею исполняется 100 лет – возраст, который связывают с традициями, а программа празднования юбилея, подготовленная вами, выделяется новизной и интерактивностью. -Сто лет – это важная историческая дата. Мы В 2012 году Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М. И. Глинки отмечает 100-летие. Музейлегенда, Мекка для музыковедов, рай для любителей музыки, уникальное место в столице, где можно насладиться прикосновением к бесценным музыкальным рукописям и шедеврам…Мы привыкли называть его коротко и ласково – «Музей Глинки» - он и правда за эти годы стал для нас родным и любимым. И не случайно главные юбилейные торжества в Музее Глинки начинаются именно 1 октября, в Международный День музыки. Ведь Музей Глинки – он и есть её Главный хранитель… О том, как сотрудники Музея подготовились к празднику и какие мероприятия нас ждут, рассказал Генеральный директор Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки Михаил Аркадьевич Брызгалов. Для кого-то музыка – проПЕРВЫЙ ВСЕМИРНЫЙ КОНГРЕСС ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА В АЛМАТЫ Событие мировой важности ожидает нас в Конгресс представителей столице Казахстана Алматы – здесь во Дворце Республики 10 октября открывается Первый Всемирный Исполнительского Искусства (The First World Congress for the Performing Arts). Конгресс продлится до 12 октября 2012 года. Во Дворце Республики, главном концертном зале Алматы, соберутся представители более чем 50 стран, чтобы обсудить актуальные вопросы мировой культуры, обменяться опытом и ознакомиться с мастерством казахстанских музыкантов. Инициатор мероприятия - Акимат города Алматы - рассчитывает не только на то, что это мероприятие внесет достойный вклад в формирование позитивного имиджа Казахстана на международной арене, но и откроет дорогу отечественным талантам на самые престижные концертные площадки мира. В ходе работы Конгресса состоится широкая дискуссия и обзор состояния культурной жизни различных регионов, с целью обмена опытом в мире шоу-бизнеса. С докладом «The process to widen the performing and audience base for Western Classic music in India» выступит глава NCPA Сантук Хушру (Мумбай, Индия); тему современной культуры и исполнения «забытых» классических произведений поднимет Мартин Андерсон, глава «ToccataClassic», продюсер, музыкальный обозреватель (Лондон, Великобритания); о характерных чертах и особенностях американского шоу-бизнеса расскажет Ричард Уинтер Станбридж, импресарио, музыковед (Лос-Анджелес). Докладчик Лолита Сильвиан выступит по теме «Фестиваль симфонических оркестров мира. Опыт работы АСКОР с государственными органами». Также с обзором состояния современного шоу-бизнеса на постсоветском пространстве выступят известные российские и казахстанские продюсеры. В рамках культурной программы Конгресса предполагается презентация Фестивального Симфонического оркестра Алматы под руководством Марата Бисенгалиева и Фестивального хорового коллектива. В ходе конгресса также предполагается учреждение новой международной музыкальной организации – Пан–Азиатской Культурной Ассоциации (Pan-Asian Cultural Association/PACA), в состав которой войдут представители большинства приглашённых делегаций. Она будет представлять интересы Казахстана в мире музыки всего азиатского континента. фессия, для кого-то – способ жизни, без которого невозможно существовать на планете, а для кого-то - одно из проявленных чудес… Мы воспринимаем как истину, когда архитектуру или живопись называют застывшей МУЗЫКОЙ, танец – пластической МУЗЫКОЙ или МУЗЫКОЙ в движении, поэзию и литературу – МУЗЫКОЙ слова. За что музыке дана такая привилегия? Почему в бесконечной перспективе пространства нам видится её объединяющая сила, сравнимая с силой гравитации? Не потому ли, что в ней передается послание человечеству, говорящему на сотнях языков и наречий, смыслы которого сокрыты до тех пор, пока не появляются люди, способные это понять? В писании сказано: «Вначале было слово...» На каком языке и для кого оно прозвучало, когда вселенная только зарождалась? - это передаёт музыка, которая понятна без переводов и способна проникать в самую глубину нашего сознания, выражая смыслы и образы. Дорогие читатели, друзья, коллеги! Да пребудет с вами Музыка…пусть она живет в ваших душах, наполняя их светлой гармонией, неистребимым стремлением к жизни и творчеству, высшим пониманием сокрытого и светом радости. С Днем МУЗЫКИ! КОНСТАНТИН ОРБЕЛЯН – ГОСТЬ ОКТЯБРЬСКОГО НОМЕРА l ФРАНЦИСК И ФИГАРО – ПРЕМЬЕРЫ СЕЗОНА 43 АБОНЕМЕНТА МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ l ЧТО ТАКОЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ТВОРЧЕСКИЕ ИНДУСТРИИ l ПЕСНИ ПОМОЛОДЕВШЕЙ ИТАЛИИ БОЛГАРСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ ГОТОВИТСЯ К ЮБИЛЕЮ ЯРКИЙ СЕЗОН В ПЕРМСКОЙ ФИЛАРМОНИИ l ALMA MATER ВОКАЛЬНО-ХОРОВОГО ИСКУССТВА 1 ОКТЯБРЯ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ МУЗЫКИ ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ 100 счастливы, что нам довелось служить в Музее в этот знаменательный год - не каждому выпадает удача готовить празднование столетнего юбилея! Поэтому в канун своего столетия мы постарались, а как получилось – будет оценивать публика, наш посетитель, зритель, то есть те, для кого мы работаем. Они – главные, мы на них ориентируемся. Часто мы спорим – кто для кого существует? Это очень важный вопрос. Есть музеи, которые, увы, отстраняются от посетителей, погружаясь в научную работу. Но музей – это институция публичная, научно-просветительская, и как бы нам ни хотелось, чтобы нас не отвлекали (мы же занимаемся научной работой, у нас много открытий), главное – это люди, которые приходят в Музей. Музей для посетителей – это и общение с фондами, и экскурсии, и концерты, и прикосновение к тому, от чего «дыхание замирает». Так бывает, когда берешь в руки автографы Чайковского, Рахманинова, Прокофьева и многих других композиторов, о которых мы все знаем, но мало кто догадывается, что они находятся здесь. Продолжение на стр. 4 В НОМЕРЕ:
Стр.1
www.artcen ter.ru www.muz klon di ke.ru ГОСТЬ «МУЗЫ КАЛЬ НО ГО КЛОН ДАЙ КА» С МИРУ ПО НОТКЕ КОНСТАНТИН ОРБЕЛЯН: До 12 ноября продлятся Дни духовной культуры Румынии в Проект включает в себя концерты творческих коллективов, мастерРоссии. классы, фольклорные представления, кинопрезентации, сольные выступления музыкантов и артистов. Эта обменная программа, реализованная компанией «Оазис», станет продолжением в 2010-2011 годах успешно проведенных Дней российской духовной культуры в Румынии. Открылся проект торжественной церемонией и музыкальным Шоу «Моцарт Рокс», в котором знаменитые мелодии Моцарта исполняются на электрогитарах в сопровождении симфонического оркестра. А лучшие рок-композиции XX века аранжируются в стиле Моцарта. В октябре и ноябре Дни Румынии продолжатся оперными и фольклорными концертами. 5 октября в Москве, 7 октября в Санкт-Петербурге и 5 ноября в Екатеринбурге пройдут Гала-концерты солистов Национальной Оперы Бухареста. Будут исполнены лучшие партии классического репертуара. Фольклорная часть проекта представлена ансамблем «Базилик»: 7 ноября -в Москве в ТКЦ Павла Слободкина, 9 ноября - в Филармонии Великого Новгорода, 12 ноября - в петербургском «Театре на Литейном». Этот коллектив - один из богатейших хранителей фольклорных традиций и народных костюмов Румынии. В программу выступления входят старые песни о любви и печали, инструментальные зарисовки с большой гаммой ритмов и плавными переходами от танцевальных фигур «хоры» к «бэтуте», собранные в красочное фольклорное шоу. www.mkrf.ru С 1 по 5 ноября 2012 года в Москве пройдет Седьмой Московский международный общественно-культурный Форум «Живая традиция», который проводится Российским Фольклорным Союзом и Культурно-просветительской инициативой «Походъ» совместно с Правительством Москвы и Государственным институтом искусствознания. Форум посвящён празднику Казанской иконы Божией Матери и Дню народного единства. Программа Форума включает в себя мероприятия, утверждающие идею жизнеспособности и актуальности традиционной культуры в наши дни. В рамках Форума пройдут: конференция «Фольклорное движение в современном мире» совместно с Государственным институтом искусствознания, творческие лаборатории молодёжных фольклорных групп, концерты известных фольклорных коллективов, традиционные «вечорки» для молодёжи. http://livetradition.info В октябре 2012 года в Москве состоится VМеждународный конкурс молодых артистов оперетты «ОпереттаLand», посвящённый 130-летию со дня рождения Имре Кальмана. В состав интернационального жюри Конкурса входят директора и художественные руководители ведущих театров оперетты России, а также зарубежные продюсеры и деятели музыкального театра, благодаря чему конкурс «ОпереттаLand» стал не только творческим соревнованием исполнителей, но и своеобразной ярмаркой молодых талантов. Конкурс проводится в три тура (первые два тура участники поют под рояль, третий тур проходит в сопровождении симфонического оркестра) и заканчивается Галаконцертом лауреатов и вручением призов на сцене театра «Московская оперетта» 29 октября. Портал культурного http://www.operettaland.ru наследия России создан Министерством культуры РФ в соответствии с поручением Президента Российской Федерации. Это уникальный веб-ресурс, созданный для популяризации культурного наследия нашей страны. На портале представлены материалы самых разнообразных форматов: новости, инфографика, фотографии, видеозаписи. Доступ к контенту максимально упрощён, разработаны PDA-сайт и версия для слабовидящих. На портале можно посмотреть трансляции выступлений отечественных и зарубежных артистов, совершить виртуальные экскурсии по музеям в разных городах страны, прослушать краткие лекции и мастер-классы ведущих деятелей культуры. Взаимосвязь развития культуры и истории наглядно отображает раздел «Лента времени»: здесь можно проследить хронологию ключевых событий, увидеть главные культурные явления нашей страны с IX века по настоящее время. Актуальные мероприятия культурной жизни, включая самые интересные театральные премьеры, выставки, концерты и пр., а также юбилеи деятелей культуры и другие важные события освещаются в регулярно обновляемом разделе новостей. Раздел «Атлас» позволяет узнать о культурной жизни всех 83-х субъектов Российской Федерации. В «Атласе» хранится наиболее полная база знаний по региональным учреждениям и объектам культуры, которая постоянно обновляется и пополняется. Обсудить вопросы, касающиеся развития культуры в стране, а также материалы портала, пообщаться с известными деятелями культуры, журналистами и критиками можно на базе современной коммуникационной площадки. Адрес портала культурного наследия России: Культура.рф Его биография головокружительна: в три года сел за рояль, в шесть одержал победу в конкурсе Баха, в девять - сольный концерт, а в одиннадцать – выступление с Симфоническим оркестром Сан-Франциско… Гость октябрьского номера – Константин Гарриевич Орбелян, заслуженный артист России, пианист и дирижёр. - Вы родились в высокопоставленной семье. Кто угадал, что Вы Музыкант с большой буквы и сумел убедить в этом Гарри Агапароновича и Веру Ивановну? Это был дядя Константин, в честь которого Вас, очевидно, назвали? Два великих музыканта в одной семье… Каково ваше влияние друг на друга? - Не знаю, как бы я мог реализоваться в любой другой сфере, но в музыке мне было интересно, и меня она постоянно влекла. Когда мой отец вынужденно оставил своего брата, Константина Орбеляна-старшего, в 1940-м году в Баку и вступил в ряды Красной Армии, ему, разумеется, никогда не могло даже в страшном сне присниться, что они увидятся только через 35 долгих лет. Тем не менее, у нас дома было Царство Музыки, к нам домой приходила преподаватель из России, и занималась с братом и сестрой. Выбора у меня, практически, не оставалось. - Есть ли у Вас кумиры среди крупнейших пианистов и дирижёров? - Думаю, что в каждом возрасте есть кумиры, в зависимости от собственного развития. Какие-то остаются на всю жизнь, а другие - только мимолётные увлечения. Для меня огромная фигура - Евгений Светланов (в русской музыке, прежде всего), и конечно, Владимир Горовиц. Я обожаю вокал, и для меня из русских певцов наиболее выдающимися были Павел Лисициан и Зара Долуханова. - Есть ли различия в предпочтениях Орбелянапианиста и Орбеляна-дирижёра? -Безусловно, есть: как пианист, я отдавал предпочтение музыке романтической: Шопену, Брамсу, Рахманинову и Чайковскому. А в программах камерного оркестра были симфонии Гайдна, Моцарта, Боккерини и, безусловно, такие гениальные произведения, как серенады Дворжака и Чайковского. -Вы прошли три школы музыки: начав образование в родном для Вас Сан-Франциско, продолжили его в Ереванской консерватории, параллельно посещая Москву, и завершили его снова в Америке почётным № 10 октябрь 2012 2 стипендиатом Джульярдской школы в Нью-Йорке. Ваши педагоги относились к разным музыкальным школам, а к какой себя относите Вы? Или сейчас время, когда школа не имеет особенного значения? - Главным педагогом в моей жизни была и есть Нина Светланова, ученица Генриха Нейгауза, которая приехала в Нью-Йорк в 1975 году. Я тогда уже учился в Джульярдской школе музыки, и Надя Райзенберг сделала Нину, практически, своей ассистенткой. Нина - удивительный музыкант, пианистка от Бога и человек с огромной эрудицией. - Несмотря на частые перелёты и постоянные гастроли, Вы находите, чем поддерживать свою творческую и физическую форму в прекрасном состоянии. Здесь есть какие-то личные секреты, может быть, рецепты? Или в Вас заложен запас прочности, исключающий естественную усталость и унылость? - Я не верю в усталость и унылость, это всё не о нашей семье… Я смотрю на мою маму, которой будет 94 года, которая с восьми утра до двух ночи на ногах и которой я, подчас, должен напоминать: «Мама, не пора ли лечь спать? Уже два часа ночи!», - а она отвечает: «А что ты, устал? Я читаю». Так что, мне грех говорить об усталости или унынии. - Каким образом Вы сделали из себя дирижёра, и продолжается ли эта работа сейчас? - Мне кажется, что всё связанное с музыкой, происходит в голове перед тем, как я выхожу к оркестру. Я не дирижирую музыкантами, а слежу за своей музыкальной мыслью, которая у меня обдумана не один раз и, всего лишь, рассказываю руками музыкантам то, что мне хочется им сказать. -Мир меняется, из него постоянно что-то безвозвратно уходит. Как Вы чувствуете, какова участь классической музыки в XXI веке? - Классическая музыка - вечная и такова она будет, ничего с ней не случится. Где-то она менее популярна, где-то - более, но она будет иметь своё место, потому что она трогает душу. Популярная музыка - на один день, по сравнению с классической. В заключение могу сказать – музыка постоянна, она есть, она никогда не предаст, не подведёт, не обидит, не бросит, а главное, не болеет и не умирает, чего не могу сказать о людях и человеческих отношениях. Беседу проводил Игорь КИСЕЛЁВ Я НЕ ДИРИЖИРУЮ, А ВСЕГО ЛИШЬ РАССКАЗЫВАЮ РУКАМИ МУЗЫКАНТАМ ТО, ЧТО МНЕ ХОЧЕТСЯ ИМ СКАЗАТЬ…
Стр.2
www.muz klon di ke.ru СОБЫТИЕ «ФРАНЦИСК» - ОПЕРА ИЛИ ОЧИЩЕНИЕ ДУШИ? С начала сентября музыкальная общественность столицы увлечённо и нервно обсуждает явление современной оперы на самой классической сцене России. Опера Сергея Невского «Франциск», 12 и 13 сентября собравшая полный зал Новой сцены Большого театра, разделила столичных меломанов и музыковедов на два противоположных лагеря – тех, кто бурно «за» и тех, кто категорично «против». Каждая уважающая себя газета или музыкальное издание разместило у себя либо интервью с организатором проекта режиссёром Василием Бархатовым, либо рецензию на спектакль. «Франциск» царит в умах и прессе…А ведь это только начало проекта «Опергруппы» под многообещающим названием «Лаборатория современной оперы». По сути, весь проект Василия Бархатова направлен на то, чтобы осуществить прорыв современной оперы с «Территории» арт-кластеров в непривычную для неё консервативную академическую действительность, преобразуя её в живое пространство. Ударная сила прорыва - четыре постановки произведений молодых российских композиторов, осуществленные силами опять же молодых режиссёров, художников, солистов… Но как воспримут зрители этот эксперимент, смогут ли участники проекта «Опергруппа» перебороть невосприимчивость публики к новому? Способность понять современный язык оперы не возникает на пустом месте. «Это вопрос культуры и музыкального образования, которое было загублено. В Европе этот процесс шёл эволюционно: там с 1917 года никто не отстреливал интеллектуальную элиту, — говорит Василий Бархатов. — К тому же, европейские оперы развивались. Это был естественный процесс: сначала Верди писал — и тут же были премьеры, потом писал Дебюсси — и тут же были премьеры… Оперы писались и ставились, писались и ставились. А у нас в советское время всё было по-другому: даже оперы Шостаковича запрещали». «Оперу хотелось бы ставить в тех местах, для которых она была написана, с оркестром, лучшими солистами, декорациями», - считает Бархатов. Опера, как один из самых дорогих видов искусства, должна выглядеть дорого, эстетично, завораживающе.... www.artcen ter.ru «Современная музыка, сложный ее язык, встретившись с болью современного человека, оказалась открыта для публики, для театра. Средневековье опрокинуто прямо в нас, стигматы Франциска кровоточат в сердце Москвы - радикальность его чувства и слова рифмуется с чувственностью и радикальностью музыки. Музыкальный прорыв Невского к московскому слушателю, голоса Пшеничниковой и Дэниела Китинг-Робертса, работа дирижера Филиппа Чижевского, художника Виктора Шилькрота и молодого Владимира Бочарова дарят ощущение новых и сильных артистических возможностей». «Российская газета», Алена Карась «Опера Сергея Невского «Франциск» — типичный образчик современного псевдоавангарда, музыкальный язык которого застыл в обезличенных и бесчеловечных схемах Штокхаузена, Ноно, Берио и прочих «отцов» во главе с гуру самовоспроизводящихся генераций «авангардистов» — изобретателем конкретной музыки Лахенманом» «МК», Екатерина Кретова как бриллианты. С этой точки зрения старт «Лаборатории» оказался, безусловно, удачным – на предложение участвовать в проекте откликнулись Большой театр («Франциск» Сергея Невского), Театр Наций («Сны Минотавра» Ольги Раевой), Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко («Слепые» Леры Ауэрбах). И «Три-четыре» Бориса Филановского будут ставить на территории башни «Федерация» комплекса «Москва-сити». Первая постановка из четырёх уже за нами. После премьеры зрители выходили – кто ошеломлённым, кто потрясённым, кто – возмущённым…но не было равнодушных. Так что же такое «Франциск», чем он так «цепляет» зрителей? «…Боже что я сделал не так ... Жажду тебя Господи всюду где могу укрыться бью себяв грудь землю покрываю слезами Господи покарай меня пошли мне кару тольконаказание вернет меня на путь истинный …» - текст либретто, написанного Клаудиусом Люндштедтом, основан на жизни и проповеди самого Святого Франциска, аскетичен, прерывист, сбивчив, увлекает за собой в бездну переживаний главного героя. В опере использованы несколько францисканских текстов - от молитвы, которую приписывают Франциску, до позднего анонимного стихотворения 19-го века «Простая молитва». Музыка – спазм, шёпот, рваная тишина, стоны… Она то всхлипывает, как плачущая душа, то взмывает вверх к ослепительному снопу света. И оттого, что эти странные звуки окружают тебя со всех сторон, иллюзия погружения в аскетичножертвенный мир святого Франциска потрясающая. Голоса молодых солистов - контр-тенора Дэниела Китинг-Робертса, и сопрано Натальи Пшеничниковой – блестяще вплелись в изломанную линию музыки, создав чувственный, необыкновенно нежный и пронзительный дуэт. Молодые студентычтецы (а все они – студенты Школы-студии МХАТ) прожили на сцене целую жизнь – за час… Владимир Бочаров, режиссер-постановщик (тоже студент режиссёрского факультета ГИТИСа), МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА В ПЕРМИ ПЕРМСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА СЫГРАЛ «СВАДЬБУ ФИГАРО» Сюзанна – Анна Касьян, Альмавива - Андрей Бондаренко ка, которую MusikAeterna исполняет на исторических, аутентичных инструментах, всё же не даёт отвлекаться на абстрактные мысли о грехе и раскаянии и возвращает нас на землю, к нашим главным героям, к их искренней любви, победившей порочную страсть. Хочется отметить всех певцов, которые вышли на сцену в первый день, особенно Анну Касьян (Сюзанну), покорившую публику своим великолепным сопрано и итальянским темпераментом. Дуэты и трио ласкали слух, а актёрская игра завораживала, не позволяя даже на секунду отвлечься от происходящего. Блестящий подбор солистов, яркое звучание хора. С уверенностью можно сказать, что «Le nozze di Figaro» - настоящая мировая премьера, резонанс от которой, несомненно, выйдет за рамки провинциального города. После премьеры Теодор Курентзис обратился ко всем, кто собрался, чтобы разделить успех: - Мы должны быть счастливы, что родился Изумительная, лёгкая, фееричная…Этими эпитетами по праву можно наградить новую постановку Пермского театра оперы и балета. «Свадьба Фигаро» - копродукция Festspielhaus Baden-Baden и коллектива, возглавляемого знаменитым Теодором Курентзисом. Филипп Химмельман, германский режиссёр, перенёс события во вневременное пространство: на фоне звёзд и галактик разворачиваются события из жизни маленьких людей, таких, как мы с вами. Райский сад, сладкие запретные плоды – всё это в стеклянном ковчеге, над которым время не властно. И костюмы героев условны: в них сохранены лишь детали, позволяющие вспомнить галантный XVIII век. Но потрясающая музытакой гений, как Моцарт. Это самый большой, божественный мастер за последние 300 лет. Музыка, которая была им написана в 80-х годах XVIII века, актуальна сейчас, и так будет через 100-200 лет. Потому что подход в искусстве изменился за последнее время, а эмоции и жизнь людей остались прежними. А Моцарт - тот композитор, который тонко чувствует колоссальные события в психологии человека, и совершенно не возвышенно может выражать то, что не могут выразить серьёзные философы и мыслители. Всё очень просто и очень непросто. Если бы у меня были дети, я бы играл им Моцарта каждый день. Колоссальный разврат и грехи XVIII века, такие же, впрочем, как и сейчас, Моцарт, поцелованный ангелом, очищает одним взмахом. Лишь немногие люди способны это сделать - полюбить эту неудобную реальность. Керубино - Наталья Буклага, Розина - Наталья Кириллова сегодня, будет колоссальным километром в эволюции понимания чистоты искусства. Мы должны гордиться тем, что мы единственный город в России, а в мире – второй после Цюриха, который представляет оперное творчество на исторических инструментах. Все произведения, над которыми мы работаем, - это Мы представляем оперы Моцарта, потому что ничего лучшего не было в оперной литературе. И не будет. В той трилогии, которую мы воплощаем – «Cosi fan tutte», «Le nozze di Figaro» и «Don Giovanni» - есть надежда почувствовать это лучшее. В Перми мы стараемся выполнять определённую миссию, результаты которой будут через 5060 лет. Сегодня мы играем Моцарта на жильных струнных инструментах, которые были в те времена. Можно сыграть и на современных инструментах – это менее затратный проект, тем более, что публика вряд ли определит разницу. Но через 50 лет тот сантиметр, который существует 3 № 10 октябрь 2012 фундамент культуры в России. Москва и СанктПетербург за 200 лет уже сказали всё, что они могли сказать. И ожидания какой-то чудесной, невероятной эволюции в этих городах малы. Может быть немножко лучше и намного хуже. А где будет культура в России? Там где немножко лучше и намного хуже? Или там, где есть чистое пространство, для того, чтобы построить настоящую, новую Россию? А где мы будем строить новую Россию? В разваленных советских традициях Большого и Мариинского театров? Нет! Будем строить в провинции, с её большим потенциалом и верой, что чудеса существуют. И совершаются. Поэтому мы стараемся исполнять лучшую музыку, которую невозможно услышать ни в российских, ни даже во многих европейских городах. Я хочу выразить огромную благодарность потрясающим, фантастическим музыкантам, которые покинули центр, покинули те места, о которых мечтают пермяки, когда вырастают. Они подтверждают то, что пермяки должны остаться здесь. Потому что в этом городе есть культура. Следующий показ «Le nozze di Figaro» состоится лишь в марте 2013 года, и поверьте, эта опера стоит того, чтобы приехать в Пермь. Бронируйте билеты, господа. Елена ЖУКОВА Фотограф - Антон ЗАВЬЯЛОВ Фотографии предоставлены пресс-службой Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского иВиктор Шилькрот, художник, создали пространство иллюзий, сотканное из металлических конструкций, воздуха и света. Из зала сцена видится как огромный трёхстворчатый иконостас. А дорога-лестница к свету Божьему, преодолеваемая Святым Франциском в конце жизненного пути, - символ восходящей веры и вечной жизни. О дирижёре следует сказать особо. Филипп Чижевский, недавний выпускник Консерватории, так уверенно и бескомпромиссно вёл хор и оркестр Oquesta Musica к логическому финалу оперы, что именно его работа запоминается чуть ли не больше всего... Сидя в зале, чувствуешь кожей, как звучит тишина. Обжигающе. Шорохами. Вскриками. Растворением тебя в ней – во «Франциск» погружаешься, как в бездну. Это опера или очищение души? Вот такой он, «Франциск». Спасибо всем, кто его создал, а впереди – новые проекты. На очереди – «Сны Минотавра», 12 октября в «Театре Наций». Антон ВЕНЕЦИАНОВ Фотография Евгений КИРИЛЛОВ Хельмутом
Стр.3