Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Музыкальный Клондайк

Музыкальный Клондайк №9 2012

0   0
Страниц20
ID208363
АннотацияЕжемесячное издание о фестивалях и конкурсах в России и за рубежом, событиях в области классической, хоровой, народной музыки, джаза, вокального искусства, хореографии и театральной жизни. Подписчики получают полную и систематизированную информацию о российских и международных фестивалях и конкурсах, мастер-классах и курсах повышения квалификации, летних школах (сроки проведения, условия участия), а также методические материалы по вокалу и музыке, рекомендации участникам конкурсов, новости региональной культуры, интервью с деятелями искусства и музыки ноты классиков и современных композиторов. Газета выпускается с вложением "АРТ клондайк".
Музыкальный Клондайк .— Москва : Многопрофильная компания "Арт - Центр Плюс", 2002 .— 2012 .— №9 .— 20 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/208363 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Александр Суворов 1 - 8 сентября 2012 года в Москве на Красной площади состоится очередной Международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня». <...> Его традиционные участники - подразделения почетной охраны глав государств, а также ведущие военно-оркестровые и творческие коллективы России и зарубежных стран. <...> На Тверской улице состоится марш-парад лучших военных оркестров, которые принимают участие в фестивале «Спасская башня», а в Институте металлургического машиностроения в рамках проекта «Город без турни- ФЕСТИВАЛЬ «СПАССКАЯ БАШНЯ» ПОСВЯЩЕН 200-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1812 ГОДА музыканты лейб-гвардии Кавалергардского полка, исполнившие неофициальный гимн страны: финал оперы Глинки «Жизнь за царя» «Славься». <...> Современный Фестиваль «Спасская башня» возрождает традицию открытых выступлений духовых оркестров. <...> Например, Гоголевский бульвар станет «Бульваром рисовальщиков, цветочников и дизайнеров», Никитский превратится в «Бульвар читателей», а Страстной - в «Бульвар едоков». увидим новые коллективы: Ансамбль барабанщиц Пансиона воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации и Хор Академического музыкального колледжа при Московской консерватории имени П.И. Чайковского. <...> V Международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня» посвящается героям Войны 1812 года. <...> Большой русский бал и Огненное колесо войны, Триумф победы и обретенный мир для всей Европы программные темы фестиваля. <...> Официальный сайт фестиваля http://www.kremlin-military-tattoo.ru Старейший московский международный Фестиваль folk, ethno и world music «УРОЖАЙ» развернется на крыше в рамках Фестиваля «День Города в ARTPLAY» и представит именитых артистов из нескольких стран: датчане Himmerland (roots & world music), аргентинцы Capitan Tifus (южноамериканский коктейль из ска, регги, рока и фанка), португальские Pe Na Terra (свежий фолк из легендарного Порто) и другие знаменитые участники в течение 10 часов будут радовать гостей красочными выступлениями <...>
Музыкальный_Клондайк_№9_2012.pdf
№ 9 (118) сентябрь 2012 Выходит с 2002 года АРТ-ЦЕНТР ПЛЮС - издатель газеты В е с т н и к т в о р ч е с т в а и к у л ь т у ры l му зы к а l в о к а л l PDF версию читайте на www.muzklondike.ru х о р е о г р а фи я l т е а т р «Музыка в бою нужна и полезна…С распущенными знаменами и громогласной музыкой я взял Измаил». Александр Суворов Красной площади состоится очередной Международный 1 - 8 сентября 2012 года в Москве на военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня». Его традиционные участники - подразделения почетной охраны глав государств, а также ведущие военно-оркестровые и творческие коллективы России и зарубежных стран. Фестивали военных духовых оркестров имеют полуторавековую историю: в 1867 году на Парижской всемирной выставке европейская публика стала свидетельницей первого международного конкурса военных оркестров, жюри которого возглавлял Джоаккино Россини, знаменитый итальянский композитор. На этом конкурсе выступили и представители Российской империи - В этом году Москве исполняется 865 лет и программа юбилейных торжеств 1-2 сентября пройдет под девизом «Лучший город Земли». По словам Сергея Капкова, главы Департамента культуры Москвы, «День города Москвы из официального праздника превратится в неформальный, с культурными и спортивными мероприятиями на улицах, площадях и бульварах столицы. Мы постарались сделать его не формальным, не пафосным, а именно культурным». Впервые празднование Дня города пройдет также на недавно присоединенных к Москве территориях – в Троицком и Новомосковском округах. Открытие Дня города второй год подряд состоится на Красной площади и начнется с возложения венков к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду, памятнику Жукову и стеле городамгероям. Посмотреть на праздничные мероприятия на Красной площади пригласят более 7 тысяч зрителей и почетных гостей. Программа праздника будет называться «Город любви. Эпоха в танце», она включает в себя основные исторические события, связанные со столицей, в том числе - тему 200летия Бородинского сражения. На Тверской улице состоится марш-парад лучших военных оркестров, которые принимают участие в фестивале «Спасская башня», а в Институте металлургического машиностроения в рамках проекта «Город без турниСимвол Дня города создал художник Эрик Булатов, один из основателей соц-арта, чьи произведения хранятся в лучших мировых музейных собраниях. Изображение включает надпись – «Лучший город Земли», цитату из песни Муслима Магомаева, ставшую девизом 865-летнего юбилея Москвы. Символ Дня города будет также исполнен в виде значка, который все желающие смогут получить на улицах Москвы 1 и 2 сентября. Всего же в праздниках примут участие более 3 миллионов человек. кетов» откроется проект «Сталкер. Искусство на заводе», который курирует комиссар Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн. Кроме того, все музеи, находящиеся в ведении столичного департамента культуры, будут работать бесплатно. Основными площадками празднования также станут Поклонная гора, где в течение двух дней будет проходить музыкальный медиа-фестиваль, и проспект Сахарова, который превратится в праздничный город с карнавальными шествиями с участием уличных театров и кинотеатром под открытым небом. Народные гуляния будут организованы на Пушкинской и Театральной площадях и на Бульварном кольце, которое превратится в «Бульвар искусств». Например, Гоголевский бульвар станет «Бульваром рисовальщиков, цветочников и дизайнеров», Никитский превратится в «Бульвар читателей», а Страстной - в «Бульвар едоков». ФЕСТИВАЛЬ «СПАССКАЯ БАШНЯ» ПОСВЯЩЕН 200-ЛЕТИЮ музыканты лейб-гвардии Кавалергардского полка, исполнившие неофициальный гимн страны: финал оперы Глинки «Жизнь за царя» «Славься». Современный Фестиваль «Спасская башня» ПОБЕДЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1812 ГОДА Среди зарубежных участников - Оркестр 4полка, ого Венского Императорского и Королевского пехотного легендарный возрождает традицию открытых выступлений духовых оркестров. В этом году начало фестиваля совпадает с Днем города. 1 сентября оркестры пройдут маршем по Тверской улице, а 2 сентября выступают в 12-ти городских парках. ЛУЧШИЙ ГОРОД ЗЕМЛИ ПРАЗДНУЕТ 865-ЛЕТИЕ полк Тевтонского ордена; Музыкальный Корпус Бундесвера; Оркестр волынок и барабанов «Скрещенные мечи»; Оркестр Военно - Воздушных сил Греции; Римский Оркестр корпуса карабинеров; Оркестр и Рота Почетного Караула Войска Польского. Также в этом году мы увидим новые коллективы: Ансамбль барабанщиц Пансиона воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации и Хор Академического музыкального колледжа при Московской консерватории имени П.И. Чайковского. V Международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня» посвящается героям Войны 1812 года. Большой русский бал и Огненное колесо войны, Триумф победы и обретенный мир для всей Европы - программные темы фестиваля. Официальный сайт фестиваля http://www.kremlin-military-tattoo.ru Старейший московский международный Фестиваль folk, ethno и world music «УРОЖАЙ» развернется на крыше в рамках Фестиваля «День Города в ARTPLAY» и представит именитых артистов из нескольких стран: датчане Himmerland (roots & world music), аргентинцы Capitan Tifus (южноамериканский коктейль из ска, регги, рока и фанка), португальские Pe Na Terra (свежий фолк из легендарного Порто) и другие знаменитые участники в течение 10 часов будут радовать гостей красочными выступлениями. Организатором фестиваля «УРОЖАЙ» выступает культурный фонд «Вереск», занимающийся распространением культуры разных народов мира в России. В парке «Сокольники» москвичей ждет насыщенная программа «Город музыки». На открытых эстрадах парка развернётся крупнейший в Москве фестиваль музыкального искусства в формате «open-air». С 16.00 на главной сцене парка выступят известные камерные оркестры Москвы, а также певцы и инструменталисты, артисты молодёжной оперной программы Большого театра, солисты Московского музыкального театра «Геликон-Опера». Центральная фигура праздника — знаменитый пианист, заслуженный артист России Александр Гиндин. А на Фонтанной площади в роли главного арт-объекта праздника выступит исторический рояль. По информации РИА Новости ВАЛЕРИЯ БЕСЕДИНА – ГОСТЬ СЕНТЯБРЬСКОГО НОМЕРА l КОНКУРС МЕЦЦО ПАМЯТИ ФЕДОРЫ БАРБЬЕРИ ЮБИЛЕЙ КЛУБА РУССКОГО РОМАНСА В ТАЛЛИННЕ l «КОРОЛЕВЫ ОПЕРЫ» В СЕРДЦЕ КРЕМЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ ТУРИНА… XVIII ФЕСТИВАЛЬ EUROPA CANTAT l VIVA, КАЛЬМАН! УСПЕЙ ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ФЕСТИВАЛИ КОУЧ-СЕССИИ И ТРЕНИНГИ ДЛЯ ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ l ТРИ ЗОЛОТЫХ ДИПЛОМА В МЕЖДУЗДРОЕ В НОМЕРЕ:
Стр.1
www.artcen ter.ru С МИРУ ПО Н ТКЕ С 6 по 26 сентября мультимедийная выставка «Musik+X» приглашает вас совершить аудиовизуальное путешествие в мир немецких поп-звезд, рок-бунтарей, рэперов и ди-джеев. Откроют выставку германские и российские рэперы из проекта «Рэп полным ходом!» и берлинская поп-певица Барбара Моргенштерн. Выставка проходит в рамках Года Германии в России и сопровождается разнообразной музыкальной и образовательной программой. Главные элементы выставки – большие экраны, на которых «играет музыка» и демонстрируется другая мультимедиа-информация. Интерактивные элементы, наушники и другие экспонаты знакомят любителей музыки с современной музыкальной сценой Германии: ярко, информативно и интерактивно. Поп-музыка, хип-хоп, инди-рок и техно во всем многообразии представлены на четырех сценах с большими экранами, многочисленными экспонатами и уголками, где можно присесть и послушать музыку каждого жанра. В программе выставки также экскурсии и дидактический материал для организованных групп, концерты русских и немецких исполнителей, семинары и мастер-классы, показ фильмов и др. Учителя могут забронировать экскурсию для группы школьников/студентов (от 6 до 25 чел.) Адрес: Центр дизайна ARTPLAY, Москва, Сыромятническая, 10. ул. Нижняя http://www.goethe.de В начале сентября в музее-заповеднике «Царицыно» пройдут праздничные мероприятия, посвящённые 5-летию открытия Большого дворца после реставрации. Впервые в Москву привозят выставку бронзовых скульптур Огюста Родена и готовится обширная концертная программа. Программа на сайте http://www.tsaritsyno.net В 2013 году в Волгограде будет установлен памятник Владимиру Мигуле, созданный на пожертвования земляков композитора. Автором проекта выступил известный художник Сергей Щербаков. Певец и композитор Владимир Мигуля – автор «золотых» хитов 70-80-х годов XX столетия. Владимир Мигуля проснулся знаменитым, после того как его песню «Поговори со мною, мама» исполнила Валентина Толкунова. С тех пор ежегодно популярными становились несколько песен композитора. Их исполняли Валентина Толкунова, Роза Рымбаева, Иосиф Кобзон, Яак Йоала, вокально-инструментальные, военные и зарубежные ансамбли, американская группа «Роллинг стоунс», польские «Червоны гитары», югославский певец Иво Мойзер. В 1977 году на песенном конкурсе в Сопоте композитор и певец Владимир Мигуля был удостоен премии Польского радио и телевидения – «Янтарный приз» и звания лауреата фестиваля «Сопот-77». Все, кто хочет принять участие в проекте, посвященном памяти замечательного советского композитора и певца Владимира Мигули, могут связаться с его организаторами по тел.: 8 (927)2547844 или по e-mail: msmprivate@mail.ru Очередная встреча руководителей музеев – членов Ассоциации музыкальных музеев и коллекций пройдет в Москве с 1 по 5 октября. Руководители музыкальных музеев станут участниками и гостями мероприятий в честь 100-летия ВМОМК имени М. И. Глинки. Международная научно-практическая конференция «Музыкальное наследие в современном обществе» откроется 1 октября 2012 года «Музейным парадом», в котором музыкальные музеи – члены Ассоциации представят широкой общественности, ведущим СМИ и туристическим операторам России свои экспозиции, фонды, разностороннюю деятельность и инновационные подходы в работе. Эти пять дней вместят в себя сессии конференции, открытие выставки «Музы, Музыка, Музей», Торжественный вечер в честь 100-летия музея им. Глинки и многие другие мероприятия и встречи. 5 октября для руководителей музыкальных музеев в программе конференции предусмотрено специальное заседание, посвященное авторскому праву. Ведущий специалист в этой области – доцент Российского государственного гуманитарного университета и Школы-студии МХАТ кандидат юридических наук Екатерина Эдуардовна Чуковская – выступит с докладом «Авторское право в жизни музея», для обсуждения которого будет организован круглый стол. http://www.glinka.museum www.muz klon di ke.ru ГОСТЬ «МУЗЫ КАЛЬ НО ГО КЛОН ДАЙ КА» ВАЛЕРИЯ БЕСЕДИНА СИМВОЛ РОССИИ - ДУХОВНОСТЬ Когда мы договаривались об интервью с известным московским композитором, заслуженной артисткой России, членом Союза композиторов России Валерией Бесединой, как-то вышло, что местом встречи стал Екатерининский парк. Словно сама Екатерина II захотела присутствовать при нашем разговоре с автором исторической русской оперы «Самозванка», о великой царице и Лже-Елизавете, и направила нас в парк своего имени… «Валерия Беседина — композитор, творец, тонко чувствующий мир звуков, она существует в этом мире предельно органично. Валерия от природы наделена даром поэтического вдохновения. Как талантливо написан ею музыкальный цикл на стихи Марины Цветаевой! Что-то есть в этом свое, непохожее ни на что. Удивительное слияние музыки и слова; большая редкость, когда не понимаешь, что является первоосновой — слово или музыка. Одухотворенность — отличительная черта В.Бесединой. Душа ее горит творческой неутомимостью, живостью, эмоциональной насыщенностью и, вместе с тем, скромностью, присущей настоящим Художникам. Мне бы хотелось, чтобы добро, которое Валерия несет людям было ими принято с благодарностью. Талант Бесединой стоит того!» Народный артист СССР Владимир Васильев Валерия Беседина – многогранный автор. В ее творческом багаже - балеты «Суламифь», «Гойя», «Цирк приехал!», «Кот в сапогах», оперы «Самозванка» и «Огненная Дева», духовный концерт «Посвящение Святителю Николаю Чудотворцу», музыкальная драма по произведениям Марины Цветаевой «Лебединый стан», мюзиклы «Свободная клетка», «Виртуальный маскарад», «Цветок папоротника», «Госпожа Метелица», сонаты, сюиты и циклы для разных инструментов, ансамблей и многое другое… И сразу же напрашивается первый вопрос: -Валерия, женщина-композитор, это явление редкое, как Вы стали композитором? -Да, это не женская профессия, ведь слова «композитор» нет женского рода! Женщине - композитору трудно воплощать свои замыслы в консервативном пространстве. Даже после окончания мною с отличием аспирантуры Московской консерватории некоторые чиновники вопрошали: «Может, Вы ещё и ноты знаете?». А я отвечала: «Я не женщина. Я – композитор». Мой принцип – не пиши, если можешь не писать, пиши, если не можешь без этого жить. Музыкой я занималась с 5 лет… Моя мама – профессиональный музыковед, пианистка. Всю жизнь преподавала, а сейчас, спустя многие десятилетия, её находят бывшие ученики, студенты и пишут ей тёплые письма. Папа – инженер-подводник, учёный, писал замечательные картины. Училась у прекрасных педагогов, по классу фортепиано. А виртуозное владение им увеличивает композиторские возможности. Настоящий композитор обязан в совершенстве владеть фортепиано! Это непреложный закон профессионала. Не будешь же пересказывать «своими словами» музыку, которую сочиняешь? Кроме тебя, этого никто не слышит, и нужно сыграть так, чтобы хореографу, режиссёру захотелось сразу это воплотить на сцене. Мой наставник, Тихон Николаевич Хренников, считал, что композиции не научишь. Вероятно, он прав. Можно обучить законам гармонии, музформы, сольфеджио, ведь мы, композиторы, всегда пишем диктант – то, что слышишь внутри себя - фиксируешь на бумаге, и это становится доступно исполнителям. Я благодарна Тихону Николаевичу в первую очередь за его уникальные человеческие качества – он Человек с большой буквы. Он прост в своем величии и велик в своей простоте. -Я всегда восхищалась способностью композитора отразить в партитуре все многоголосие того, что звучит в голове. Как Вам это удаётся? - Поскольку я сразу слышу и пишу партитуру, то очень не просто все инструменты на 30 нотных линейках вложить в две строки клавира. Ведь в репетиционный и постановочный период певцы, постановщики работают под рояль. А партитуры мои рельефные, многоголосные, полифоничные. Сейчас многие дилетанты любят себя называть композиторами, не понимая, что это сложная профессия, требующая высокого образования и образованности. Профессиональный композитор должен уметь расписать партитуру для всех инструментов, знать особенности исполнительского искусства, слышать оркестр и многое другое. Музыка - это самое эмоциональное искусство, способное воздействовать на сознание и даже психику людей, и воинствующий дилетантизм в музыке опасен, так как калечит души слушателей. -Про Вашу музыку говорят, что она «идёт от сердца», поэтичная, неземная, одухотворённая... Что Вас вдохновляет, как возникает сюжет произведения? - Таинство творчества уже само по себе чудесно и непредсказуемо. Когда завершаешь сочинение, то загадка, что появится после этого, в чём буду черпать вдохновение в дальнейшем. Когда мне было 19 лет, после экзамена по композиции, на котором мне поставили «5+», во сне я увидела балет на тему офортов испанского художника Ф.Гойи. Сон показал мне готовый спектакль, как фильм. -Кстати, а почему именно Гойя? В 19 лет вдруг увлеклись картинами испанского гения? -Не в 19, а в 12… вместе с родителями, выстояв огромную очередь, мы попали на выставку полотен Гойи из Музея Прадо. Офорты Гойи произвели на меня мощное впечатление. Я ещё много раз побывала в музее, и уходила последней, рассматривая, вникая, погружаясь во внутренний мир великого художника. Когда спустя семь лет у меня, студентки Консерватории зазвучали темы № 9 сентябрь 2012 2 «Капричос», никто не мог объяснить, откуда появился этот исконно испанский колорит. Я не изучала испанскую музыку и ритмы, а писала по наитию, интуиции, нет ни одной цитаты, а темы родились глубинно национальные. Возникло ощущение, что я там была именно в те времена и всё видела своими глазами. Вероятно, это таинства снов и творчества, которые слились в единое целое. -Музыку к балету «Гойя» Вы создали в 19 лет, а вот воплощения на сцене пришлось ждать долго? -С «Гойей» у меня связаны фантастические истории! В далеком 1986 году этот цикл услышал В.В.Васильев, и загорелся воплотить Гойю на сцене. И вот ко мне, скромной студентке, в общежитие Московской консерватории, приезжают слушать мою музыку всемирно известные и великие Владимир Викторович Васильев и Евгений Владимирович Колобов. Я играю на фортепиано свой балет, Васильев импровизирует под музыку, а Колобов уже слышит всё в оркестре. Неслась такая бешеная энергетика, что в 30-градусный мороз дверь моей комнаты искрилась! Накануне этой встречи, вдохновившись, я сочинила адажио всего за полтора часа. Первыми слушателями нового эпизода и были Колобов с Васильевым. И вот – знаки судьбы: спустя десятилетия в декабре 2010 года впервые в Москве в театре «Новая опера», созданном Е.Колобовым, в симфоническом концерте юбилейного съезда Союза композиторов России были исполнены «Адажио любви» и «Инквизиция» из балета «Гойя». Оркестром дирижировал талантливый маэстро Дмитрий Волосников - ученик Евгения Колобова. Это не может быть просто совпадением. Я счастлива, что судьба дарит подобные встречи. Но постановки двухактного балета «Гойя» мне пришлось ждать почти четверть века. В 2007 году в Челябинске «Гойю» очень необычно, в стиле «хай-тэк», поставил самобытный хореограф Константин Уральский. Ощущение на премьере было необыкновенное! А великолепный оркестр под управлением заслуженного артиста России Антона Гришанина смог создать феерию, настоящий праздник для автора. И за балет «El mundo de ГОЙЯ», меня наградили премией Правительства РФ в области культуры. -Недавно и в Москве был поставлен балет «Гойя. Любовь и страсть» на сцене Московского областного государственного театра «Русский балет» под руководством народного артиста СССР Вячеслава Гордеева. Спектакль теперь в репертуаре и осенью мы сможем его увидеть… - С удовольствием приглашаю всех-всех на наш балет – следите за афишами! В Москве премьера состоялась в красивую дату 1.11.11. Это авторская сокращённая версия в одном акте. Хореограф - Ирина Лазарева, заслуженная артистка России, солистка Большого театра, блистательный педагог. Мы дружим более 10 лет. При знакомстве я была поражена её испанской внешностью – настоящая герцогиня Альба. С ней - замечательной, талантливой женщиной мы и поставили новую версию балета. Руководителю театра Вячеславу Гордееву понравилась наша идея. Он сказал честно: «Ира, я даю тебе сцену, артистов и … всё». Никакого финансирования нашего спектакля не было вообще. Я не только отдала бесплатно свою музыку, но и звукорежиссёра, печать программок оплатила. А Ирина за четыре месяца пошила сама для артистов 64 костюма. Ложась спать в 4-5 утра. -Как шила? Сама? -Своими руками. Одна. Ткани, фурнитура – всё за свои деньги. Но никто из зрителей не догадался о наших проблемах. Очень эффектным получился костюм Герцогини (на этот наряд я пожертвовала свое концертное платье). Балет – одноактный, мы вынужденно сократили яркие эпизоды, потому что без финансирования сделать два акта нереально. -Но все в тот вечер восхищались музыкой, талантливым пластическим воплощением и сценическим оформлением. Взыскательная московская публика встретила вашу постановку искренними и горячими аплодисментами... Продолжение на 7 стр. В а л е р и я Б е с е д и н а с с ы н о м С в я т о с л а в о м
Стр.2
www.muz klon di ke.ru www.artcen ter.ru Конкурс меццо-сопрано памяти Федоры Барбьери ПЕТЬ МУЗЫКУ, А НЕ НОТЫ… Из 35 человек во второй тур прошли 14 девушек. В финале конкурса осталось 8 участниц, которым во время выступления аккомпанировал Оркестр Государственного Эрмитажа. За дирижерским пультом стоял итальянский маэстро Джузеппе Саббатини, в прошлом известный лирико-драматический тенор, который не раз принимал участие в музыкальных мероприятиях Культурного центра Елены Образцовой в СанктПетербурге и Москве. Особо почетная роль единственного исполнителя мужских партий выпала тенору Станиславу Леонтьеву, приглашенному солисту Мариинского театра. Станислав справился со своей задачей превосходно, показав не только отточенное мастерство во владении репертуаром и голосом, но и недюжинную выдержку – ему пришлось исполнять 5 дуэтов подряд, причем два раза он выходил Владимиром Игоревичем, по разу – в образах Манрико, Радамеса и Хозе. Перед жюри конкурса стояла трудная задача – оценить не только технику владения голосом, языком оригинала, соответствия заданным критериям по репертуару, но прежде всего – умение «присутствия на сцене», как это определила Елена Васильевна. К сожалению, наличия «потрясающего голоса» недостаточно для того, чтобы создать то самое «присутствие». Федора Барбьери была одной из тех певиц, чей голос запоминается навсегда. В ее исполнении царили образ, стиль, искренность, живость и артистизм: «...Красивая внешность, звучный и горячий голос, острое музыкальное чутье. Летом 1947 года в термах Каракаллы ее появление в «Аиде» произвело сенсацию. Никто не ждал ничего особенного от молодой певицы... Своей походкой с покачиванием бедер, ладонями, прижатыми к ним, элегантностью легкого и ритмичного шага она сразу выявила сценический портрет персонажа... И это было удовольствием для глаз, радостью для души...» (из книги «Песни. Опера. Певцы Италии», автор – Юрий Александрович Волков). По словам Елены Образцовой, Федора была замечательным педагогом. «Она так же ярко воспринимала жизнь, привносила свою атмосферу…Потрясающая женщина со вкусом и юмором. Мы ее очень любили и публика петербургская ее очень любила». Федора Барбьери вплоть до самой кончины приезжала в Петербург оценивать молодых вокалистов, входя в состав жюри. Перед объявлением победителей собравшихся в зале ждал приятный сюрприз: архивные записи выступлений Федоры Барбьери, с ее лучшими ариями – в «Трубадуре», «Аиде». Даже несмотря на шершавость звука и черно-белое воспроизведение красота и мощь голоса Федоры потрясли всех зрителей! Конечно же, победительницами конкурса меццо-сопрано могли стать только те, кто убедил жюри в своем артистизме, блистательном владении фактурным, подлинным, чувственным меццо- сопрано, музыкальности и интонационной выразительности. Те, кто действительно «поет музыку, а не ноты»… Ими стали три россиянки: Ксения Леонидова (дуэт Азучены и Один из самых престижных вокальных конкурсов — Международный конкурс меццо –сопрано – прошел в Санкт-Петербурге с 21 по 26 июля. Конкурс поистине уникальный, конкурс – памятный, и посвящен выдающейся итальянской певице меццо-сопрано Федоре Барбьери, блиставшей на мировых оперных сценах с начала 40-ых по начало 80-ых годов прошлого века. Учредитель и идейный вдохновитель конкурса народная артистка СССР Елена Образцова, «великий голос Большого», обладательница чувственного, роскошного, многогранного меццо и столь же блистательной вокальной техники, задалась целью найти новые оперные таланты, чтобы помочь им в дальнейшем становлении на оперной сцене. Конкурс меццо-сопрано памяти Федоры организованный Культурным Барбьери, Центром Елены Образцовой, проводился в завораживающем сияющим великолепием зале Государственной академической Капеллы на набережной Мойки. Торжественная красота зала, с его удивительной акустикой, подчеркивала важность и уникальность мероприятия, а сама Федора словно незримо присутствовала в нем, разглядывая конкурсанток и публику со своего портрета лучистыми и смеющимися глазами. Сотрудники Центра, во главе с Виктором Бочаровым, провели кропотливую организационную работу по подготовке и проведению Конкурса. Условия участия в конкурсе были строгими: перед жюри могли выступить только певицы, соответствующие по параметрам голоса «меццо-сопрано», и участницы должны были самостоятельно сформировать свою программу, состоящую из репертуара Федоры Барбьери, которая за сорок лет своей карьеры исполнила почти сто партий. В этот раз на берега Невы приехали 37 девушек, в конкурсе выступило 35. Из них представительниц России – 28, Украины – 3, Белоруссии – 2, Азербайджана – 1, Германии – 1. В жюри конкурса меццо-сопрано, которое возглавила Елена Образцова, вошли выдающиеся певицы – Тереса Берганса (Испания), Маквала Касрашвили (Россия); директор Латвийской Национальной оперы Андрей Жагарс (Латвия); директор и главный редактор журнала «Opera Actual» Фернандо Санc Ривейра (Испания). Конкурс проходил в три тура. В первых двух соискательницы исполняли в сопровождении оркестра две арии, в третьем – дуэты из опер совместно с приглашенными певцами или певицами из числа оперных певцов театров СанктПетербурга и Москвы. Манрико из «Трубадура» Верди) – I премия. Ксения родилась в Москве. В 2007 году окончила МГК им.Гнесиных, по специальности «академическое пение», в 2012 окончила МГК им.Чайковского, руководитель Рузанна Лисициан. Юлия Меннибаева (дуэт Кончаковны и Владимира Игоревича из «Князя Игоря» Бородина) - II премия. Юлия родилась в Ярославле. Окончила Академию хорового искусства, с 2010 года педагог - Д.Ю.Вдовин. Поет в Театре им.Е.В.Колобова «Новая опера». Александра Ковалевич (дуэт Амнерис и Аиды из «Аиды» Верди) - III премия. Александра родилась в Москве. Окончила Государственную консерваторию имени П.И.Чайковского, профессор Н.И. Масленникова. Поет в «Геликон опера». Кроме того, лауреатами конкурса стали Юлия Маточкина (ей также вручили приз от спонсора конкурса журнала «Millionaire.ru»), Анна Костылева, Регина Рустамова, Ирина Колодяжная, Ольга Слепнева. Елена Образцова и Петр Родионов, Генеральный директор компании «Герофарм» (спонсор конкурса), вручили девушкам дипломы, премии и награды. Елена Васильевна также поблагодарила членов жюри, концертмейстеров, оркестр, маэстро Джузеппе Саббатини, 3 № 9 сентябрь 2012 оргкомитет конкурса, спонсоров и информационных партнеров, за поддержку и участие. На конкурс в Санкт-Петербург приехал сын Федоры, господин Уго Барлоццетти, который так же, как и его знаменитая мать, помогает молодым исполнителям. Он искренне поблагодарил организаторов конкурса, и лично Елену Образцову, за сохранение памяти своей матери, и вручил победительнице, Ксении Леонидовой, книгу, написанную самой Федорой Барбьери. Из интервью Федоры Барбьери в 2010 году, Санкт-Петербург: - Какими критериями вы пользуетесь, когда оцениваете певца? - Прежде всего - сам голос, а уже потом, увы, школа. Дело в том, что в большинстве случаев в неудаче виноваты не столько сами молодые вокалисты, сколько их педагоги, которые не в состоянии научить самому главному - правильному дыханию. На конкурсе сплошь и рядом обнаруживались дефекты такого рода. Даже после коротенького романса многие вынуждены пить воду или как-то иначе отдыхать. Все это - от плохого дыхания. А кроме того, поют произведения, предназначенные не для их голосов. Абсолютно неверно выбирают репертуар... Конкурс завершился, но тем, кто «дышит» оперой, живет в ритме ее чувственного нерва, не представляет себе жизни без музыки, Елена Образцова сделала прекрасный подарок. Молодые таланты наберут силу, окрепнут под крылом опытных наставников, и новое поколение меццо будет завораживать нас яркими и чувственными голосами. Автор Антон ВЕНЕЦИАНОВ Благодарим за предоставленные фотографии Культурный центр Елены Образцовой
Стр.3